10 класс. Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Литература". Учебник Ю.В.Лебедева. изд. 2011 год.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Подробная Рабочая программа содержит:
1. Пояснительную записку, в которой раскрыта цель изучения предмета, формы, методы и технологии обучения;
2. Тематический поурочный план учебного предмета "Литература" с указанием видов деятельности ученика, планируемых образовательных результатов, ведущих форм, методов и средств обучения;
3. Требования к уровню подготовки учащися;
4. Формы и средства контроля образовательных результатов обучающихся;
5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10 класс. Рабочая программа. Литература. Ю.В.Лебедев, 2011 | 41.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей№124»
Принято Утверждаю
Методическим объединением Директор МБОУ «Лицей №124»
Учителей русского языка русского языка _____________ Н.М.Погребников
и литературы МБОУ «Лицей №124» Приказ от 29.08.12 № 01-13/154
Протокол от 29.08.12 №1
Рабочая программа по литературе
среднего (полного образования)
для 10 класса
Рабочая программа разработана на основе Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2009.
Срок реализации рабочей программы – 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена Залесковой Ириной Владимировной
Барнаул, 2012
2. Пояснительная записка.
Важнейшая задача литературного образования – наполнение курса таким духовно-нравственным потенциалом, который обеспечивал бы нравственное воспитание на уроках литературы не просто грамотного читателя, а литературно образованного человека.
Целью литературного образования школьников является воспитание особого, традиционного для русской культуры отношения к литературе как результату общенародного значимого труда, ничем не заменимому инструменту духовно-нравственного самосовершенствования личности.
Задача учителя – увлечь ученика теми вечными вопросами, которыми питалась вся наша литература; развить в его уме и душе те свойства, которыми был наделен каждый великий русский художник: совестливость, чуткость к неправде и злу, жажду справедливости, страстную любовь к истине, желание служить России.
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе обязательного минимума в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений и в полном соответствии с программой образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2009. Рассчитана на 105 часов, реализуется в течение 2012-2013 учебного года.
В Рабочей программе произведена следующая корректировка: выделены часы на проведение Итоговой контрольной работы по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Подготовка к итоговому сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», Итоговый урок.
Формы, методы, технологии обучения:
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, эвристические беседы, уроки-дискуссии, уроки-семинары, традиционный урок, проблемный урок, урок – творческая мастерская; метод проектов, интерактивный метод; технология личносто - ориентированного обучения, логико-информационный подход, технология РКМЧП, компьютерные технологии.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать /понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-класси ков XIX—XX веков;
- основные закономерности историко-литературного про цесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур ным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочине ния разных жанров на литературные темы.
Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и современной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.
4. Календарно-тематический план учебного предмета «Литература»
(3 ч. в неделю, 105 часов в год).
№ урока | Тема урока | Виды деятельности обучающихся. | Планируемые образовательные результаты при изучении темы | Ведущие методы и средства обучения на уроке |
Вершины русской литературы первой четверти 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе. – 1 ч. | ||||
А.С.Пушкин – 4 ч. | ||||
2 | Художественный мир Пушкина. Национальное своеобразие романтизма Пушкина. | Анализ стихотворений | Изучат особенности художественного мира писателя. Усовершенствуют опыт анализа лирического текста Усовершенствуют опыт составления высказывания на литературную тему. Усовершенствуют опыт составления характеристики литературного героя. | индивидуальный |
3 | Духовная просветленность поздней лирики поэта. | Анализ стихотворений | коллективный | |
4 | «Маленькие трагедии». Изображение в «Маленьких трагедиях» узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным. | групповая | ||
5 | Крах на русской почве замыслов и идеалов европейского героя в повести «Пиковая дама» | |||
М.Ю.Лермонтов – 4 ч. | ||||
6 | Религиозно-философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова | беседа | ||
7 | Поэтические находки в лирике Лермонтова (соединение жанровых традиций обличительной сатиры и элегии) | практикум | Изучат особенности художественного мира писателя. Усовершенствуют опыт анализа лирического текста. | |
