Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
статья (русский язык, 6 класс) на тему
Статья
"Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnoe_obuchenie.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Переосмысливая цели и ценности учительского труда, критически и конструктивно подходя к анализу собственной деятельности, я пришла к выводу, что нужно меняться, осваивать новые для себя позиции, применять новые технологии обучения, если я хочу дать прочные знания, формировать у школьников умение учиться, конструктивно общаться, работать в группе. Изучив материалы, касающиеся компетентностного подхода в образовании, стараюсь применять этот метод в своей практике с целью создания в классе развивающей среды.
Педагогические методы, технологии компетентностного подхода в образовании:
1). Технология «критического мышления».
2). Проектно-исследовательский метод.
3). Организация разнообразных форм диалога и дискуссий.
4). Методы формирования понятий.
Остановлюсь подробно на методе «критического мышления».
Новые знания, умения и навыки учащиеся приобретают самостоятельно при решении особого рода вопросов, называемых развивающими, они вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Никто из нас не любит навязанные действия, чуждые решения, отсутствие выбора.
И особенно не любят этого дети. Стремлюсь научить ребят анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» и «против», применять их для решения практических задач. Анатолий Гин в своей книге пишет, что «в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, нужно предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!»
При изучении тем «Орфограмма. Её место в слове» и «Пунктуация» задаю вопрос: «Зачем нужно, чтобы единообразно записывались слова и ставились знаки препинания?» Он не предполагает однозначного ответа, возможны разнообразные суждения учащихся. (Во-первых, читателям такое единообразие удобно, т.к. нет различий между книгами, изданными в разных издательствах и городах. Для человека это может быть вообще судьбоносным: казнить, нельзя помиловать. Единообразие нужно для нормального функционирования государства, т.к. документы и законы не должны читаться по-разному.) Учащийся делает выбор: он хочет понимать речь других и сам быть понятым во время общения на разных уровнях. Разбирая тему «Правописание безударных гласных в корне слова», ставлю вопрос: « Что происходит, если гласная попадает в безударное положение?» (Её произношение ослабляется, она может звучать по-другому, можно допустить ошибку в её написании, исказить смысл высказывания.) Ребятам эта тема кажется очень лёгкой: они ведь познакомились с ней ещё в начальной школе. Пришло время показать, что ученик «НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ», весьма смутно представляет границы своей информированности. Моя задача - не только давать знания — но еще и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса. Например, безударная гласная корня проверяется ударением. (Знает.) НО… Есть близкие по звучанию, неродственные слова с безударной гласной корня: залезать (в карман) – зализать (раны); отварить (картофель) – отворить (дверь).
Гласную О в неударных корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ивать (-ывать): опоздать – поздний, хотя опаздывать; раскроить – кройка, хотя раскраивать и т.д.
Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Помогают учащимся находить новые связи и соотношения, проявить инициативу нестандартные задания. На уроках по теме «Фонетика» предложила прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят слова: яр, люк, юг, лён, сад, пол. Получилось: рай, куль, куй, ноль, тас, лоп . Это задание вызвало живой интерес у ребят.
Стимулируют учебную деятельность учащихся поисковые задания. Например: соотнесите с учебником рассмотренный материал, найдите моменты, упущенные при работе над новыми понятиями.
Одна из форм активного обучения – работа в группах. Учу детей коллективному сотворчеству, решению задач сообща. В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя за «малым» — помочь классу умело организоваться на своих уроках. Результат работы группы может быть или просто сдан на проверку учителю, или спикер одной из групп раскроет результаты работы, а другие ученики его дополнят или опровергнут. Группы могут получить одно и то же задание.
( - сильным учащимся по теме «Н и нн в суффиксах прилагательных» я предложила образовать от существительных в скобках прилагательные и объяснить их правописание (Крыльцо дома украшено (дерево) колоннами в (старина) стиле.); исправить ошибки в предложении (В голубом бездоном небе раздавался журавлинный крик.)
- средним учащимся - списать предложение, вставляя буквы, указать суффиксы прилагательных ( Крыльцо дома украшено деревя…ым) колоннами в стари…ом стиле.); образовать от существительных прилагательные, объяснить правописание суффиксов прилагательных (чаша без дна – бездонная чаша, посуда из глины – глиняная посуда, куртка из кожи – кожаная куртка, сок из клюквы – клюквенный сок)
- слабым учащимся – выделить суффиксы прилагательных в предложениях, объяснить их правописание. (Крыльцо дома украшено деревянными колоннами в старинном стиле. Вдоль аллей, над сонными прудами, бреду я наугад. Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.)
- лучшим учащимся по предмету предлагаю развивающее задание: составить тесты по теме.)
Группы могут получить и разные задания; разные, но работающие на общий результат. Тогда группы (или их спикеры) отчитываются перед классом. Или, поочередно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой.
Ребята могут искать ошибку группой, спорить, совещаться...
Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Например: ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Они не только расставляют знаки препинания в предложениях с цитатами, но и определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Возбуждают интерес к уроку исследовательские задания.
Например, работая в группе, ученики должны исследовать несколько примеров и сделать вывод о том, когда причастный оборот выделяется на письме запятыми. Можно дать инструкцию выполнения поисковой работы.
(Смутно дышащими листьями чёрный ветер шелестит. Оделись в пёстрый ситчик берёзки и клёны, окружённые тёмными башенками ёлочек.)
1). Убедись, что в предложении есть причастный оборот.
2). Определи слово, от которого зависит причастный оборот.
3). Обрати внимание на интонацию.
4). Объясните постановку знаков препинания.
Три основные стадии технологии «критического мышления»:
- стадия вызова (учащиеся познакомятся с данным текстом, задумываются над целью работы с ним, составят кластер, обменяются мнениями, зафиксируют возникшие разногласия, учитель не принимает участия в работе;)
- стадия осмысления (учащиеся выясняют, что они могут определить, опираясь на свои знания: по лексическому значению, морфологическим признакам, суффиксу слова дышащими и окружённые – причастия; зависят от слов листьями и берёзки и клёны, имеют зависимые слова, входят в состав причастного оборота; чего не знают: причастный оборот может выделяться запятыми, от чего зависит постановка запятых, наблюдают, делают вывод, обсуждают в группе, сообщают своё решение.)
- стадия рефлексии (учитель – организатор рефлексии учащихся. Например, учащимся нужно продолжить одну из фраз:
- Я считаю, что наиболее удачным на занятии было…
- Мне хотелось бы порекомендовать…
- Я сегодня на занятии открыл для себя…
- Я удовлетворён своей работой, потому что…
Можно предложить различные анкеты:
Оцени, какие из следующих видов работ помогли тебе:
а) освоить материал; б) понравились; в) проявить себя;
Шкала оценки:
3 – в полной мере, 2 – в основном, 1- частично, 0 – не помогли.
Вопросы | а | б | в |
- устные выступления; | |||
- задавать вопросы; | |||
- отвечать на вопросы; | |||
- работать в группах и т.п. |
Заполнить таблицу, включающую разделы: что знал, что узнал, с чем
не согласен, что непонятно.
Наконец, можно составить сиквейн.
В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, пробуждают учащихся, инициируют их на совершение деятельности. Это и есть активное обучение. Его стержень – коллективная деятельность и дискуссионная форма обучения. Они не отрицают индивидуальное обучение, но требуют его разумного сочетания и умелого использования.
Я стараюсь насытить урок разнообразными формами активной, поисковой работы. Применяя информационно-коммуникативные технологии, я смогла оценить резкое повышение эффективности уроков.
ИКТ помогают мне разнообразить процесс обучения, дать возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, расширить их кругозор, воспитывать коллективизм и чувство собственного достоинства, повышать компетентность учащихся относительно ИКТ.
Не секрет, что во время перемены часто не хватает времени, чтобы все необходимые материалы появились на доске. Теперь остаётся только открыть нужный файл или вставить диск. Я могу предложить кому-нибудь из учеников домашнюю работу или её часть в форме презентации. Экономится время на уроке, и ребята учатся отстаивать своё мнение. Стало возможным создание и проведение заочных экскурсий, тестов и контрольных работ не только учителем, но и самими ребятами. Мультимедиа удобно и эффективно включать на разных этапах урока, акцентируя внимание ребят на самом важном, требующем наибольшей наглядности.
И на этапе объяснения нового материала, и на заключительном этапе, например, при составлении обобщающих таблиц (составлять их на обычной доске слишком долго), и на этапе объяснения домашнего задания, используя ИКТ удобно сопоставлять различные редакции одного текста, которые можно одновременно вывести на экран и т.д. Особенно эффективны компьютерные презентации на обобщающих уроках.
Но в своей работе я не отказываюсь и от традиционных методов обучения: например, работы с тестами. Я в своей практике использую печатные тетради с тестовыми заданиями под редакцией А.Б.Малюшкина. Мне нравится, что автор учитывает разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.
В 10 классе на уроках использую два вида печатных тетрадей: комплексный анализ текста под редакцией А.Б.Малюшкина и задания к итоговой аттестации классе под редакцией Н.А.Сениной и др. авторов.
Работа по-новому – нелёгкая работа, зато и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мёртвым грузом разрозненных сведений. Школьники будут приобретать за годы учения средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Опыт работы по теме "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка."...
Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.
Статья "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....
Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.
Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...
компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Компетентностный подход в обучениина уроках русского языка и литературы
Работа посвящена раскрытию темы компетентсного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы....
Профессиональный проект «Внедрение компетентностного подхода в обучении на уроках английского языка»
Обоснования выбора профессионального проекта: применять компетентностный подход в обучении английскому языку на уроке, чтобы урок оказался максимально продуктивным, способствовал развитию ...