Комплексный анализ текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Маслова Ирина Александровна
Урок русского языка в 5 классе, направленный на комплексный анализ текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА  

Разработала учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 18 города Белгорода

Маслова Ирина Александровна

ЦЕЛЬ УРОКА: совершенствовать орфографические, грамматические, пунктуационные навыки учащихся; способствовать развитию творческих речевых способностей учащихся, творческого воображения, навыков комплексного анализа текста.

ОБОРУДОВАНИЕ: репродукции картин В.Васнецова «Аленушка», И.Грабаря «Февральская лазурь».

ЭПИГРАФ:   «… и вот сама

                            Идет волшебница зима».  А.С.Пушкин.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

  1. Слова учителя: Любое время года имеет свой наряд: весна- зеленый, осень – золотой, а зима – белый, белый. В каждом времени года есть свое очарование. И поэты не могли не заметить, как удивительна зима.

3.Проверка домашнего задания.

Послушаем, как авторы передают свое восхищение красотой зимнего пейзажа.

4.- А вы любите зимнюю природу? Расскажите в своих сочинениях.

  1. А вот как написал Н.Сладков о зиме (Выразительное чтение текста).

                              Январь. Белые фигурки.

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья – что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.

         Вместе со снегами налетели и набежали в лес диковинные причудливые существа. Расселись они по пням и сучкам, вскарабкались на е6ли и сосны. Тут вылез из сугроба лесной человек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит зайчонок. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит, смотрит на белый лес.

         На камне у речки – бела Аленушка склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щечку.

  1. Словесное рисование.

Задание: Включите воображение. Представьте, что каждый из вас художник. Какую цветную иллюстрацию(картину) вы бы нарисовали к этому тексту?

         Русские художники не раз признавались в любви к зиме. Вот несколько примеров. Перед вами репродукции картин.

Вопрос: перекликается ли миниатюра Н.Сладкова с сюжетом картин, которые вы увидели? Чем?

  1. Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: литературе, живописи. А теперь обратимся к теме нашего урока. Запишем число, тему.

  1. Проведем речевую разминку. Задание: расставьте логическое ударение, соблюдая интонацию.

  1. Давайте поближе подойдем к нарисованной вами картине-тексту и задержим внимание на каждом «кадре».

  1. Комплексный анализ текста.

  1. Открываем текст. Прочитайте его выразительно.

А) Определите тему данного текста( она отражена в    

      заглавии).

Б)  В чем, по-вашему, заключается главная мысль?    

     (выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно    

      связана идея).

В)  Определите тип речи (в тексте переплетаются  

      повествование и описание).

Г)  Структурно как связаны предложения? Определите вид

      связи предложений в тексте (структурно предложения  

      связаны цепным и параллельным способом).

1 предложение связано с заглавием при помощи слова январь.

2 с 1 при помощи местоимения они.

3 со 2 общим смысловым обстоятельством вдруг – лексическим повтором; единство временного плана – план настоящего времени.

4 с 5 – прошедшее время, раскрывают, конкретизируют тему 1 предложения.

Д) Что доказывает, что это зима?(какая лексика? – зимняя)

     Выделить ключевые слова и записать (январь, снега,  

     сугроб, зима, белый).

Е) Определите, слова какой части речи преобладают в  

     тексте?

1 группа – посчитать глаголы (18)

2 группа – прилагательные (14)

3 группа – существительные (32)

Вопрос: О чем говорит тот факт, что глаголов больше, чем  прилагательных( последовательность действий), (это текст – повествование).

Ж) Задание по группам:

  1. Определите значение  глаголов совершенного вида(указывают на завершенность действия, результат).
  2. Найдите среди прилагательных повторяющиеся,

        определите их грамматическое значение(белый –

        вызывает в памяти множество образов. Каких?

        Белая береза, белый свадебный наряд,

        белокаменная церковь).

  1. Выделите суффиксы существительных. Какие это  

        суффиксы? Какую роль играют в тексте?

Выступление со своими сообщениями (каждая группа).

Выводы:

З) Какие слова, кроме прилагательного «белый», еще  

    повторяются в тексте? (вдруг, зашепчутся).

  1. Почему слово «вдруг» встречается на стыке двух  

    предложений?

  1. Почему слова «зашепчутся» стоят рядом?      

    Проанализируйте фонемный состав слова.

И) Какие изобразительно-выразительные средства использует

     автор?(олицетворение, эпитеты)

Запись в тетрадь:

Олицетворение                                 Эпитеты

Прилетают снега                               молчаливых снегов

Зашепчутся деревья                          дремучих

Пришла зима                                      диковинные

Утонул лес                                         причудливые

К) Раскрытию идейно-тематического содержания миниатюры подчинены все ее предложения ( в этом их смысловая связь – все они  прямо или косвенно о январе, о зиме).

  1. Какие предложения в тексте?
  2. Объясните знаки препинания в первом предложении.
  3. Назовите однородные члены.
  4. Какие виды орфограмм?
  5. Разбор предложения.

Вывод

  1. Домашнее задание:

На «3» - нарисовать рисунок к миниатюре Н.Сладкова «Январь».

На «4» и «5» - создать свою миниатюру на тему «А за окном зима» по типу миниатюры Сладкова.

  1. Итоги урока.
  2. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...