Комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_analiz_teksta.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Разработала учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 18 города Белгорода
Маслова Ирина Александровна
ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова «Аленушка», И.Грабаря «Февральская лазурь».
ЭПИГРАФ: «… и вот сама
Идет волшебница зима». А.С.Пушкин.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна- зеленый, осень – золотой, а зима – белый, белый. В каждом времени года есть свое очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.
3.Проверка домашнего задания.
Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего пейзажа.
4.- А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.
- А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).
Январь. Белые фигурки.
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.
Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.
На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.
- Словесное рисование.
Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. Какую цветную иллюстрацию(картину) вы бы нарисовали к этому тексту?
Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукции картин.
Вопрос: перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, которые вы увидели? Чем?
- Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем число, тему.
- Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, соблюдая интонацию.
- Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине-тексту и задержим внимание на каждом «кадре».
- Комплексный анализ текста.
- Открываем текст. Прочитайте его выразительно.
А) Определите тему данного текста( она отражена в
заглавии).
Б) В чем, по-вашему, заключается главная мысль?
(выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно
связана идея).
В) Определите тип речи (в тексте переплетаются
повествование и описание).
Г) Структурно как связаны предложения? Определите вид
связи предложений в тексте (структурно предложения
связаны цепным и параллельным способом).
1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.
2 с 1 при помощи местоимения они.
3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором; единство временного плана – план настоящего времени.
4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.
Д) Что доказывает, что это зима?(какая лексика? – зимняя)
Выделить ключевые слова и записать (январь, снега,
сугроб, зима, белый).
Е) Определите, слова какой части речи преобладают в
тексте?
1 группа – посчитать глаголы (18)
2 группа – прилагательные (14)
3 группа – существительные (32)
Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем прилагательных( последовательность действий), (это текст – повествование).
Ж) Задание по группам:
- Определите значение глаголов совершенного вида(указывают на завершенность действия, результат).
- Найдите среди прилагательных повторяющиеся,
определите их грамматическое значение(белый –
вызывает в памяти множество образов. Каких?
Белая береза, белый свадебный наряд,
белокаменная церковь).
- Выделите суффиксы существительных. Какие это
суффиксы? Какую роль играют в тексте?
Выступление со своими сообщениями (каждая группа).
Выводы:
З) Какие слова, кроме прилагательного «белый», еще
повторяются в тексте? (вдруг, зашепчутся).
- Почему слово «вдруг» встречается на стыке двух
предложений?
- Почему слова «зашепчутся» стоят рядом?
Проанализируйте фонемный состав слова.
И) Какие изобразительно-выразительные средства использует
автор?(олицетворение, эпитеты)
Запись в тетрадь:
Олицетворение Эпитеты
Прилетают снега молчаливых снегов
Зашепчутся деревья дремучих
Пришла зима диковинные
Утонул лес причудливые
К) Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все ее предложения ( в этом их смысловая связь – все они прямо или косвенно о январе, о зиме).
- Какие предложения в тексте?
- Объясните знаки препинания в первом предложении.
- Назовите однородные члены.
- Какие виды орфограмм?
- Разбор предложения.
Вывод
- Домашнее задание:
На «3» - нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова «Январь».
На «4» и «5» - создать свою миниатюру на тему «А за окном зима» по типу миниатюры Сладкова.
- Итоги урока.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.
Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире, для закрепления навыков анализ текст...
урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")
Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...