Планирование, анализ и самоанализ урока – показатель профессиональной компетентности учителя..
методическая разработка по теме
Результат урока в значительной степени зависит от качества подготовки к нему, умения анализировать его. В выработке данного умения начинающему учителю поможет учитель-наставник.
Учитель французского и немецкого языков в/к МОУ СОШ №25 г. Сочи Хачатурян Акоп Ованесович
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.docx | 26.46 КБ |
Предварительный просмотр:
В методическую копилку начинающему учителю иностранного языка.
Планирование, анализ и самоанализ урока – показатель профессиональной компетентности учителя.
Учитель французского языка МОУ СОШ №25 Хачатурян А.О.
Урок- основная форма организации учебного процесса и к нему надо готовиться основательно. Только в этом случае он может быть проведен на высоком методическом, эмоциональном и технологическом уровне. Результат урока в значительной степени зависит от качества подготовки к нему, умения анализировать его. В выработке данного умения начинающему учителю помогает опытный коллега-наставник.
Мне хотелось бы рассказать об основных критериях анализа и самоанализа урока иностранного языка.
Умение анализировать и планировать урок иностранного языка в общеобразовательной школе является показателем уровня профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
Рекомендации по планированию и анализу урока иностранного языка .
Общие требования к анализу урока:
научный подход к анализу урока;
глубина и всесторонность анализа;
оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи;
рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы;
степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся;
объективность оценок;
обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность;
учет специфики данного предмета.
Основные параметры, по которым необходимо делать анализ урока:
деятельность учителя;
деятельность учащихся;
содержание обучения;
формы обучения и воспитания;
методы обучения и воспитания:
средства обучения и воспитания;
средства контроля и оценки.
Данные параметры характерны для всех видов урока иностранного языка. Успех проведения хорошего урока зависит от множества факторов – от знания учителем предмета, методики проведения,общей эрудиции, от личности учителя. Профессиональное мастерство учителя проявляется не только в умении методически грамотно подготовить и провести урок иностранного языка, но и в способности проанализировать собственный урок и дать объективную оценку его результативности. Умение анализировать урок способствует улучшению качества преподавания в целом. В процессе и результате анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности
Главная задача любого учителя: творчески планировать и проводить уроки на любом материале, в любых новых условиях. Вряд ли найдется учитель, который был бы полностью доволен тем, что и как он делает, какие результаты он получает: неудовлетворенность собой и своими достижениями – первый признак профессиональной добросовестности и долга. Каждый педагог должен помнить, что настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль, когда учитель видит в глазах учащихся радость познания нового.
Посетив большое количество уроков, будучи заместителем директора по УВР, курирующим преподавание иностранных языков, могу сказать, что первые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, это незнание программы, отсутствие умения спланировать урок, разработать КТП, провести самоанализ урока.Учителя затрудняются определить цели урока, ставить задачи, не видят структуру урока.Не всегда грамотно и уместно подбирается речевой и грамматический материал к уроку.
Организация урока иностранного языка требует особой подготовки в силу его специфики. Урок ИЯ должен иметь коммуникативную направленность. В этой связи знание детской возрастной психологии для организации общения на уроке требует у учителя особых навыков. Учитель должен создать на уроке такую благоприятную атмосферу, чтобы у учащихся возникло желание вступить в речевой контакт непроизвольно, чтобы появлялась внутренняя потребность общаться. В таком случае ученику не надо поднимать руку, он созревает и общается, потому что этого хочет. Это самое сложное в организации урока иностранного языка, но если учитель добивается этого, он достигает главной цели в изучении иностранного языка: подготовить ученика, способного общаться на языке.
Несколько практических советов начинающему учителю в планировании и самоанализе урока:
- Начало урока. Оргмомент.
От этого этапа урока зависит, насколько организованно будет проведен весь урок.
В психологии есть понятие «брать учеников» в начале урока т.е. привлечь их внимание в поле своей деятельности, заинтересовать их. И если урок начат необычно, оригинально и состоялся визуальный диалог, вы настроили детей на творческую работу, то есть вероятность того, что цели и задачи, которые вы поставили перед собой, будут достигнуты.
Учитель должен четко ставить триединую цель: воспитательную, образовательную и развивающую перед собой, а не учениками и решать определенные задачи для достижения этих целей. А вот тему урока и чем они будут заниматься на уроке объявить детям. Уже в начале урока учитель должен прогнозировать его результаты.
- Фонзарядка.
Необходимый этап урока для введения учащихся в языковую атмосферу. В основном проводится в режиме хоровой работы. Слова, словосочетания и предложения повторяются не с учителем, а за учителем. Ибо учитель должен показать пример и образец правильного произношения.Фонзарядка проводится на знакомой лексике.
3.Опрос домашнего задания.
Если учитель на предыдущем уроке не объяснил его, не задал с учетом дифференцированного подхода к знаниям и возможностям учеников, то успех выполнения его не велик. Отметки за домашнее задание должны комментироваться учителем, вовремя выставляться в журнал и дневник. Зачастую учитель выставляет отметки в конце урока (еще хуже на перемене), не зная точно, кому и за что выставлены отметки. Такие отметки не отражают реальных знаний учащихся.
Кстати о необоснованном завышении отметок молодыми учителями. Четвертная отметка зачастую выставляется на основании двух, трех отметок, полученных за стихотворение или за перевод отдельных слов, забывая о четырех видах речевой деятельности: говорения ( в форме монологической и диалогической речи), аудирования, чтения и письма.
4.Предъявление нового материала. Введение новой лексики.
Задача этапа: максимальная концентрация внимания учащихся к усвоению материала. Учитель должен предупредить учащихся и настроить их на серьезную рабочую обстановку. Учитель должен подобрать систему упражнении, обеспечивающих прочное закрепление лексического материала:
-фонетическая отработка лексики без зрительной опоры
-фонетическая отработка лексики со зрительной опорой
-работа в режиме П------У1У2У3
-управляемый диалог и т.д.
5.Закрепление нового материала.
Многократное повторение новых ЛЕ в словосочетаниях и предложениях в разных режимах.
6.Подведение итогов урока.
Главное на этом этапе -выяснение у учащихся, чем занимались на уроке, что нового узнали, кто лучше всех работал, всем ли понятно домашнее задание.
Если учитель запланировал свой урок так, что все его этапы работали на реализацию и достижения цели, если каждый последующий этап логически взаимосвязан с предыдущим, если учебный материал подобран правильно и формы работы разнообразны, то успех такого урока гарантирован.
Помните, что вы являетесь речевым партнером учащихся, и в процессе общения вы решаете важные учебные задачи.
Приятного Вам общения с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны
Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.
доклад на тему: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ."...
«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»
Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....
Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"
Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика)
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника для категории....
Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...
Эссе "Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности". Публикация.
Данный материал был опубликован в рамках участия в VII Международном педагогическом форуме "Формирование профессиональной компетентности современного педагога", г Санкт-Петербург. 2015 год....