Нескучные уроки географии
статья по географии (5, 6 класс) на тему

Романченко Ольга Николаевна

В статье рассмотрены формы и методы , которые используются на уроках географии. Применяются ассоциативный и сравнительный метод, а также используются научные видеофильмы, герои мультипликационных фильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neskuchnye_uroki_geografii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нескучные уроки географии

О.Н. Романченко,

Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4» города Армянска

Республики Крым

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать

ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему

преподаваемому.

Искусство преподавать заключается в умении

добиться, чтобы ученик находил удовольствие в

учении.

                                           

                                           Ж.-Ж. Руссо

    На протяжении всей  педагогической деятельности для меня  было самым важным, чтобы дети не хандрили на моих уроках. Главная цель, которую я ставлю перед каждым уроком – получить удовлетворение, а это возможно лишь в том случае, когда   дети с  удовольствием работают. За  20 лет работы я накопила достаточное количество идей,  которыми хочу поделиться с вами,  на примере системы уроков, данных  в  5-ом классе.

Тема « Как люди открывали Землю»

 

  Чтобы было интересно, ребятам предлается опережающее домашнее задание - посмотреть фильм «Карты великих первооткрывателей». На основе полученных знаний заполняем таблицу.

Имя путешественника

Годы жизни

Что открыл, изучил?

 

   Чем привлекает такой метод работы?

   Во-первых, учащиеся проводят поисково-исследовательскую  работу, которая значима в географии. Во-вторых: учащиеся самостоятельно находят и усваивают новые знания, а потом делятся со всем классом, заполняя таблицу. Вот уже второй год пятиклассников захватывает  фильм о  гибели Джеймса Кука ( в кадре экспрессивно-эмоционально представлена  гавайская трагедия). После просмотра  обязательно начинается дискуссия, ребята выражают свои впечатления,  высказывают разные мнения, задают большое количество  вопросов, сами пытаются найти ответы на них.

  Таким образом, мы видим, как искусство кинематографии в союзе  с наукой географией буквально творят чудеса, стимулируя познавательную деятельность ребят.

Тема «Мы во Вселенной»

   В рамках этой темы  мы рассматриваем строение Солнечной системы. Для мотивации учебной деятельности учащихся я использую краткую статистику, т.е. связываю научные данные с реальной жизнью  или, напротив, прибегаю к фантастике и волшебству, знакомя учащихся с  легендами.

     Вот как это выглядит на практике.  

    Меркурий самая маленькая планета. На поверхности днем около +400º С, а ночью  около - 200º С.

    На Венере очень высокое давление. Космонавт будет  двигаться медленно, и на каждый шаг будет тратить гораздо больше каллориев, чем на Земле.

    Марс потерял свою атмосферу 2 миллиона лет назад. Есть предположение, что он был такой же живой как сегодня Земля. Марс называют красной планетой, потому что на поверхности много железа.

    Астероидный пояс по легенде это погибшая планета Фаэтон. У некоторых народов гласит, что раньше человеческая цивилизация жила на планете Фаэтон. Но что-то пошло не так: то ли вселенская катастрофа, то ли люди сами виноваты. Но планета распалась на астероиды между Марсом и Юпитером.

    Юпитер. Каждый день в сторону Земли летит сотни метеоритов разных размеров. Но именно самые крупные метеориты (угроза для жизни на Земле) притягивает своим мощным гравитационным полем Юпитер. Таким образом, Юпитер защищает Землю.

    Сатурн единственная планета, которая имеет кольца.

    Уран и Нептун – это последние планеты. Уран выглядит сине-зеленым из-за гелия, а Нептун синим из-за метана.

     По сути, на данном уроке я применяю ассоциативный ряд, который хорошо известен в психологии. Любознательность  учащихся используется  как мотивация  при изучении темы. Этот метод особенно хорошо себя проявляет среди учащихся, у которых плохо развито пространственное воображение.

 

Тема «Практическая работа «Определение азимута»

     Этот урок я провожу на улице. Целесообразно разделить класс  на три команды. Ребята выбирают капитанов. По желанию, можно придумать названия команд и  девиз.

    После прослушивания инструкций и  основных понятий,  учащиеся  переходят к игровой деятельности.

    Сначала все команды выполняют одно и то же задание. Сравнивают ответы. Та команда, которая справилась успешно с заданием, помогает команде, которая  что-то не смогла. Таким образом, одни учащиеся закрепляют тему, а другие вновь учат с помощью сверстников. Затем команды получает индивидуальное задание - определить азимут географического объекта. Это физический объект, который находится  рядом с нами – дерево, машина, дом и другое. После получения результата,  сверяют данные и помогают друг другу при необходимости.