8 | Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова («Два великана», «Воздушный корабль»). Предчувствие трагедии русского нигилизма и безбожия. | практикум | ||
9 | Бесстрашное обнажение кровавой изнанки войны в стихотворении Лермонтова «Валерик» | практикум | ||
Н.В. Гоголь – 3 ч. | ||||
10 | Идея воскрешения «мертвых душ» в творчестве Гоголя. | Усовершенствуют опыт составления сравнительной характеристики. Углубят знания по теме «маленький человек». | ||
11 | Особенности последней петербургской повести Гоголя «Шинель». Социально и религиозно-философский смысл повести. | |||
12 | Социально-бытовая проблематика «Шинели» как продолжение пушкинской традиции в освещении темы «маленького человека». Символический смысл образов повести. | Круглый стол | ||
13 | Итоговая контрольная работа по творчеству «А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя) | контрольный | Индивидуальная работа | |
14 | Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О.де Бальзака («Гобсек»), Ч. Диккенса («Жизнь и приключения Оливера Твиста), Г. Де Мопассана («Ожерелье») | Лекция | Коллективная работа | |
15 | Становление и эволюция реализма в русской литературе 19 века. Ренессансный характер русского реализма. | лекция | ||
Н.А. Гончаров – 9 ч. | ||||
16 | Жизнь и творчество писателя. Особенности его эстетической и общественной позиции | беседа | Углубят знания о особенностях творческого метода писателя. Усовершенствуют опыт анализа эпизода. | |
17 | Роман «Обломов». Две трактовки Обломова и обломовщины в русской критике. | беседа | ||
18 | Полнота и сложность характера Обломова. Гончаров и Гоголь. Обломов и «лишние люди» | |||
19 | «Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера. Сказочные и былинные ассоциации в сцене прихода гостей к Обломову. | практикум | икт | |
20 | Андрей Штольц как антипод Обломова. Неудачная попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты. | |||
21 | Споры по поводу любви Ольги Ильинской к Обломову в русской критике | |||
22 | Семейная жизнь Андрея Штольца и Ольги Ильинской. Любовь к Обломову русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной | |||
23 | Историко – философский смысл романа. Роман «Обломов» в экранизациях | |||
24 | Жизнь романа Гончарова во времени. Актуальный смысл проблематики творчества Гончарова на современном этапе развития европейской христианской цивилизации | Подготовка к сочинению по роману. | групповая | |
А.Н.Островский – 6 ч. | ||||
25 | Историческая почва, обусловиая рождение национальго драматурга. Художественныйир Островского – драматурга. | Углубят знания по теме «Жанровые признаки драмы». Узнают основные факты жизни и творчества писателя- | ||
26 | Творческая история «Грозы» | Узнают содержание изученного литературного произведения; соотнесут художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскроют конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученного литературного про изведения; выявят «сквозные» темы и ключевые проблемы; соотнесут произведение с литератур ным направлением эпохи; | индивидуальная | |
27 | Своеобразие жанра русской трагедии: общенациональный масштаб художественного обобщения, образы Волги в пьесе. | |||
28 | Народные истоки характера Катерины, своеобразие ее религиозного мироощущения. | |||
29 | Добролюбовская и писаревская Катерина перед судом Катерины Островского. Художественный мир Островского – драматурга в оценке Добролюбова и А.А. Герцена | |||
30 | Национальное своеобразие поэтики драм Островского | Подготовка к сочинению по драме «Гроза» | ||
И.С.Тургенев – 12 ч. | ||||
31 | Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева. Общественные взгляды писателя | Выявят авторскую позицию; Аргументированно формулируют свое отношение к прочитанному произведению; | ||
32 | «Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-худоственной мысли 1860-х годо | |||
33 | Особенности тургеневского романа (обзор) | |||
34 | Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Трагический характер основного конфликта | |||
35 | Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат. | практикум | ||
36 | Базаров и Аркадий | Усовершенствуют опыт составления сравнительной литературной характеристики. | индивидальная | |
37 | Любовь Базарова к Одинцовой. Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий кризис. | |||
38 | Второй круг жизненных странствий Базарова, сопровождаемый разрывами с Павлом Петровичем, Фенечкой, Аркадием, Одинцовой. | |||
39 | Базаров под крышей родительского дома. Трагическое разрешение центральной коллизии романа. | |||
40 | «Отцы и дети» в русской критике (Антонович, Писарев, Страхов) | Круглый стол | ||
41 | Позднее творчество писателя (обзор) | |||
42 | Подготовка к итоговому сочинению по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Групповая работа | ||
Н.А.Некрасов – 10 ч | ||||
