Конспект урока по рус_яз_8_Однородные члены предложения
план-конспект урока русского языка (8 класс) по теме
Урок литературы в 8 классе на тему: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»
Цели: обобщить и систематизировать материал по разделу: «Однородные члены предложения и пунктуация при них»; способствовать формированию у школьников диалектического мышления, развивать активность, самостоятельность, творческие способности, развивать умение работать коллективно, индивидуально, давать рецензию на ответ товарища, объективно оценивать себя; способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rus_yaz_odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 8 классе на тему:
«Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»
Еремина Е.С., учитель русского языка и литературы
Цели: обобщить и систематизировать материал по разделу: «Однородные члены предложения и пунктуация при них»; способствовать формированию у школьников диалектического мышления, развивать активность, самостоятельность, творческие способности, развивать умение работать коллективно, индивидуально, давать рецензию на ответ товарища, объективно оценивать себя; способствовать формированию духовно-нравственного мировоззрения.
Тип урока: обобщение и систематизация материала.
Оборудование:
таблица «Типы сочинительных союзов»; учебник литературы для 8 класса (тексты «Преподобный Сергий Радонежский», «Житие Аввакума, им самим написанное»); аудиокассета с записью звона колоколов.
Ход урока.
- Организационный этап.
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Для учителя: Звучит колокольный звон. На фоне колокольного звона учитель читает стихотворение И. Чернухина «Колокола России».
Жива святая Русь, жива
Россия.
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря с новой
силой
Звонят, звонят ее колокола...
И, кланяясь малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
- Молись за Русь...
пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду.
Игорю Чернухину, нашему земляку, принадлежат строки стихотворения.
Беседа с учащимися:
- Девушки, а вам приходилось слышать колокольный звон? О чем вы задумываетесь, над чем начинаете размышлять, заслышав его?
- Девушки, вы из разных уголков нашей огромной страны. И, я уверена, что в том городе или селе, откуда вы родом, есть храм. Наверняка, каждая из вас там была. Какое чувство вы испытывали, когда входили в храм Божий? Экскурсии по храмам и святым местам всегда вызывали необычайное волнение. Наша Белгородская область, можно сказать, богата храмами и святыми местами. Вы знаете, что многие воспитанницы посещали Холковские пещеры, храм, поднимались к Звоннице. Многие из вас видели фотографии этих святых мест.
Тема нашего урока: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них» (записывают). Тему мы изучали на протяжении нескольких уроков в течение учебного года. Сегодня наша задача - обобщить и систематизировать полученные знания. Как вы думаете, почему мы заговорили о храмах, начали урок с прослушивания колокольного звона?
- Речь пойдет о нравственных и духовных ценностях, о православной культуре.
А сейчас закройте глаза и представьте свой родные места, церковь, которая есть в вашем городе или селе. Представили? А теперь составьте письменно от одного до трех предложений, осложненных однородными членами, о том, какой он, ваш Божий храм.
3. Этап обобщения и систематизации знаний.
1. Групповая работа. Аукцион вопросов.
- А теперь наступает ответственный момент проверки ваших теоретических знаний. В листок учета знаний вы в конце аукциона вопросов выставите себе отметку. (Учащиеся задают друг другу вопросы по теории, в качестве примеров приводят предложения, выписанные из религиозных текстов, заданных на дом. В это время ученик, выполнявший на доске синтаксический разбор, комментирует.)
Предложение для разбора: Вера, духовность, патриотизм не только питают память народа, но и продолжают незримо созидать его душу, его характер, его будущее..
2. Физкультминутка.
Для учителя: Цель физкульминутки - дать возможность отдохнуть, при этом вспомнить разные типы союзов.
Задание: поднимите руки вверх, если встречается противительный союз, соедините, если соединительный, разведите в стороны - если разделительный.
Материал для физкультминутки:
В Белгородской области ведется строительство и восстановление православных храмов.
Человеческий разум способен к восприятию всех нот не только одной флейты, но и всех инструментов оркестра.
В основе молитвы лежит не просьба, а чувство любви к Богу.
Память о героях должна жить в сердцах и молитвах живых.
Мы не только веруем, но и чувствуем это всем сердцем.
Именно храмы возвышаются то тут, то там на бескрайних российских просторах.
К наружным особенностям храмов относятся купола или главы, колокольни или звонницы.
Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
Гнилым словом, или сквернословием, называется всякое слово, вызывающее нечистые мысли.
Церковь была истинным училищем добродетелей как по отношению к Богу, так и по отношению к ближним.
Сначала Крест был поставлен на подмостках, а потом перенесен в Каменную часовню.
К сожалению, не удалось найти прямых свидетельств ни о мастерах, строивших храм, ни о последователях возведения и внесения в его облик изменений.
3. Графический диктант.
Для учителя: Цель графического диктанта: научить учеников ориентироваться в схеме предложения. Для этого нужно найти однородные члены, главные члены и союзы (если есть, связывающие их). (У доски работает 1 человек, но схемы составляет и проверяет на грамотность 2 ученик, остальные – в тетрадях.)
Постройте схемы предложений с однородными членами, предварительно расставив знаки препинания, а затем сверьте свои схемы с теми, что записаны на доске и поставьте себе балл в листок учета знаний:
Люди ставят или свои буквы или какой-нибудь знак на вещи понравившиеся им. Холковские пещеры состоят из келий подземной церкви и коридоров.