      На этом этапе работы  я делаю небольшое отступление от основной идеи урока. На уроках ребята постоянно работают с картами. Очень часто звучит фраза: « Найдите на карте!». Учащиеся уже знают – тот, кто нашел первым, помогает остальным. Вас может напугать активное движение сразу несколько человек по классу. Но когда это уже входит в привычку, все работает слажено не более 20 секунд. Я провела исследование в течение года в 5-11 классах. Такая форма работы улучшает знания карты на 80% - 87%.

  Такая работа не только закрепляет географические знания, но и помогает ребятам ещё больше сдружиться, узнать друг друга лучше, развивает в них желание помогать друг другу, а это очень ценные качества личности.

Практическая работа «Построение плана местности»

   Этот урок я стараюсь начать неожиданно. Например,  словами: « Куда идем мы с Пятачком - большой, большой секрет.» и т. п.

  Далее я  объявляю тему и ход работы в стандартном стиле. Но сообщаю, что согласно мультфильму Винни-Пух и Пятачок любят ходить в гости. Поэтому мы построим маршрут и план местности их прогулки по сказочному лесу. Психологи такой вид деятельности называют  замена одного понятия другим.

   Задание практической работы следующее: «От дома Винни-Пуха друзья прошли 300 м на север и оказались у одиноко стоящего дуба, затем они повернули на юго-восток и, пройдя 100 м, оказались у колодца. Потом их путь лежал на восток, и через 200 м они подошли к берегу озера. После отдыха друзья направились на юго-запад к мельнице, до которой было 200 м. Пройдя 50 м на юг, Винни-Пух и Пятачок вышли на дорогу, которая вела к дому медвежонка».

      Учащиеся самостоятельно прокладывают маршрут. Такая работа им очень нравится.

Практическая работа «Определение географических координат»

Обычно учителя дают стандартный набор заданий:  дан объект А,  определите его географические координаты или даны координаты – определите объект. Но я пошла другим путем. Вот примеры моих заданий:

  1. Город вырос на месте поселения Лютеция (лат. lutum — что на латыни означает «грязь»), основанного кельтским племенем  в III веке до н. э. Его координаты 48º с.ш., 2º в.д. Найдите этот город и скажите его название (Париж).
  2. Как называется местность, в которой проживают гигантские муравьи до 5-7 см длиной. Они могут переносить на спине груз в сотни раз больше своего веса. И кусаются так больно, что коренные жители обходят их стороной. Координаты этой местности 10º с. ш., 60º з. д. (Амазонская низменность)

Тема «Как люди заселяли Землю»

    На этом уроке главная цель – это понимание учащимися того, как возникли земледелие и животноводство.

    Земледелие рассматриваем стандартно. А вот животноводство по- иному. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, посмотреть советский мультфильм «Кошка, которая гуляет сам по себе» по мотивам произведений Р. Киплинга. На уроке отвечаем на вопросы: почему мужчина приручил собаку? Зачем ему конь? Какую пользу приносит корова семье первобытных людей? Как ухаживает за ней женщина? Почему семья не смогла принять кошку? И почему он все- таки привязался к  людям? Дети эмоционально обсуждают МУЛЬФИЛЬМ, а в головах «оседают» причины возникновения и последствия развития животноводства.

   Цели и задачи урока достигнуты!

Тема «Расы и народы»

      Я живу в Крыму. Крым многонациональный регион. И для меня это настоящий подарок, который очень пригождается при изучении данной темы.

    После теоретической части изучения внешних признаков рас, я перехожу к практической части. К доске приглашаю украинца или русского – представителей европеоидной расы и корейца – представителя монголоидной расы. Учащиеся самостоятельно проводят анализ внешних признаков. Как правило, данная часть урока проходит «на ура!». Но и это еще не все. В школе много ребят – выходцев из Турции, турок. У них, как правило,  более смуглая кожа, резко отличающаяся по цвету от кожи русских или украинцев. Опять проводим сравнительный анализ. Отвечаем на вопросы, к какой расе относятся русский и турок? А почему у них разный цвет кожи?  Находим причину: турки как нация сформировались в более теплом климате, где солнечной радиации гораздо больше. Как следствие: адаптация кожи – больше вырабатывается  пигмента в клетках кожного покрова.  И это еще не все. В классах есть дети смешанных браков по национальностям, например крымского татарина и украинки. Таких ребят ошибочно называют метисами. Разбираем, почему это ошибка и делаем правильные выводы.

  Конечно, такие занятия проходят в дружелюбной обстановке и способствуют воспитанию уважения к людям любых рас и национальностей.

Тема «Движение земной коры»

На данном уроке моя самая главная задача заключается в том, чтобы учащиеся поняли, что такое литосферные плиты. Это не просто, т.к. эти тектонические части огромны и охватить их одним взглядом не получится. Поэтому я опять перехожу к ассоциативному методу.

Фрагмент урока:

Учитель: Что является моделью Земли: апельсин или лимон?

Ответ уч-ся: апельсин.

Учитель: что вы делаете с апельсином, когда хотите съесть его?

Ответ уч-ся: чистим корку и съедаем дольки.

Учитель: скажите, когда чистите апельсин, корки одинаковые или разные по размерам?

Ответ уч-ся: разные по размерам, есть большие и маленькие корки.

Учитель: а теперь представьте, что смогли из этих корочек собрать вновь модель апельсина и показали эту модель проходящему незнакомому человеку. Как вы думаете, о чем он подумает?

Ответ уч-ся: подумает, что ему показывают целый апельсин.

Учитель: а теперь заменим слово апельсин словом Земля, а разные по размеру корочки апельсина на выражение - литосферные плиты. Отсюда мы можем сделать вывод: из космоса   поверхность Земли выглядит единым целым, хотя на самом деле состоит из больших и маленьких по размерам литосферных плит.

А теперь используя карту «Тектоническая карта» назовите крупные литосферные плиты и мелкие литосферные плиты…

Для закрепления предлагаю посмотреть дома научно-популярный фильм «Машина времени» 1 часть.

Тема «Движение земной коры. Вулканизм»

       В данной теме самая главная роль отводится  наглядности, которая должна способствовать правильному пониманию причинно-следственных  связей физико-географических процессов. Поэтому я даю учащимся опережающее задание: посмотреть дома документально- художественный фильм «Супервулкан».

   Аннотация к фильму: «В самом центре американского национального парка Йеллоустоун находится одно из самых удивительных и уникальных мест нашей планеты. Что же так привлекает сюда туристов со всего света? Это, несомненно, возможность увидеть, как выглядела наша планета миллионы лет назад.
Человек попадает в царство бьющих ввысь горячих минеральных источников и клубов пара, вырывающихся из-под земли. Это величественное зрелище остается в памяти навсегда. Но, как известно, у медали две стороны. Помимо мистической завораживающей красоты это место является настоящей «горячей точкой планеты». Дело в том, что своим феноменом Йеллоустоун обязан скрывающимся буквально под самой поверхностью земли потокам магмы.
Необычная активность земной коры в этом районе наводит ученых на мысль о том, что мощнейшее извержение вулкана в этом районе — всего лишь вопрос времени. Причем его сила может быть сопоставима с катаклизмом, произошедшим на планете еще на заре зарождения человечества и приведшим к началу Ледникового периода. Станет ли национальный парк Йеллоустоун началом конца нашей цивилизации?»

 На уроке отвечаем на такие вопросы:

  1. Почему велика вероятность извержения Йеллоустонского вулкана?
  2. К каким последствиям приведет извержение?
  3. Как много будет последствий? Перечислите все.  
  4. Одновременно или постепенно они себя проявят? Почему?
  5. Что такое ядерная зима? Её последствия для планеты?

Литература

  1. http://www.poznavayka.org/zoologiya/tokandiryi-amazonki-samyie-bolshie-muravi-v-mire/ 
  2. Лайза Майлс, Алистер Смит. Энциклопедия. Астрономия и космос: Москва, «Росмен», 2000 г.
  3. Марк А. Гармен. Иллюстрированный атлас. Вселенная: Москва, «Махаон», 2015 г.
  4. Е.А. Байназарова, А.М. Байназаров, И.В. Гринь, А.А. Гринь. Общая география. 6 класс. Пособие для учителей: Харьков, «Ранок», «Веста», 2002г.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6
  6. П.А. Кравчук. Географический калейдоскоп: Киев, «Радянська школа», 1988 г.
  7. http://www.kinopoisk.ru/film/161034/
  8. http://prometey-spb.su/zametki_o_kosmose/0/privetstvie_ishchushchemu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нескучные уроки для 1 сентября

Занимательные задания для классного часа в День Знаний...

Нескучный урок "Лингвоумники и лингвоумницы"

Сценарий лингвистической игры по русскому языку для учащихся 5-7 классов "Лингвоумники и лингвоумницы" предназначен для внеклассной работы по русскому языку в рамках предметного месячника, кружко...

Нескучный урок 10 класс

Контроль знаний по русскому языку в игровой форме...

Нескучный урок 11 класс

Контроль знаний по русскому языку в игровой форме...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...

Нескучный урок развития речи

Нескучный урок развития речи Урок развития речиСочинение-описание. 6 класс....

Нескучный урок развития речи

Урок развития речи 6 класс...