43 | Формирование личности Н.А. Некрасова. Начало журнальной и издательской деятельности в кругу писателей «натуральной школы». | - анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения; | ||
44 | Поэтический сборник Некрасова 1856 года. Художественная целостность этой поэтической книги. | |||
45 | Драматизм восприятия Некрасовым судьбы поэтического искусства в эпоху 1850-1860-х годов. Первый раздел поэтического сборника – народная жизнь в движении и развитии. | |||
46 | Своеобразие интимной лирики Некрасова. | Анализ лирического текста | индивидуальная | |
47 | Творческая история поэмы-эпопеи Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования. | |||
48 | Семь странников – эпический образ народных правдоискателей. Помещик и поп как герои поэтического эпоса. | |||
49 | «Пир на весь мир» - финал эпической поэмы. | Усовершенствуют опыт анализа финала произведения. | ||
50 | Эволюция хорового народного образа в поэме-эпопее от «Последыша» к «Пиру на весь мир». | |||
51 | Новый тип счастливца-жизнеустроителя в образе Гриши Добросклонова. Песни Гриши. | |||
52 | «Последние песни» поэта. Некрасов и русская поэзия конца 19-начала 20 века. | Подготовка к итоговому сочинению | ||
Ф.И.Тютчев – 4 ч. | ||||
53 | Мир природы в философской лирике поэта. | Анализ поэтического текста. | - анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения; | Индивидуально-групповая. |
54 | Поэзия Тютчева в контексте русского литературного развития. Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины. | |||
55 | Тема трагического одиночества и его преодоления. Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека. | |||
56 | Поэтическое открытие русского космоса и возрождение пушкинской гармонии в стихах Тютчева. | |||
А.А. Фет – 4 ч. | ||||
57 | Драматизм Личной судьбы Фета. Место в русской поэзии второй половины 19 века. | Усовершенствуют знания жанрового определения лирического стихотворения. | Индивидуально-гупповая | |
58 | Социально-философские и эстетические взгляды Фета в его стихах о назначении поэта и поэзии. | |||
59 | Поэзия Фета и диалектика души Л.Н.Толстого. Своеобразие любовной лирики Фета. | |||
60 | Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души. | Анализ стихотворения. А.Фета, Ф.Тютчева )по выбору учащихся) | ||
А.К.Толстой – 3 ч. | ||||
61 | Жизненный путь и своеобразие художественного мироощущения А.Толстого. | |||
62 | Любовная лирика Толстого. | |||
63 | Исторические взгляды Толстого и его сатирические стихотворения. | |||
М.Е.Салтыков – Щедрин – 4 ч. | ||||
64 | Формирование сатирического дарования Салтыкова - Щедрина. | Коллективная работа. | ||
65 | «История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества Салтыкова – Щедрина 1860-х годов. | Анализ текста | ||
66 | Сатира Салтыкова – Щедрина на любую безбожную власть. Градоначальники города Глупова как земные идолы. | |||
67 | Пророческий смысл финала сатиры. | Усовершенствуют опыт анализа финала произведения. | ||
Ф.М. Достоевский – 9ч. | ||||
68 | Биография и литературная деятельность Ф.М. Достоевского. Эволюция мировоззрения писателя. | индивидуальная | ||
69 | «Преступление и наказание». Творческая история романа. | Усовершенствуют умение анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения; | индивидуальная | |
70 | Своеобразие взаимоотношений Раскольникова с его идеей о суеверных правах сильной личности. Богоборческий смысл идеи. | |||
71 | Связь теории Раскольникова с драматическими условиями жизни («на аршине пространства!») униженных и оскорбленных людей петербургских углов. | |||
72 | Идея и натура Раскольникова: сознательное и подсознательное в поступках и душевных переживаниях героя. | |||
73 | Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников И Сонечка Мармеладова. Источник духовной силы Сонечки. | |||
74 | Символический сон Раскольникова на каторге. | |||
75 | Полемический подтекст «Преступления и наказания». Пророческий смысл романа. | |||
76 | «Преступление и наказание» в русской критике конца 1860-х годов. Христианский гуманизм Достоевского. Мировое признание творчества писателя. | Подготовка к итоговому сочинению. | ||
Л.Н.Толстой – 12 ч. | ||||
77 | Детские, отроческие и юношеские годы писателя. Начало творческого пути. Трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». | Анализировать и интерпретировать художественное произ ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле матикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур ным направлением эпохи; | ||
78 | Место «Севастопольских рассказов на пути к «Войне и миру». | |||
79 | Роман – эпопея «Война и мир». Творческая история «Войны и мира». Эволюция замысла и ее связь с раздумьями Толстого о судьбах России в кризисную эпоху 1860-х годов. | |||
80 | «Война и мир» как роман – эпопея, жанровое своеобразие и композиционное своеобразие книги. | |||
81 | Толстовская философия истории. Наполеон, Кутузов, «толпа», «народ» | |||
