Преемственность в изучении морфологии как основа успешной сдачи выпускниками ЕГЭ.
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Автор статьи делает попытку проанализировать причины неудачного выполнения выпускниками заданий по морфологии. В статье предлагаются некоторые пути преодоления ошибок в выполнеии выпускниками заданий заданий В2 .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преемственность в изучении морфологии как основа успешного выполнения выпускниками школы заданий ЕГЭ .
Как известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматических сведений оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования правописных умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса, открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся и усвоения правил словоупотребления.
Однако, как показывает практика, именно этот раздел школьного курса русского языка, вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Задание № 2 части В выполняется небольшим процентом учащихся, допускаются ошибки в распознавании морфологических признаков изученных частей речи, смешиваются собственно грамматические и неграмматические свойства слов, подменяют одни признаки другими. Следовательно, при подготовке выпускников к ЕГЭ без формирования прочного теоретического фундамента и практических умений никакое «натаскивание» не поможет дать верный ответ. Механическое запоминание информации без должного понимания сути предмета повлечет за собой серьезные ошибки при внесении малейших изменений в задания..
Наблюдения за практикой преподавания раздела «Морфология» позволяют утверждать, что изучение лингвистических знаний не вызывает необходимого интереса у детей, на уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности. Поэтому очень важно именно при изучении этой темы реализовывать принципы преемственности и перспективности. Еще Н. М Карамзин говорил, что «самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя». Привлечение ранее усвоенных знаний, опора на них при овладении новым материалом вызывают у школьников интерес к занятиям языком. Понимая, что имеющиеся у них знания, умения и навыки нужны на каждом следующем этапе учения, школьники с увлечением знакомятся с элементами новых языковых явлений, которые они будут изучать позднее. Такая организация занятий создает у детей уверенность в необходимости пополнения своих знаний.
Курс морфологии в среднем звене предполагает усвоение системы признаков каждой части речи. Материал изучается линейно-ступенчато, что означает возвращение к одним и тем же понятиям. В начальной школе учащиеся получили элементарные общие сведения о системе частей речи русского языка , перешли к изучению каждой из предусмотренной программой лексико-грамматической категории слов и присущих ей морфологических признаков. Преподавателю очень важно , чтобы на каждом этапе обучения учащиеся чувствовали свой рост, прибавление знаний при кажущейся «известности»материала, примеры для разбора должны усложняться в соответствии с возрастом учащихся. В 5-7 классах следует остановиться на принципе занимательности. Этот принцип находит свое выражение прежде всего в разнообразии и вариативности форм занятий, методов и приемов работы. Уроки по морфологии не терпят шаблонности, трафаретности, безликости, им противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Анаграммы, логогрифы, ребусы, загадки, пословицы – все можно использовать при изучении признаков частей речи. Необходимо создавать условия для развития творческих возможностей учеников, предлагая им, например, следующие задания: «Сочини небольшую миниатюру», «Сделай орфографические выводы», «Определи роль данной части речи в тексте» и т.п.
Принцип занимательности проявляется и в выборе конкретных приемов, заданий, лингвистических игр , позволяющих с большей эффективностью добиться поставленной цели: привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное ознакомление с ней, обогатить их новыми знаниями и так далее. Не случайно роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами уже с давних пор (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, А.Д. Алферов и др.). Только при соблюдении этих условий преподавания усвоение знаний не будет носить формальный характер, организация мотивированной познавательной деятельности обеспечит готовность школьников к восприятию сложного грамматического материала на последующих ступенях обучения.
Немаловажную роль при изучении морфологии в разных возрастных группах играет наглядность. Специфика разработанных средств наглядности заключается в том, что они изначально задают общую структуру морфологической системы, основные принципы распределения слов по грамматическим классам, четко предопределяя место каждого понятия.
Работа с пособиями ведется на протяжении всего периода изучения раздела морфологии. Важная особенность пособий заключается в том, что в начале обучения они представляют собой лишь общую основу, «скелет» изучаемого раздела грамматики. И таблица, и пособие содержат минимум конкретной информации, позволяя ребенку самому добывать необходимые знания. От урока к уроку, от класса к классу пособия видоизменяются, «растут», поскольку учащиеся фиксируют в них все сведения по морфологии, которые усваивают на уроках. При этом структура таблицы обуславливает строго определенный порядок записи изучаемых морфологических признаков слов различных грамматических классов: 1) общее грамматическое значение; 2) морфологические категории и словоизменительные особенности слова; 3) синтаксическая функция в предложении.
