Планирование, анализ и самоанализ урока – показатель профессиональной компетентности учителя..
методическая разработка по теме

Результат урока в значительной степени зависит от качества подготовки к нему, умения анализировать его. В выработке данного умения начинающему учителю поможет учитель-наставник.

Учитель французского и немецкого языков в/к МОУ СОШ №25 г. Сочи  Хачатурян Акоп Ованесович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

                       В методическую копилку начинающему учителю иностранного языка.

Планирование, анализ и самоанализ урока – показатель профессиональной компетентности учителя.

Учитель французского языка МОУ СОШ №25 Хачатурян А.О.

Урок- основная форма организации учебного процесса и к нему надо готовиться основательно.  Только в этом случае он может быть проведен на высоком методическом, эмоциональном и технологическом уровне.  Результат  урока в значительной степени зависит от качества подготовки к  нему, умения анализировать его. В выработке  данного умения начинающему учителю помогает  опытный коллега-наставник.

Мне хотелось бы рассказать об основных критериях анализа и самоанализа урока иностранного языка.

Умение  анализировать и планировать урок  иностранного языка в общеобразовательной школе является показателем уровня  профессиональной компетентности учителя иностранного языка.

 Рекомендации по планированию и анализу урока иностранного языка .

 Общие требования к анализу урока:

научный подход к анализу урока;

глубина и всесторонность анализа;

оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи;

рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы;

степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся;

объективность оценок;

 обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность;

учет специфики данного предмета.

Основные параметры, по которым необходимо делать анализ урока:

деятельность учителя;

деятельность учащихся;

содержание обучения;

формы обучения и воспитания;

методы обучения и воспитания:

средства обучения и воспитания;

средства контроля и оценки.

Данные  параметры характерны для всех видов  урока иностранного языка. Успех проведения хорошего урока зависит от множества факторов – от знания учителем предмета, методики проведения,общей эрудиции,  от личности учителя. Профессиональное мастерство учителя проявляется не только в умении методически грамотно подготовить и провести урок иностранного языка, но и в способности проанализировать собственный урок и дать объективную оценку его результативности. Умение анализировать  урок способствует улучшению качества преподавания в целом. В процессе и результате  анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности

Главная задача любого учителя:  творчески планировать и проводить  уроки на любом материале, в любых новых условиях. Вряд ли найдется учитель, который был бы полностью доволен тем, что и как он делает, какие результаты он получает: неудовлетворенность собой и своими достижениями – первый признак профессиональной добросовестности и долга. Каждый педагог должен помнить, что настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль, когда учитель видит в глазах учащихся радость познания нового.

Посетив большое количество уроков, будучи заместителем директора по УВР, курирующим преподавание иностранных языков, могу сказать, что первые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, это  незнание программы, отсутствие умения спланировать урок, разработать КТП, провести самоанализ урока.Учителя затрудняются определить цели урока, ставить задачи, не видят структуру урока.Не всегда грамотно и уместно подбирается речевой и грамматический материал к уроку.

Организация урока иностранного языка требует особой подготовки в силу его специфики. Урок ИЯ должен иметь коммуникативную направленность. В этой связи знание детской возрастной психологии для организации общения на уроке требует у учителя особых навыков. Учитель должен создать на уроке такую благоприятную атмосферу, чтобы у учащихся возникло желание вступить в речевой контакт непроизвольно, чтобы появлялась внутренняя потребность общаться. В таком случае ученику не надо поднимать руку, он созревает и общается, потому что этого хочет. Это самое сложное  в организации урока иностранного языка, но если учитель добивается этого, он достигает  главной цели в изучении иностранного языка: подготовить ученика,  способного общаться на языке.

Несколько практических советов начинающему учителю в планировании и самоанализе урока:

  1. Начало урока. Оргмомент.

От этого этапа урока зависит, насколько организованно будет проведен весь урок.

В психологии  есть понятие «брать учеников» в начале урока т.е. привлечь их внимание в поле своей деятельности, заинтересовать их. И если урок начат необычно,  оригинально и состоялся визуальный диалог, вы настроили детей на творческую работу, то есть вероятность того, что  цели и задачи, которые вы поставили перед собой,  будут достигнуты.

Учитель должен четко ставить триединую цель: воспитательную, образовательную и развивающую перед собой, а не учениками и решать определенные задачи для достижения этих целей. А вот тему урока и чем они будут заниматься на уроке объявить детям. Уже в начале урока учитель должен прогнозировать его  результаты.

  1. Фонзарядка.

Необходимый этап урока для введения учащихся в языковую атмосферу. В основном проводится в режиме хоровой работы. Слова, словосочетания и предложения повторяются не с учителем, а за учителем. Ибо учитель должен показать пример и образец правильного произношения.Фонзарядка проводится на знакомой лексике.

3.Опрос домашнего задания.

Если учитель на предыдущем уроке не объяснил его, не задал с учетом дифференцированного подхода к знаниям и возможностям учеников, то успех выполнения его не велик. Отметки за домашнее задание должны комментироваться учителем, вовремя выставляться в журнал и дневник. Зачастую учитель выставляет отметки в конце урока (еще хуже на перемене), не зная точно,  кому и за что выставлены отметки. Такие отметки не отражают реальных знаний учащихся.

Кстати о необоснованном завышении отметок молодыми учителями. Четвертная отметка зачастую выставляется на основании двух, трех отметок, полученных за стихотворение  или за перевод отдельных слов, забывая о четырех видах речевой деятельности: говорения ( в форме монологической и диалогической речи), аудирования, чтения и письма.

4.Предъявление нового материала. Введение новой лексики.

Задача этапа: максимальная концентрация внимания учащихся  к усвоению материала. Учитель должен предупредить учащихся и настроить их на серьезную рабочую обстановку. Учитель должен подобрать систему упражнении, обеспечивающих прочное закрепление лексического материала:

-фонетическая отработка лексики  без зрительной опоры

-фонетическая отработка лексики  со зрительной опорой

-работа в режиме  П------У1У2У3

-управляемый диалог и т.д.

5.Закрепление нового материала.

Многократное повторение новых ЛЕ в словосочетаниях и предложениях в разных режимах.

      6.Подведение итогов урока.

Главное на этом этапе -выяснение у учащихся, чем занимались на уроке, что нового узнали, кто лучше всех работал,  всем ли понятно домашнее задание.

Если учитель запланировал свой урок так, что все его этапы работали на реализацию и достижения цели, если каждый последующий этап логически взаимосвязан с  предыдущим, если учебный материал подобран правильно и формы работы разнообразны, то успех такого урока гарантирован.

   Помните, что вы являетесь речевым партнером учащихся, и в процессе общения вы решаете важные учебные задачи.

 Приятного Вам общения с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны

Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ.

доклад на тему: "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  УЧАЩИХСЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ.ПОДГОТОВКА К ЕГЭ И ГИА ПО НОВОЙ ФОРМЕ."...

«Показатели профессиональной компетентности при аттестации на первую и высшую квалификационные категории учителей»

Выступление с докладом по аттестации учителей в соответствии с новым порядком....

Статья "Электронный портфель учителя иностранного языка как показатель профессиональной компетентности"

Выступление на теоретико-методологическом семинаре в педагогическом колледже....

Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры

Выбирая конкретные объекты педагогиче­ского мониторинга, мы исходим из того, что мони­торинг является элементом системы инфор­мационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...

Эссе "Портфолио учителя как показатель профессиональной компетентности". Публикация.

Данный материал был опубликован в рамках участия в VII Международном педагогическом форуме "Формирование профессиональной компетентности современного педагога", г Санкт-Петербург. 2015 год....