Молиться нужно во всех важных случаях жизни в опасности в горе в радости и при начале всякого дела.
4. Работа с творческими работами.
1 сентября первый урок был посвящен Святителю Иоасафу Белгородскому. Вы узнали о жизни этого святого человека. А те девушки, которые не присутствовали на этом уроке, познакомились с материалами об этом необычном человеке, которые я дала классу на прошлом уроке. Некоторых из вас судьба этого человека не оставила равнодушными, и в итоге получились творческие работы. Я предлагаю сейчас выписать из ваших сочинений предложения, осложненные однородными членами (взаимопроверка). (пишут на листочках, проверяют друг у друга, учитель собирает на проверку)
5. Работа с тестом.(учитель собирает, проверяет и ставит оценку)
ТЕСТ
Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
1.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:
а) В Белгороде находились три монастыря два мужских и один женский.
б) В Белгородской области ведется строительство и восстановление православных храмов.
в) Важно не только прийти ко Христу но и жить с ним.
2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Просим подать нам на сегодня самое необходимое пропитание, одежду и жилье.
б) Память о героях должна жить в сердцах и молитвах живых.
в) Читайте эту книгу с любовью, вспоминайте описанные в ней события, храните евангельское учение в сердцах ваших.
3. Укажите предложение, где запятая не нужна:
а) Холковские пещеры состоят из келий, подземной церкви и коридоров.
б) Стены Смоленского собора оштукатурены, и окрашены в голубой цвет.
в) Не удалось найти прямых свидетельств ни о мастерах, строивших храм, ни о последовательности возведения и внесения в его облик изменений.
4. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово (знаки не расставлены):
а) По внутреннему своему устройству и расположению христианский храм делится на три части притвор среднюю часть и алтарь.
б) Ранние христиане заставляли своих детей заучивать молитвы на память петь псалмы вставать на молитву ночью.
в) Иоасаф сказал что они больше не увидят его живым просил у всех прощения и сам всех простил и благословил.
6. Мини-анализ текста.
- Девушки, кто из вас был на Красной площади в Москве и видел храм Василия Блаженного? Попытайтесь вспомнить, как он выглядел. Какие чувства вас охватывали при его виде? (показать изображение храма) Всмотритесь в него внимательно.
- Я предлагаю прочитать текст В.М. Пескова «Святые места».
Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно — как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице - «сколько людей прошло»!
Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера сотворившего чудо. Древние зодчие живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей церквей соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев.
- Знаете ли вы о том, кто такой Василий Блаженный?
Для учителя: Предлагаю зачитать точную информацию из энциклопедии: Василий Блаженный (?- 1569), московский юродивый. Один из самых известных московских святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван 4 Грозный. В 1588 в Покровском соборе (на Красной площади в Москве) сооружен придел Василия Блаженного, давший всему храму второе название. Канонизирован Русской православной церковью.
- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
- Объясните постановку знаков препинания во 2 и в 3 абзацах. Постройте схему последнего предложения. (1 уч-ся работает у доски)
Итак, сегодня у нас был необычный урок, я надеюсь, что он вам понравился. Мы не только повторили тему «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них», но и узнали много интересного о православной культуре, нравственных и духовных ценностях, а еще вы вспомнили свои родные места. Я уверена, что вы не будете ошибаться при постановке знаков препинания при однородных членах. Проверим? (учитель задает несколько вопросов по теме)
4. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
1. Написать сочинение на тему: «Храмы и святые места моей Родины».
2. Написать письмо родителям или друзьям о сегодняшнем уроке.
Использовать предложения, осложненные однородными членами.
5. Рефлексия.
Для учителя: Девушки оценивают свою работу, работу своих одноклассниц, выставляют отметки в листок учета знаний.
Листок учета знаний учащихся 8 класса (Ф.И. учащегося)
по теме: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них»
Виды деятельности учащихся | Отметка |
5. Работа у доски (если была) | |
|
Из ряда предложенных фразеологизмов выбрать подходящий, наиболее полно характеризующий работу на уроке: Блуждать в потемках. В трех соснах заблудиться. Засучив рукава. Шевелить мозгами. Не покладая рук. Играть в бирюльки. Из кожи вон лезть. Одним махом. (подчеркнуть)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Открытый урок по теме «Союзы при однородных членах предложения». ( 7 класс)
Открытый урокпо теме «Союзы при однородных членах предложения».( 7 класс)Цель: - ознакомить учащихся с союзами при однородных членах предложения, с пра...
Урок-повторение "Обобщающие слова при однородных членах предложения"8 класс).
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка снимает напряжение и усталость.На каждом уроке присутствуют зарядки, зарядки с движениями, с э...
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения
Конспект урока 5 класс - А.Шмелев - Однородные члены предложения...
Методическая разработка конспекта урока "Путешествие в сказочное королевство «Однородных членов предложения»"
конспект "Путшествие в сказочное королевство Однородных членов предложения"...
Конспект логопедического занятия в 6 классе "Однородные члены предложения"
Конспект подгруппового занятияТема: «Однородные члены предложения»Класс: 6(обучающиеся с системным недоразвитием речи)...
конспект урока русского языка "Повторение темы "Однородные члены предложения"
Повторение повторения и обобщения темы "Однородные члены предложения"...