По мере усвоения частных морфологических признаков слов различных частей речи происходит расширение содержания ключевых, морфологических понятий, которые на начальном этапе обучения усваиваются школьниками в самых общих чертах
В 10-11 классах знание основ морфологии закрепляется на более сложном материале, в условиях контекста. Учащимся предлагается опознать и выписать различные части речи, причем чаще всего в различных вариантах заданий ЕГЭ это частицы, предлоги, союзы. Поэтому в 8-9 классах в разделе «Синтаксис» рекомендуется закреплять и развивать знания о данных частях речи, так как их природа синтаксична. При изучении сложноподчиненного предложения учащиеся сталкиваются с новыми для них союзами, именно на этапе изучения синтаксиса окончательно отрабатывается умение различать слова, функционирующие то как одна, то как другая часть речи.
Работая над темой «Морфология» преподаватель обязан широко использовать возможности других разделов языка для попутного повторения, углубления и закрепления знаний по морфологии. Преемственность в обучении морфологии обеспечивает систематичность, научность и прочность развития знаний, умений и навыков учащихся, дает им возможность овладеть языком в его письменной и устной форме и успешно выполнить задания , предлагаемые на ЕГЭ.
Литература.
1.Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин «Русский язык 10-11 классы»(Изд. «Русское слово 2006г.)
2Е.А. Влодавская и др. «ЕГЭ, Русский язык. Эффективная методика»(Изд. «Экзамен» 2007г.)
3.С.И. Львова «За страницами учебника. Русский язык» (Изд. «Дрофа» Москва 2007г.)
4. Л.А. Тростенцова «Изучение морфологии» (ж. «Русский язык в школе» 1980г.)
Предварительный просмотр:
Преемственность в изучении морфологии как основа успешного выполнения выпускниками школы заданий ЕГЭ .
Как известно, изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматических сведений оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся, создает благоприятные условия для формирования теоретического мышления детей. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования правописных умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса, открывают возможности для использования уроков грамматики в целях развития речи учащихся и усвоения правил словоупотребления.
Однако, как показывает практика, именно этот раздел школьного курса русского языка, вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Задание № 2 части В выполняется небольшим процентом учащихся, допускаются ошибки в распознавании морфологических признаков изученных частей речи, смешиваются собственно грамматические и неграмматические свойства слов, подменяют одни признаки другими. Следовательно, при подготовке выпускников к ЕГЭ без формирования прочного теоретического фундамента и практических умений никакое «натаскивание» не поможет дать верный ответ. Механическое запоминание информации без должного понимания сути предмета повлечет за собой серьезные ошибки при внесении малейших изменений в задания..
Наблюдения за практикой преподавания раздела «Морфология» позволяют утверждать, что изучение лингвистических знаний не вызывает необходимого интереса у детей, на уроках грамматики отмечается низкий уровень познавательной активности. Поэтому очень важно именно при изучении этой темы реализовывать принципы преемственности и перспективности. Еще Н. М Карамзин говорил, что «самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя». Привлечение ранее усвоенных знаний, опора на них при овладении новым материалом вызывают у школьников интерес к занятиям языком. Понимая, что имеющиеся у них знания, умения и навыки нужны на каждом следующем этапе учения, школьники с увлечением знакомятся с элементами новых языковых явлений, которые они будут изучать позднее. Такая организация занятий создает у детей уверенность в необходимости пополнения своих знаний.
Курс морфологии в среднем звене предполагает усвоение системы признаков каждой части речи. Материал изучается линейно-ступенчато, что означает возвращение к одним и тем же понятиям. В начальной школе учащиеся получили элементарные общие сведения о системе частей речи русского языка , перешли к изучению каждой из предусмотренной программой лексико-грамматической категории слов и присущих ей морфологических признаков. Преподавателю очень важно , чтобы на каждом этапе обучения учащиеся чувствовали свой рост, прибавление знаний при кажущейся «известности»материала, примеры для разбора должны усложняться в соответствии с возрастом учащихся. В 5-7 классах следует остановиться на принципе занимательности. Этот принцип находит свое выражение прежде всего в разнообразии и вариативности форм занятий, методов и приемов работы. Уроки по морфологии не терпят шаблонности, трафаретности, безликости, им противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. Анаграммы, логогрифы, ребусы, загадки, пословицы – все можно использовать при изучении признаков частей речи. Необходимо создавать условия для развития творческих возможностей учеников, предлагая им, например, следующие задания: «Сочини небольшую миниатюру», «Сделай орфографические выводы», «Определи роль данной части речи в тексте» и т.п.
