«Тяжело в учении – легко в бою» или 5 советов выпускнику для успешной сдачи ЕГЭ по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10, 11 класс)
Презентация содержит конкретные советы для выпускников и их родителе для подготовки к экзамену по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Советы по подготовке к егэ по биологии | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность В современных условиях складываются ситуации, при которых выпускнику необходимо иметь навигатор для самостоятельной подготовки к экзаменам. Причин может быть несколько – нет возможности посещать консультации (выезд на обследование, продолжительная болезнь), пандемия, слабый интернет, отсутствие учителя и другое. И подготовка к ЕГЭ по предмету «Биология» – не исключение. Так, возникла необходимость создать в помощь выпускникам модель навигатора, которая была бы проста и понятна. Приоритетное внимание здесь уделяется организации самостоятельной подготовки выпускников. Структуру навигатора можно адаптировать под «своего ученика» и предмет.
Объект и предмет Объект исследования – ЕГЭ по биологии. Предмет исследования – создание навигатора самостоятельной подготовки выпускников для успешной сдачи ЕГЭ по биологии.
Цели и задачи Цель: создать навигатор организации самостоятельной подготовки выпускников для успешной и качественной сдачи ЕГЭ по биологии Задачи: 1) определить основные шаги, программу действий для выпускника, направленные на повторение и закрепление теоретического материала по предмету «Биология», совершенствование практических навыков. 2) дать рекомендации по выполнению некоторых актуальных заданий по предмету 3) указать необходимые ресурсы для самостоятельной подготовки 4) апробировать модель навигатора на практике, выявить ее результативность.
Целевая аудитория Учащиеся 10-11 классов, учителя биологии, родители
Ожидаемые результаты, риски и методы их коррекции Предполагается приобретение выпускниками опыта самостоятельной подготовки к итоговой аттестации по биологии, освоение ими приемов планирования собственной деятельности, воспитание самостоятельности и ответственности, успешная сдача ЕГЭ по предмету «Биология». Риски – низкая мотивация выпускников, отсутствие навыков самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля. Методы коррекции – контроль со стороны родителей, помощь учителя биологии, классного руководителя; положительный опыт бывших выпускников.
«Тяжело в учении – легко в бою» или 5 советов выпускнику для успешной сдачи ЕГЭ по биологии
Совет 1 «Наметь перспективу» Формулировка «успешность сдачи ЕГЭ по биологии» для каждого выпускника имеет различные интерпретации: для одних - получить 100 баллов на экзамене, для других – набрать проходной балл, для третьих – чтоб их результат был в определенном диапазоне баллов. Наверно, можно привести и другие варианты. Но у каждого они будут свои. Поэтому важно поставить себе цель и чётко представлять тот конечный результат, который именно для тебя является показателем успешной сдачи экзамена по биологии. Итак, начнём. Зафиксируй ответ на вопрос: какой результат ЕГЭ по биологии в баллах тебе нужен, обоснуй его, и начинай подготовку. В дальнейшем, стремись к этой планке, отслеживая промежуточные результаты. Для фиксации результатов используй иллюстрацию мишени, отмечай дату и результаты тестовых проб. Ознакомься с актуальными контрольно-измерительными материалами и структурой экзамена по биологии. Для этого на сайте fipi.ru скачай демоверсию, кодификатор, спецификацию и внимательно их изучи. Обрати внимание на типы заданий в демоверсии.
Совет 1 «Наметь перспективу» Зафиксируй ответ на вопрос: какой результат ЕГЭ по биологии в баллах тебе нужен, обоснуй его, и начинай подготовку. В дальнейшем, стремись к этой планке, отслеживая промежуточные результаты. Для фиксации результатов используй иллюстрацию мишени, отмечай дату и результаты тестовых проб.
Совет 1 «Наметь перспективу» Изучи спецификацию
Совет 1 «Наметь перспективу» Изучи спецификацию
Совет 2 «Планируй» Начинай подготовку к экзамену по биологии как можно раньше (с 10 класса). Самостоятельно или с помощью учителя распредели темы для повторения по временным промежуткам, делай пометки об успешности и затруднениях повторения и закрепления. Отслеживай промежуточную результативность выполнения тренировочных тестов в баллах, сопоставляй их с тем результатом к которому ты стремишься. Анализируй, выявляй и устраняй причины, препятствующие твоему продвижению к запланированному результату. Примечай факторы, которые повышают успешность, используй их в дальнейшей подготовке. Составь график самостоятельной подготовки - не менее 15 минут каждый день; оптимальное время 3-4 занятия в неделю по 1 – 1,5 часа. Сделай упор на качество подготовки.
