Урок-проект по русскому языку "Лингвокультуроведческий анализ текста (отрывка из рассказа В.А.Гиляровского "Под каланчой") 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Основная цель лингвокультуроведческого анализа текста- это формирование читателя, способного соотносить языковые единицы текста с его содержанием, извлекать из текста историко-культурные факты, воплощенные в слове.
Данный вид анализа текста сложен для учащихся 6 класса. Поэтому для повышения интереса и самостоятельности в работе используем метод проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
![]() | 620.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект по русскому языку «Лингвокультуроведческий анализ текста (отрывка из рассказа В.А.Гиляровского «Под каланчой») в 6 классе.
Цели урока:
- развивать культуроведческую и языковую компетенции учащихся:
а) формировать навыки медленного чтения под лингвистическим «микроскопом», умения и навыки анализа текста;
б) подвести учащихся к осознанию коммуникативной и эстетической функций языка;
- вовлечь учащихся в проектную деятельность, научить их самостоятельно работать в группах, проводить рефлексию;
- заинтересовать учащихся историей языка, показать неразрывную связь с историей общества.
Оборудование:
- отрывок из рассказа В.А.Гиляровского «Под каланчой»;
- портреты В.А.Гиляровского и фотографии старой Москвы;
- презентация.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
В рамках данного проекта было пройдено несколько этапов:
1) Подготовительный - подбор текста, знакомство с ним, определение конечной цели.
2) Формирование микрогрупп с распределением заданий: поиск информации об авторе и его книге; подготовка выразительного чтения текста, работа со словарями, подготовка материалов презентации.
3) Анализ текста и языковых средств на различных уровнях;
4) Знакомство с новыми понятиями:
5) Завершающий- презентация и обсуждение результата проекта.
- Выступление группы учащихся с рассказом о жизни и творчестве В.А.Гиляровского (презентация).
- Чтение текста учащимися.
-Пожарники едут! Пожарники едут! - кричит кучка ребятишек.
В первый раз в жизни я услыхал это слово в конце первого года империалистической войны...
Меня, старого москвича и, главное, старого пожарного, резануло это слово. Москва, любовавшаяся своим знаменитым пожарным обозом - сперва на красавцах-лошадях, подобранных по мастям, а потом бесшумными автомобилями, сверкающими медными шлемами, -с гордостью говорила:
-Пожарные!
И вдруг:
-Пожарники!
Что-то мелкое, убогое, обидное...
В Москве с давних пор это слово было ходовым, но имело совсем другое значение: так назывались особого рода нищие, являвшиеся в Москву на зимний сезон вместе со своими господами, владельцами богатых поместий. Помещики приезжали в столицу проживать свои доходы с имений, а их крестьяне - добывать деньги, часть которых шла на оброк, в господские карманы.
Погорельцы приходили и приезжали в Москву целыми семьями... Некоторые из них покупали особые сани, с обожженными концами оглоблей, уверяя, что они только сани и успели вырвать из огня.
Бывали, конечно, и настоящие пострадавшие от пожара люди, но таких в полицейских протоколах называли «погорельщиками», а фальшивых - «пожарниками».
- Работа с понятиями.
- текст, основные признаки текста, тема, идея и композиция текста (повторение)
- новые понятия: лингвокультуроведческий анализ-это разбор текста во взаимосвязи языка и культуры: выделение семантико-структурных элементов текста, языковых единиц всех уровней, определение коммуникативной и эстетической функций текста, выявление в тексте историко-культурной информации.
- Анализ текста.
Мы прочитали отрывок из текста В.А.Гиляровского. Из него узнаем о
культурных, социальных, бытовых реалиях того времени.
- приведите примеры этих реалий (социально-классовое неравенство: помещики и крепостные; бытовые- жизнь крестьян; культурные- среда бытования слова пожарный
- найдите непонятные слова и выражения, узнайте их толкование в словарях (империалистическая война, пожарный обоз, проживать доходы, помещик, оброк, оглобли)
- докажите, что данный фрагмент-это текст, укажите его признаки; связность текста осуществляется за счет лексических повторов- пожарники едут, это слово...; цельность текста- это его тематическое и идейное единство. Этот текст можно было бы назвать «История слова «пожарный»
- определите тему и основную мысль текста, его композицию
В названии текста есть явное указание на тему, которая раскрывается автором последовательно. Неверно использованное значение слова «пожарники» стало поводом для рассказа. Автор, не скрывая своего возмущения и негодования («что-то мелкое, убогое, обидное»), с любовью и гордостью отзывается о Москве и о людях героической профессии-пожарных. В тексте описываются реалии того времени, дается лингвистический и исторический комментарий. Авторская позиция имеет немаловажное значение в определении главной мысли.
- В тексте используется диалог, который помогает передать автору живую разговорную речь.
- К какому стилю речи можно отнести данный текст? (К художественно-публицистическому, так как автор использует различные семантические средства: эмоционально-окрашенную лексику, разговорную речь, устаревшие слова, слова в переносном значении; в тексте есть приметы времени.
- Тип речи текста- повествование с элементами описания, поскольку события передаются во временной последовательности с помощью глаголов прошедшего времени, описательный характер тексту придают имена прилагательные.
- Можно ли назвать данный текст культуроведческим? Конечно. Так как через ключевые слова (пожарники и пожарные) мы можем узнать о жизни и культуре Москвы конца 19-начала 20 веков. Гиляровский очень трепетно относится к значению слов и пытается донести до читателя неразрывную связь, существующую между историей и языком..
6. .Презентация или сочинение на темы: «Из истории пожарного дела в Москве», «Я б в пожарные пошел...», «Прогулка по моей Москве», посещение музея.
7.Рефлексия.
Литература:
- Гиляровский В.А. Москва и москвичи.- М.,1983.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.- М.,1978.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.А.Гиляровский- «летописец быта» своего времени «Поэт, писатель, знаток России и Москвы, человек большого сердца, чистейший образец талантливого нашего народа» К.Паустовский
«Университеты» Гиляровского -бурлак - волжский бродяга - рабочий на заводе - объездчик лошадей - циркач - актер - доброволец на русско - турецкой войне - пожарный - знаток московского «дна»- нищих и босяков
Старая Москва 1881 год В.А.Гиляровский приезжает в Москву и навсегда остается в этом городе. «Люблю Москву. Она больше всего теперь занимает меня…И я готов преклоняться перед ней до потери сил».
Столешников переулок. Дом Гиляровского. Здесь бывали А.П.Чехов, А.И.Куприн, И.А.Бунин, С.А.Есенин. Здесь в 1926 году написана замечательная книга «Москва и москвичи»
Пожарное дело в Москве
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)
Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...
Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)
Разработка занятия элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 10 классе, развивающего навык анализа художественного текста. Предложенный автором вариант может использоваться и при изучении тв...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Исследовательская работа по русскому языку: "Анализ глаголов речи в рассказах А.П. Чехова"
Исследовательская работа по русскому языку: "Анализ глаголов речи в рассказах А.П. Чехова"...

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.
Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация....

Урок литературы в 8 классе. " Смысловой анализ текста( на основе рассказа Тэффи"Псевдоним"
Данный урок разработан с учетом спецификации заданий-кейсов, способствуюих развитию функциональной читательской грамотности учащихся на уроках литературы...