Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"
статья по английскому языку по теме
Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnyy_portfel_uchitelya.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дубинина С.В.,
преподаватель английского языка
Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности
Выступление на теоретико-методологическом семинаре
2011 год.
Подготовка учителей-профессионалов, обладающих конкурентоспособными навыками в мировой экономике, является главной задачей среднего профессионального и высшего педагогического образования в России.
Учителя, как известно, нуждаются в постоянном повышении квалификации и должны подтверждать свою компетентность. Судя по публикациям в научно-методической литературе, стратегией профессионального развития нового поколения специалистов является методика портфолио как рефлексивная модель подготовки и повышения квалификации. Национальные советы по аттестации учителей во многих странах требуют портфель для сертификации и устройства на работу. Ценность электронного портфеля в том, что он служит инструментом воспитания вдумчивого учителя-практика и является творческим элементом в модели профессионального роста.
Профессиональный электронный портфель учителя иностранного языка – это организованная коллекция работ, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения. Портфель имеет два основных компонента: документацию преподавательской деятельности и анализ накопленного опыта.
Учитель работает над портфелем на разных ступенях своей профессиональной биографии от студенческого периода до квалифицированного уровня. Использование информационно-коммуникационных технологий в создании профессионального электронного портфеля значительно увеличивает интерактивные и презентационные возможности его применения в качестве инструмента педагогического мониторинга.
В соответствии с одной из общепринятых классификаций можно выделить следующие виды электронного портфеля:
- Портфель развития (process) – собирается в процессе работы или учебы с целью оценки прогресса и накопления опыта в течение определенного времени;
- Отчетный портфель (product) – свидетельствует о достижении определенного результата при завершении работы над проектом;
- Демонстрационный портфель (showcase) – это коллекция лучших работ учителя. Данный портфель используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
В другом варианте типологии профессионального электронного портфеля представлены:
- Рабочий портфель (working portfolio) – систематический сбор материалов по мере формирования профессиональной компетенции;
- Презентационный портфель (presentation portfolio) – хорошо организованная презентация избранных образцов профессионального опыта.
Создание электронного портфеля требует технических навыков и творческого подхода в разработке содержания и структуры. Обязательными составными частями содержания являются логическое обоснование задач, критерии отбора учебных материалов, анализ каждого образца работы и планирование на будущее.
Модель содержания профессионального портфеля учителя иностранного языка может быть представлена следующим образом:
Область преподавания | Педагогическая концепция и технология. Стандарты. Методы обучения. |
Персональная информация | Профессиональная биография(резюме). Психологический портрет. Копия документов. |
Преподавательская деятельность | Преподаваемые курсы, уровни обучения. Учебная нагрузка. |
Практическая документация учебной и воспитательной работы. | Планы уроков и мероприятий, фотографии, видеоклипы и аудиозаписи частей урока, тесты и образцы работ учащихся. |
Самоанализ | Общий рефлексивный самоанализ. Текущий анализ, направленный на исправление ошибок и улучшение качества работы. |
Внеурочная деятельность | Работа с родителями и общественными организациями, участие в методических объединениях. |
Профессиональная переподготовка | Сертификаты. Рекомендации. Награды. |
Разработка структуры электронного портфеля зависит от выбора программной оболочки в качестве мультимедийного контейнера для организации содержания и включает редактирование текстовых файлов и изображений, оценку способа хранения и презентации портфеля. Наличие необходимого оборудования и технической подготовки является обоснованием сложности программы и формата электронного портфеля.
Главные преимущества электронного портфеля перед традиционным печатным вариантом – это большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, в том числе дистанционного, возможность хранить, редактировать и демонстрировать работы в наглядном виде за счет использования различных форматов – текстового, аудио, графического, видео. Так, в отсканированном плане урока на отдельном этапе можно вставить видеозапись с комментариями эффективности данного вида деятельности. Система гиперссылок может связывать этапы урока с образцами готовых работ учащихся. Гипертекст позволяет соединить отдельные звенья педагогического процесса в единое целое в соответствии с замыслом автора, который руководит процессом оценки своего труда (см.рис.1).
Последовательность этапов работы над электронным портфелем представлена в пятиступенчатой модели.
Этап 1: Контекст портфеля (решение, подбор)
- В зависимости от целей и задач, ориентации на реальную или виртуальную аудиторию (администрация, коллеги, родители, ученики) и возможностей презентации с использованием компьютерных коммуникаций планируйте формат хранения и доступа к портфелю (CD-R/W, flash card или веб).
- Выберите подходящий уровень создания портфеля исходя из наличия компьютерного оборудования и программного обеспечения, компьютерной компетентности пользователя.
- Объясните свои педагогические подходы, методические приемы и отберите материалы для документирования. Материалы должны иметь название, дату, описание целей и задач, комментарий и оценку.
Этап 2. Рабочий портфель (дизайн, планирование, подготовка)
- С помощью сканера, цифрового фотоаппарата и другого оборудования подготовьте материалы в электронном виде и организуйте их в электронные папки по тематике.
- Создайте персональный дизайн и стиль электронного портфеля с помощью доступной компьютерной программы.
Этап 3. Рефлексивный портфель (анализ, развитие)
- Напишите анализ к каждому материалу с указанием его ценности и значения в портфеле.
- Опишите сделанные выводы. Портфель становится эффективным инструментом непрерывного обучения, когда рефлексия нацелена на будущее профессионального развития и постановку новых целей.
Этап 4.Собранный портфель (сборка, проверка, усовершенствование)
- Создайте гипертекстовый формат и удобную навигационную систему портфеля с гиперссылками между отдельными частями и вариантами последовательности презентации.
- Вставьте мультимедийные объекты.
Этап 5. Презентационный портфель (оценка, хранение)
- Сохраните портфель на электронном носителе информации (CD-R/W, Flash card).
- Загрузите портфель в локальную систему Интернет или опубликуйте на веб-сервере.
- Представьте портфель коллегам, администрации и студентам, акцентируя ключевые моменты своей работы.
Работа над созданием портфеля весьма трудоемкая, однако она является активным процессом конструирования лингводидактических знаний. Различные критерии оценки качества профессионального электронного портфеля учитывают технические характеристики (разнообразие форматов материалов, использование технологии мультимедиа, продуманность структуры и навигации), а также творческую индивидуальность в демонстрации педагогических достижений. Эффективность презентации электронного портфеля учителя зависит от тщательных решений о содержании и задач по самоанализу, т.е. цементирующей связи, которая позволяет в процессе оценки увидеть сделанные выводы.
Информационные и коммуникационные технологии трансформируют стандарты профессиональной компетенции и требуемый уровень критического мышления, поэтому электронный портфель (компьютерная грамотность + рефлексия) является средством карьерного роста и показателем профессиональной культуры современного учителя иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны
Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика)
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника для категории....
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...
Портрет учителя иностранного языка в рамках профессионального стандарта
презентация выступаления на шкльном педогогическом совете по теме "Профессиональный стандарт"...
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В связи с происходящей в последнее время модернизацией всей системы образования, перед российским профессиональным образованием сегодня стоит ряд принципиальных задач, связанных с преобразованием сист...