Совет 3 «Действуй» Начни повторять теоретический материал, закрепляя его решением тренировочных заданий. Кроме того, каждые два месяца разбирай один тренировочный тест от начала до конца. Рекомендуемый порядок повторения теоретического материала: Биология как наука (история развития биологии; свойства живого; уровни организации; методы биологии) Молекулярный уровень (химический состав клетки; биосинтез; вирусы) Клеточный и тканевый уровни (строение клеток бактерий, грибов, растений и животных в сравнении; клеточная теория; строение тканей растений и животных в сравнении; энергетический обмен; фотосинтез; хемосинтез; митоз и мейоз в сравнении; гаметогенез) Организменный уровень (онтогенез; наследственность (генетика) и изменчивость; селекция, биотехнологии) Популяционно-видовой уровень (микро- и макроэволюция; развитие жизни на Земле; эволюция человека) Биогеоценотический уровень (экологические факторы; структура экосистем) Биосферный уровень (роль живых организмов; круговорот веществ; экологические проблемы и пути их решения).
Совет 3 «Действуй» Используй для повторения, закрепления и отработки практических навыков следующие интернет-ресурсы : http://www. fipi.ru http://www.bio-ege.sdamgia.ru http://www.ege.edu.ru http://www.uztest.ru http://www.gotovkege.ru http://www.egehelp.ru http://www.ege-stady.ru/ege/materialy/biologiya/ http://www.examer.ru/ege_po_biologii/teoriya http://biologyonline/ru http://www.fipi.ru/navigator-podgotovki/navigator-ege#bi
Совет 4 «Систематизируй материал» Повторяя теоретический материал, кратко конспектируй главное, создавай памятки явлений, процессов, законов, правил в виде кластеров, иллюстраций, графиков; для каждого из них подбирай 1-2 ярких примера, заучивай. Особое внимание удели биологической терминологии. Начни вести словарь биологических терминов, кратко фиксируй их определение. Помни, что многие биологические термины являются сложносоставными словами, могут иметь несколько корней, приставки. ! Рассуждай так: Красные кровяные клетки это эритроциты в состав которых входит белок гемоглобин . Эритроциты разрушаются , значит, из предложенных приставок и корней подходит гемо- и – лиз . Ответ 35
Совет 5 «Анализируй задания» При решении тестовых заданий: Прочитывай вопрос и все варианты ответов, если таковые имеются, полностью. Убедись, что вопрос тебе понятен. Если вопрос не ясен, перефразируй его, придай ему более понятную форму, вид. Подчеркни в вопросе ключевые слова. Проанализируй варианты ответов и выбери на твой взгляд верный. Применяй самый распространенный метод – метод исключения. Старайся обосновать свой выбор, опираясь на имеющиеся знания. Если вариантов ответов в вопросе нет, разбей задание на подвопросы , их может быть два, три, четыре. Если вопрос с иллюстрацией, таблицей, графиком, внимательно и детально их изучи, так как они выполняют информационную роль. Записывай все понятия, термины, фразы, законы, которые приходят на ум по данному заданию. Отбери наиболее значимые и существенные признаки и характеристики из всего того, что ты вспомнил. После этого начинай формулировать ответы на подвопросы . Не ограничивайся двумя или тремя доводами, их должно быть пять или шесть, и они не должны дублировать друг друга.
Совет 5 «Анализируй задания» ! Учись читать иллюстрации. Опорные вопросы: 1) Что? (процесс, явление, биологический объект) 2) Из чего? (строение, структура) 3) Для чего? (функции, значение, роль)
Совет 5 «Анализируй задания» Что? Мейоз - это редукционное деление. Из чего? 2 деления по 4 фазы (ПМАТ) Для чего? Представь мысленно или схематично зарисуй фазы мейоза и установи последовательность процессов по заданию. Ответ 35142 ! Внимательно изучи рисунок. Что? Клетка. Из чего? В центре - крупная вакуоль, хорошо заметна толстая клеточная стенка, хлоропласты . Для чего? Далее выбирай варианты ответов, исходя из того, что это растительная клетка. Ответ: 135
Совет 5 «Анализируй задания» ! Детально изучи вопрос и график. Перефразируй вопрос в более понятную для тебя форму: указать изменение скорости размножения бактерий в данном температурном интервале. Ответ: скорость размножения бактерий растёт до температуры 35–36 °C, а затем снижается
Соблюдай режим дня Высыпайся Веди здоровый образ жизни У тебя все получится! Напутствие
Практическая значимость Результаты ЕГЭ по биологии Уч.год Кол-во сдающих Не прошли мин.порог Максимальный балл Средний балл 2015-2016 4 1 58 49 2016-2017 3 0 63 48 Использование навигатора для успешной сдачи ЕГЭ 2017-2018 1 0 77 77 2018-2019 2 0 73 73 2019-2020 1 0 84 84
Выводы Был создан навигатор для организации самостоятельной подготовки выпускников к ЕГЭ по биологии. В нем были определены основные шаги, программа действий для выпускника, направленные на повторение и закрепление теоретического материала по предмету «Биология», совершенствование практических навыков. Даны рекомендации по выполнению некоторых актуальных заданий по предмету. Указаны необходимые ресурсы для самостоятельной подготовки. Модель навигатора апробирована на практике, видна ее результативность. Данную модель можно рекомендовать учителям биологии для использования в своей практике по подготовке к ЕГЭ.