Нескучный урок 10 класс
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Контроль знаний по русскому языку в игровой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskuchnyy_urok_10_klass.rar53.83 КБ

Предварительный просмотр:

НЕСКУЧНЫЙ УРОК. 10 КЛАСС. 4 ЧЕТВЕРТЬ.      Фамилия имя ____________________________

1.

Расставьте ударения в словах:

П А Т Р И А Р Х И Я,       Б А Л У Е Ш Ь,

П Р О З О Р Л И В Ы Й,  П С Е В Д О Н И М,

П Е Р Е К Л Ю Ч И Ш Ь,  У Г Л У Б И М,

О К Р У Ж И М,     В З Я Т А,

В К Л Ю Ч Е Н А,    Д И С П А Н С Е Р.

2.

        Затранскрибируйте скороговорку:

ФАРАОНОВ ФАВОРИТ НА САПФИР СМЕНЯЛ НЕФРИТ.

3.

Вычеркните лишние слова, оставив только антонимы фразеологизмов:

Рукой подать – …        

Повесить нос – …

Язык проглотить – …

Под шумок – …

Пойти навстречу – …

Вавилонское столпотворение – …

4.

Замените иностранные слова русскими синонимами:

Мотивировать – …

Актуальный - …

Ситуация - …        

Рейтинг – …

Антитеза - …        

Эмбарго - …

Форс-мажор – …        

Антагонизм - …

5.

«Два звероподобных мужика, нагибаясь под сводами, приволокли распопа Гришку».

(А.Н. Толстой. «Пётр Первый»).

Кого называли «распопом»?

6.

Разгадай шараду:

Четыре первые буквы – учреждение,

Манящее процентом население.

Остаток букв (и тоже их - четыре)

Значками служат в музыкальном мире.

Отгадка – тут как тут,

Буквально в шаге.

Скажите, как же их зовут?

(Подсказка: эти штуки из бумаги.)

        (                                            )

7.

1. Кого, согласно пословице, хорошо за смертью посылать?

2. Кто, согласно пословице, не испортит борозды?

3. В какой поговорке утверждается, что можно сделать из насекомого млекопитающее?

8.

По исторической справке определите, что за выражение:

До XVIII века в России применялись такие жестокие пытки, как забивание раскалённых железных гвоздей или игл под ногти с целью узнать правду у преступника.  Отсюда и пошло выражение узнать

9.

 «Пришей кобыле хвост». Вставьте   такое    слово, которое образовало бы новые слова в сочетании с буквами, стоящими впереди:   

   СО –

                ТА–        …

    НЕДО –

ЗА –

10.

Подберите антонимы к прилагательным в данных словосочетаниях:

Длинная дорога –

Длинный доклад –

Горячий чай –

Горячее сердце  -

11.

Объясните значение слов:

Инкрустировать –  

Инцидент –

Консенсус –

Конфиденциально –

12.

Подчеркните имена существительные женского рода:

Тюль, фрау, иваси, тушь, неженка, бремя, авеню, мозоль, глупышка, рояль, вуаль, мадемуазель, бра, кенгуру.

13.

Запишите прописью:

Этот небольшой старинный город с 4675 жителями.

14.

Решите метаграмму:

С  «Л» - я тебе по перчаткам знакома,

С  «Б» - из меня дочке платье сошьёшь,

С «Ч» - я на море, на речке, как дома,

С «С» -  поглядишь на меня и возьмёшь.

Ответ:  1.  

                2.  

                3.  

                4.  

15.

К архаизмам подберите синонимы в современном русском языке:

Пиит –  

Снедь –  

Твердь –  

Чадо –  

Ибо –  

Дабы -  

16.

В каком из трёх предложений слово «это» является подлежащим:

1. Марки – это его хобби.

2. Это занятие было его страстью.

3. Это было его увлечение?

17.

  Найдите соответствующую пару:

1. Приехав домой, Лаевский и Надежда вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

2. Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

3. Я царь, я раб, я червь, я Бог.

4. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

5. Пьеса Л.Н. Толстого «Живой труп».

6. Горькая радость свободы.

1. Антитеза

2. Градация

3. Оксюморон

18.

Укажите строку, где все слова заимствованные:

1. Флот, шайба, картофель, брат

2. Кладовая, кочерга, гавань, аркан

3. Вексель, деньги, карнавал, комедия

4. Капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

5. Лекарь, земля, комфорт, пудинг

6. Мольберт, гитара, квас, человек

19.

В каких примерах  нарушена лексическая сочетаемость слов:

1. Огромная яма

2. Огромная махина

3. Огромный мешок

4. Огромная голова

                                  1. Разуй больного

                                2. Разуй старика

                             3. Разуй обувь

                             4. Разуйся сам

20.

Сколько в данном стихотворении слов с окончанием  - о -?

Весло везло осла в село,

Седло свистело всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

УЧИТЕЛЬСКИЙ ВАРИАНТ.          НЕСКУЧНЫЙ УРОК. 10 КЛАСС. 4 ЧЕТВЕРТЬ.      

5

1.

Расставьте ударения в словах:

П А Т Р И А Р Х И Я,  Б А Л У Е Ш Ь,

П Р О З О Р Л И В Ы Й,  П С Е В Д О Н И М,

П Е Р Е К Л Ю Ч И Ш Ь,   У Г Л У Б И М,

О К Р У Ж И М,     В З Я Т А,

В К Л Ю Ч Е Н А,     Д И С П А Н С Е Р.

2

2.

        Затранскрибируйте скороговорку:

ФАРАОНОВ ФАВОРИТ НА САПФИР СМЕНЯЛ НЕФРИТ.

3

3.

