ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.
статья (русский язык, 9 класс) по теме
доклад на тему: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gia_uchashchihsya_kak_pokazatel_professionalnoy_kompetentnosti_uchitelya.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сизинская основная общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ
Учитель русского языка и литературы
Глазкова И.Б.
2012
Добрый день, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию выступление на тему:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.
Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение видами педагогической культуры. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Современная профессиональная деятельность педагога требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет индивидуальности, способность гибко перестраивать содержание и направление своей деятельности в связи со сменой социальных ориентаций.
Учитель реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности. В качестве предпосылок обеспечения развития личностного и профессионального потенциала учителя в методических объединениях выступают индивидуальные планы развития педагогов, планирование методической работы каждого МО, где включены все вопросы, связанные с проведением итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГИА, которые на сегодняшний день являются основными показателями компетентности педагогических работников.
Задача проведения мониторинга качества образования, направленного на объективную оценку труда педагогов– прерогатива педагогической и управленческой деятельности, так как одним из главных критериев результативности деятельности школы и каждого учителя является все более широкое участие в развитии общероссийской системы независимой объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников, формой которой стал Единый государственный экзамен. Основным результатом деятельности школы является выполнение государственных образовательных стандартов.
Проблема профессиональной компетентности учителя давно находится в центре внимания педагогической науки. Ей посвящен широкий круг исследований, в которых подняты и проанализированы вопросы о сущности и структуре профессиональной компетентности педагога, влиянии профессиональной компетентности и ее составляющих на характер и результаты деятельности учителя.
Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.
При подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА учитель часто сталкивается с различными проблемами. Анализ трудностей при подготовке учащихся к экзаменам помогает найти наиболее эффективные пути их решения.
- Психолого-педагогическое просвещение всех участников итоговой аттестации состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения и т.д.
- Психолого-педагогическая подготовка всех участников ГИА и ЕГЭ, заключающаяся в работе с учителями, учениками и их родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников экзамена, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ и ГИА.
- Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
- Каждому учителю важно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:
- уровень предметной подготовки;
- уровень тестовой культуры выпускника;
- психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
- Задачами учителя являются:
- адекватная оценка в течение учебного периода знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между учителями-предметниками и периодом обучения);
- индивидуальное выполнение самими учителями экзаменационных работ ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- проведение анализа собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и наметить пути их устранения.
- составление плана собственной работы по подготовке обучащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в процессе преподавания предмета;
- проведение обсуждения этих планов со всеми участниками образовательного процесса;
- проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);
- анализ результатов собственных, муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и т.д.
Учителю, преподающему в 9-м классе, приходится решать тройную задачу: обеспечивать полноценное изучение тем, связанных с синтаксисом сложного предложения; постоянно поддерживать на необходимом уровне уже сформированные орфографические и пунктуационные умения; готовить учащихся к сдаче экзамена в новой форме. Чтобы добиться успеха по всем трём направлениям, на мой взгляд, целесообразно проводить комплексную работу, а не двигаться разными путями. Эта работа, безусловно, требует от учителя серьёзной подготовки: необходимо найти подходящий текст, адаптировать его применительно к изложенным выше задачам. В этом тексте должны быть отражены орфограммы и пунктограммы, вызывающие у учащихся наибольшие затруднения, представлен материал для закрепления изучаемой темы, а также данный текст должен давать возможность сформулировать на его материале задания, аналогичные тем, с которыми встретятся учащиеся в части В на экзамене. Конечно, можно было бы подготовить и задания, аналогичные части А, однако, я думаю, это перегрузит работу, лучше подготовку к выполнению части А осуществлять на уроках развития речи.
Например, предлагается такие задания: в процессе диктовки учащиеся нумеруют предложения, чтобы выполнение заданий к тексту было максимально приближено к новому формату экзамена.
Например, при изучении темы “Сложноподчинённое предложение с одним придаточным” учащимся предлагается следующая работа: написать диктант, насыщенный изученными к данному моменту орфограммами и пунктограммами и выполнить задания в формате части в ГИА-9.
(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....
Предлагаются такие задания:
- Определите разновидность придаточного в предложении 2.
- Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.
- Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.
- Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
Аналогичную работу можно провести при изучении темы “Бессоюзное сложное предложение”.
(1) Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. (2) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. (3) Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. (4) Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь космач. (5) Я сказал, мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (6) Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. (7) Мы немного поговорили. (8) Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. (9) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту круга быстрые отблески. (10) Длинные тени стремились к костру – свет побеждал их. (11) Они так и не могли дотянуться до огня.
Учащиеся выполняют такие задания как:
- Выпишите составное глагольное сказуемое из предложений 5–8.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
- Назовите разновидность предложения 1.
- Укажите номера бессоюзных сложных предложений в первом абзаце.
- Укажите номер бессоюзного сложного предложения со значением пояснения.
При регулярном проведении такого рода работ можно серьёзно готовить учащихся к предстоящему экзамену, не сокращая количество часов на изучение тем, предусмотренных программой в 9-м классе.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны
Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...
«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»
Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....
Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"
Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика)
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника для категории....
Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...
Планирование, анализ и самоанализ урока – показатель профессиональной компетентности учителя..
Результат урока в значительной степени зависит от качества подготовки к нему, умения анализировать его. В выработке данного умения начинающему учителю поможет учитель-наставник.Учитель французского и ...
Эссе "Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности". Публикация.
Данный материал был опубликован в рамках участия в VII Международном педагогическом форуме "Формирование профессиональной компетентности современного педагога", г Санкт-Петербург. 2015 год....