82 | «Война» и «мир» как два универсальных состояния общей жизни людей в художественном мире произведений. | |||
83 | Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и ее христианский смысл. | |||
84 | Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе – эпопее. | |||
85 | Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе – эпопее. | |||
86 | Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа | |||
87 | Роман эпилога в художественном единстве романа – эпопее. | |||
88 | Подготовка к сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» | |||
Н.С.Лесков – 4 ч. | ||||
89 | Место Лескова в ряду писателей классиков второй половины 19 века. Своеобразие общественной позиции Лескова. | |||
90 | Повесть-хроника Лескова «Очарованный странник». Судьба очарованного странника Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера. | Углубят опыт характеристики героя, определения рода и жанра произведения; | ||
91 | Флягин как русский национальный характер в процессе его незавершенного становления и развития. | Анализ эпизода повести | ||
92 | Особенности языка хроники. | |||
А.П.Чехов – 9 ч. | ||||
93 | Существенные особенности реализма Чехова. Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1800-х годов. Своеобразие чеховского юмора. | |||
94 | Перемены в творчестве Чехова второй половины 1800-1890-х годов («Горе», «Тоска»). Духовное прозрение Чехова в сказке «Студент». | Выявлять авторскую позицию; выразительно читать. Аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | ||
95 | Нарастание масштабов художественного обобщения в «маленькой трилогии». Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу в повести «Ионыч». | |||
96 | Умение Чехова вместить содержание классического русского романа в пределы краткой, но емкой по своему смыслу повести («Дама с собачкой») | |||
97 | Своеобразие драматургии Чехова, ее исторические истоки. | |||
98 | Жанровое своеобразие комедии «Вишневый сад». | |||
99 | Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодежь. | |||
100 | Двойственное освещение всех действующих лиц. Средства выражения авторской оценки комедии. | |||
101 | Смысл финала комедии. Подготовка к сочинению. | |||
102 | Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 века. | Групповая работа | ||
103 | Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 века. | |||
104 | Мировое значение русской литературы. | семинар | ||
105 | Мировое значение русской литературы. |
5. Формы оценки образовательных достижений учащихся:
- Сочинение на литературную тему;- доклад;- выразительное чтение наизусть;- анализ эпизода художественного произведения;- тест;- создание оригинальных произведений. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
6. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Программа образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией Ю.В. Лебедева. Москва «Просвещение», 2009.
- Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1/ Ю.В.Лебедев. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2011.- 365 с.
- Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
- Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие.- М.: Дрофа, 2006.-172 с.
- Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.- 352 с.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.
- Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку для 5 класса к учебнику Биболетовой М.З.
Рабочая программа и тематическое планирование по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса анг...
рабочая программа и тематическое планирование к учебнику О.В.Афанасьевой для 7 класса
Рабочая учебная программа и тематическое планирование к учебному курсу О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык» для 7 класса разработана на основе Примерной программы по иностранному яз...
рабочая программа и тематическое планирование к учебнику М.З.Биболетовой 7 класс
Рабочая учебная программа и тематическое планированиек учебному курсу М.З.Биболетовой, Н.Н. Трубанёвой «Английский с удовольствием» для 7 класса разработана на основе Примерной программы по инос...
Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 10-11 класса (учебник Максаковского В.П.)
В материале представлена рабочая программа по географии к учебнику Максаковского В.П. для 10-11 класса (1 час в неделю). Кроме того есть и примерное календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа и тематическое планирование по математике к учебнику А.Н. Колмогорова . «Алгебра и начало анализа», 11 класс и Геометрий А.В Погорелов.
Рабочая Программа за 11 класс ....
Рабочая программа и тематическое планирование по географии для 6 класса (2 часа в неделю) по учебнику Герасимовой Т.П.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонентагосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего исреднего (полного) общего ...
Рабочая программа и тематическое планирование уроков геометрии7класс,учебник Погорелов А.В.
Содержиттематическое планирование урокоа геометрии 7классе по учебнику А.В.Погорелова,52 ч...