Вычеркните лишние слова, оставив только антонимы фразеологизмов:

Рукой подать – быстро, далеко, хорошо;        

Повесить нос – радоваться, узнавать, поднять;

Язык проглотить – вредно, болтать, униженно;

Под шумок – открыто, громко, тихо;        

Пойти навстречу – мешать, бегать, удовлетворять;

Вавилонское столпотворение – порядок, хаос, неразбериха.

4

4.

Замените иностранные слова русскими синонимами:

Мотивировать – побудить

Актуальный - важный

Ситуация - обстоятельства        

Рейтинг – показатель (оценка)

Антитеза - противопоставление        

Эмбарго - запрет

Форс-мажор – чрезвычайные обстоятельства        

Антагонизм - противоречие

2

5.

«Два звероподобных мужика, нагибаясь под сводами, приволокли распопа Гришку».

(А.Н. Толстой. «Пётр Первый»).

Кого называли «распопом»?

Священника, лишённого духовного сана, расстриженного попа.

1

6.

Разгадай шараду:

Четыре первые буквы – учреждение,

Манящее процентом население.

Остаток букв (и тоже их - четыре)

Значками служат в музыкальном мире.

Отгадка – тут как тут,

Буквально в шаге.

Скажите, как же их зовут?

(Подсказка: эти штуки из бумаги.)

        Банкноты

3

7.

1. Кого, согласно пословице, хорошо за смертью посылать? ленивого

2. Кто, согласно пословице, не испортит борозды? старый конь

3. В какой поговорке утверждается, что можно сделать из насекомого млекопитающее? из мухи слона

2

8.

По исторической справке определите, что за выражение:

До XVIII века в России применялись такие жестокие пытки, как забивание раскалённых железных гвоздей или игл под ногти с целью узнать правду у преступника.  Отсюда и пошло выражение узнать подноготную

1

9.

 «Пришей кобыле хвост». Вставьте   такое    слово, которое образовало бы новые слова в сочетании с буквами, стоящими впереди:   

   СО –

                ТА–        БОР

    НЕДО –

ЗА –

2

10.

Подберите антонимы к прилагательным в данных словосочетаниях:

Длинная дорога – короткая дорога

Длинный доклад – короткий доклад

Горячий чай – холодный чай

Горячее сердце  - холодное сердце

2

11.

Объясните значение слов:

Инкрустировать – украшать узорами из кусков мрамора, кости, металла, дерева.

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение.

Консенсус – общее согласие по какому-либо вопросу

Конфиденциально – доверительно, не подлежит огласке.

2

12.

Подчеркните имена существительные женского рода:

Тюль, фрау, иваси, тушь, неженка, бремя, авеню, мозоль, глупышка, рояль, вуаль, мадемуазель, бра, кенгуру.

2

13.

Запишите прописью:

Этот небольшой старинный город с 4675 жителями.

Этот небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестистами семьюдесятью пятью жителями.

1

14.

Решите метаграмму:

С  «Л» - я тебе по перчаткам знакома,

С  «Б» - из меня дочке платье сошьёшь,

С «Ч» - я на море, на речке, как дома,

С «С» -  поглядишь на меня и возьмёшь.

Ответ:  1. лайка

                2. байка

                3. чайка

                4. сайка

3

15.

К архаизмам подберите синонимы в современном русском языке:

Пиит – поэт

Снедь – еда

Твердь – земля, суша

Чадо – ребёнок

Ибо – потому что

Дабы - чтобы

1

16.

В каком из трёх предложений слово «это» является подлежащим:

1. Марки – это его хобби.

2. Это занятие было его страстью.

3. Это было его увлечение?

3

17.

  Найдите соответствующую пару:

1. Приехав домой, Лаевский и Надежда вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.

2. Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

3. Я царь, я раб, я червь, я Бог.

4. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?

5. Пьеса Л.Н. Толстого «Живой труп».

6. Горькая радость свободы.

1. Антитеза

2. Градация

3. Оксюморон

Ответы:

1 – 2

2 – 3

3 – 1

4 – 2

5 – 3

6 - 3

1

18.

Укажите строку, где все слова заимствованные:

1. Флот, шайба, картофель, брат

2. Кладовая, кочерга, гавань, аркан

3. Вексель, деньги, карнавал, комедия

4. Капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло

5. Лекарь, земля, комфорт, пудинг

6. Мольберт, гитара, квас, человек

1

19.

В каких примерах  нарушена лексическая сочетаемость слов:

1. Огромная яма

2. Огромная махина

3. Огромный мешок

4. Огромная голова

                                  1. Разуй больного

                                2. Разуй старика

                             3. Разуй обувь

                             4. Разуйся сам

2

20.

Сколько в данном стихотворении слов с окончанием  - о -?

Весло везло осла в село,

Седло свистело всем назло,

И, весело свистя, звало

Сто мух вокруг с собой в тепло.

Ответ: 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нескучные уроки для 1 сентября

Занимательные задания для классного часа в День Знаний...

Нескучный урок "Лингвоумники и лингвоумницы"

Сценарий лингвистической игры по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Лингвоумники и лингвоумницы" предназначен для внеклассной работы по русскому языку в рамках предметного месячника, кружко...

Нескучный урок 11 класс

Контроль знаний по русскому языку в игровой форме...

Нескучные уроки географии

В статье рассмотрены формы и методы , которые используются на уроках географии. Применяются ассоциативный и сравнительный метод, а также используются научные видеофильмы, герои мультипликационных филь...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...

Нескучный урок развития речи

Нескучный урок развития речи Урок развития речиСочинение-описание. 6 класс....

Мастер-класс "Нескучный урок литературы"

laquo;Нескучный урок литературы". Эффективные приемы работы на уроке.Главное условие успешного обучения сегодня – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить ...