Урок № 1 "Понятие о причастии"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Урок проведен по рейтинго-накопительной системе. Может. кому-нибудь это материал покажется интересным. Буду благодарна за отзывы и пожелания. Спасибо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rns_prichastie_urok_1.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 1. Понятие о причастии.
Целевая аудитория: 6 класс.
Тип урока: вводный урок по теме «Причастие»
Знать: 1) понятие причастия
2)грамматические признаки причастия
Понимать: 1) как отличать причастие от прилагательного
Уметь: 1) видеть причастия в словосочетаниях и предложениях
2) отличать от прилагательных
3) находить определяемое слово в словосочетании с причастием
4) структурировать теоретический материал
Анализ: 1)анализировать причастия как часть речи
Синтез: 1)уметь составлять предложения с причастиями
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. В течение всего занятия каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
2.Ознакомление с технологической картой урока.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
3. Переход к новой теме.
СТАДИЯ «ВЫЗОВ»
Обратимся к приложению к уроку.
Задание 1. Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? (Однокоренные). Найдите лишнее слово (слова) в каждой группе.
Синий бежал
Синеватый Прибежавший
Синеющий Бегущий
- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова синеющий бегущий, прибежавший прилагательными?
- Почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.
- Объясните, как вы понимаете это слово?
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы можете объяснить эти слова?
4.Этап 1 (знание) СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Задание 1 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________
Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее
синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________
о синеющем
синеющему изменяются по _____________________
Задание 2 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________
Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее
синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________
о синеющем
синеющему изменяются по _____________________
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________
Обозначает _________________________________________
Синеющую
Синевшую изменяется по _______________________________
Синеющую
Просиневшее изменяется по ________________________________
синеющий на небосводе - причастие может иметь при себе _______________________
Этап 2 (понимание)
Сегодня на уроке вы должны научиться отличать причастие от имени прилагательного. Сначала обратимся к рубрике «Возьмите на заметку» (стр.127)
Потренируемся, выполняя упр. 302 (стр.128). Устная работа.
Мы уже знаем из предыдущих заданий, что причастие в словосочетании может выступать как в роли зависимого слова, так и главного (определяемого). См. ПРИЛОЖЕНИЕ. К уроку.
Задание 1
Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.
В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья, ведущая в парк.
Задание 2
Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.
- Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
- Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
- Изредка доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.
Этап 3 (применение)
Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.
Задание1
Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Задание2
Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Я могу составить 2 предложения с полученными словосочетаниями.
Этап 4 (анализ)
Задание 1
Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в таблицу
Признаки причастия
Признаки глагола | Признаки прилагательного |
Задание 2
Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в творческой работе «Автобиография причастия»
Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ
Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.
Этап 5 (синтез) СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»
Выполним творческую работу.
Задание 1
По иллюстрации составьте предложения, употребив в них причастия.
Составьте небольшой текст по иллюстрации, употребив в нем причастия.
«АВТОРСКОЕ КРЕСЛО».
-Ребята, кто из вас готов прочитать свои творческие работы? Приглашаю занять авторское кресло.
Д. З.
1.Нарисуйте родословное дерево причастия.
2.Составить сказку о жизни причастия.
Приложение к уроку « Что такое причастие»
Задание 1. Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? Найдите лишнее слово в каждой группе.
Синий Бежал
Синеватый Прибежавший
Синеющий Бегущий
- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова Синеющий Бегущий, Прибежавший прилагательными?
- Почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.
- Объясните, как вы понимаете это слово?
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы можете объяснить эти слова?
Этап 1 (знание)
Задание 1 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________
Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее
синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________
о синеющем
синеющему изменяются по _____________________
Задание 2 См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод ---согласуется с какой частью речи?_____________________
Синеющий,
Синеющая, ------------ изменяется по ………………….
синеющее
синеющий
синеющие_____ изменяются по __________________
о синеющем
синеющему изменяются по _____________________
Синеющий
Отвечает на вопрос________________________
Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________
Синеющую
Синевшую изменяется по _______________________________
Синеющую
изменяется по ________________________________ (вид)
синеющий на небосводе - причастие может иметь при себе _______________________
Этап 2 (понимание)
Задание 1
Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.
В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья, ведущая в парк.
Задание 2
Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.
- Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
- Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
- Изредка доносились ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этап 3 (применение)
Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.
Задание1
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Задание2
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.
Этап 4 (анализ)
Задание 1
Просмотрев записи урока, запишите выводы в таблицу
Признаки причастия
Признаки глагола | Признаки прилагательного |
Задание 2
Просмотрев записи урока, запишите выводы в творческую работу «Автобиография причастия»
Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ
Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________. Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.
Этап 5 (синтез)
Творческое задание.
Задание 1
Я могу по иллюстрации составить предложения, употребив в них причастия.
Задание 2
Я могу составить текст, используя причастия.
Д. З.
1.Нарисуйте родословное дерево причастия.
2.Составить сказку о жизни причастия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Это удивительное причастие"
презентация к уроку по теме "Причастие"...
урок русского языка "причастие"
урок-путешествие в 6 классе по теме "Причастие" с презентацией...
Итоговый урок по теме "Причастие"
Материалы помогут в подготовке и проведении урока в 7 классе....
Презентация к уроку русского языка "Причастие"
Данная презентация может помочь учителю познакомить учащихся с такой непростой темой как "Причастие"...
Разработка урока по теме: Причастие.
Цели:-обобщение изученного о причастии;-развитие речи учащихся с использованием причастий в полной и краткой форме, причастных оборотов;-активизация познавательной деятельности, воспи...
Открытый урок по русскому языку в 7 классе «Повторительно-обобщающий урок по теме «Причастие и деепричастие»
урок в форме соревнования...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»»
Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (неза...