Принцип занимательности проявляется и в выборе конкретных приемов, заданий, лингвистических игр , позволяющих с большей эффективностью добиться поставленной цели: привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное ознакомление с ней, обогатить их новыми знаниями и так далее. Не случайно роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами уже с давних пор (Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, А.Д. Алферов и др.). Только при соблюдении этих условий преподавания усвоение знаний не будет носить формальный характер, организация мотивированной познавательной деятельности обеспечит готовность школьников к восприятию сложного грамматического материала на последующих ступенях обучения.
Немаловажную роль при изучении морфологии в разных возрастных группах играет наглядность. Специфика разработанных средств наглядности заключается в том, что они изначально задают общую структуру морфологической системы, основные принципы распределения слов по грамматическим классам, четко предопределяя место каждого понятия.
Работа с пособиями ведется на протяжении всего периода изучения раздела морфологии. Важная особенность пособий заключается в том, что в начале обучения они представляют собой лишь общую основу, «скелет» изучаемого раздела грамматики. И таблица, и пособие содержат минимум конкретной информации, позволяя ребенку самому добывать необходимые знания. От урока к уроку, от класса к классу пособия видоизменяются, «растут», поскольку учащиеся фиксируют в них все сведения по морфологии, которые усваивают на уроках. При этом структура таблицы обуславливает строго определенный порядок записи изучаемых морфологических признаков слов различных грамматических классов: 1) общее грамматическое значение; 2) морфологические категории и словоизменительные особенности слова; 3) синтаксическая функция в предложении.
По мере усвоения частных морфологических признаков слов различных частей речи происходит расширение содержания ключевых, морфологических понятий, которые на начальном этапе обучения усваиваются школьниками в самых общих чертах
В 10-11 классах знание основ морфологии закрепляется на более сложном материале, в условиях контекста. Учащимся предлагается опознать и выписать различные части речи, причем чаще всего в различных вариантах заданий ЕГЭ это частицы, предлоги, союзы. Поэтому в 8-9 классах в разделе «Синтаксис» рекомендуется закреплять и развивать знания о данных частях речи, так как их природа синтаксична. При изучении сложноподчиненного предложения учащиеся сталкиваются с новыми для них союзами, именно на этапе изучения синтаксиса окончательно отрабатывается умение различать слова, функционирующие то как одна, то как другая часть речи.
Работая над темой «Морфология» преподаватель обязан широко использовать возможности других разделов языка для попутного повторения, углубления и закрепления знаний по морфологии. Преемственность в обучении морфологии обеспечивает систематичность, научность и прочность развития знаний, умений и навыков учащихся, дает им возможность овладеть языком в его письменной и устной форме и успешно выполнить задания , предлагаемые на ЕГЭ.
Литература.
1.Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин «Русский язык 10-11 классы»(Изд. «Русское слово 2006г.)
2Е.А. Влодавская и др. «ЕГЭ, Русский язык. Эффективная методика»(Изд. «Экзамен» 2007г.)
3.С.И. Львова «За страницами учебника. Русский язык» (Изд. «Дрофа» Москва 2007г.)
4. Л.А. Тростенцова «Изучение морфологии» (ж. «Русский язык в школе» 1980г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы выпускникам и их родителям для успешной сдачи ЕГЭ.
В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом - абсолютно нормальная реакция организма. Причиной этого является, в первую очеред...
Поиск оптимальных и эффективных форм обучения для обеспечения успешного изучения информатики на основе передовых педагогических технологий.
Возможности развития обучаемого при использовании современных педагогических технологий и методик в обучении информатике....
Методический семинар "Аудирование и говорение как основа для успешной сдачи ГИА по иностранному языку."
Методический семинар: Аудирование и говорение как основа для успешной сдачи ГИА по иностранному языку....
«Тяжело в учении – легко в бою» или 5 советов выпускнику для успешной сдачи ЕГЭ по биологии
Вашему вниманию представлен навигатор для успешной подготовки к ЕГЭ по биологии, которыйпредставлен в виде советов для выпускников как организовать подготовку к экзамену, на какие ключевые моменты обр...
«Тяжело в учении – легко в бою» или 5 советов выпускнику для успешной сдачи ЕГЭ по биологии
Презентация содержит конкретные советы для выпускников и их родителе для подготовки к экзамену по биологии....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс «Морфология листа. Лабораторная работа №22. «Изучение морфологии листа на живых объектах или гербарных образцах»
Урок биологии «Морфология листа» проводился в 7 классе в ходе программного изучения раздела «Строение и жизнедеятельность семенных растений. Лист.»Данный урок позволил пр...