ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН РУССКИЙ ЯЗЫК ЗАДАНИЕ С (АРГУМЕНТЫ)
материал по русскому языку (11 класс) по теме
В данной разработке представлены аргументы для выполнения задания С при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinyy_gosudarstvennyy_ekzamen.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН
РУССКИЙ ЯЗЫК
ЗАДАНИЕ С
(АРГУМЕНТЫ)
ПРОБЛЕМЫ | АРГУМЕНТЫ | ||
Книга чести Честь, долг, достоинство. Служение отечеству Интеллигентность, чувство ответсвенности… | Д. С. ЛИХАЧЁВ Последний интеллигент эпохи 20 века У Лихачёва был талант человека, который знал, что он обязан делать, - талант ответственности перед историей, перед обществом, перед самим собой, перед своим прошлым Д. Гранин Самая большая ценность народа - его язык Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе («Письма о добром и прекрасном») Чтобы научиться ездить на велосипеде, нужно ездить на велосипеде Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей стране Губительный проект реконструкции Невского проспекта удалось отклонить благодаря Д. С. Лихачёву (60-е годы 20 века) Ввёл в обращение термин «экология культуры» | ||
Взаимосвязь человека и природы Порядочность, сочетание талантов в одном человеке, добрая память… |
А. П. ЧЕХОВ (1860 – 1904) Когда умер Чехов, после него осталось не только 20 томов всемирно прославленной прозы, но 4 деревенские школы, библиотека в родном Таганроге, там же памятник Петру I, посеянный на пустоши лес, 2 замечательных сада. Это говорит о его страстном стремлении к тому, чтобы люди зажили «умнее и счастливее». Устами доктора Астрова Чехов выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (Чехов) К. Паустовский назвал леса «исполинскими лабораториями», которые вырабатывают кислород и удаляют ядовитые газы и пыль. | ||
В чём заключается счастье? | Ф. М.Достоевский видел счастье в очищении души, Л. Н. Толстой – в полноте и естественности чувств, В. Г. Короленко – в благородстве натуры. | ||
Богатство русского языка, защита его богатства, величия и достоинства Человек чести о долга… | В. СОЛОУХИН (1924 – 1997) Русский писатель, поэт, публицист. В своих книгах он поднимает проблему защиты национально-исторических основ русской культуры. Среди современников мало таких писателей, которые могли бы равняться с Владимиром Солоухиным в глубинном знании русского языка и в умении столь виртуозно владеть им. Его стихи и проза звучат то целым оркестром, то владимирским пастушьим рожком, то весёлой балалайкой. В далёкой Австралии создано Общество русской словесности имени Владимира Солоухина. На русском языке клеймил ужасы крепостничества А. Н. Радищев; учил «науке побеждать» гениальный Суворов, Пушкин и Лермонтов слагали свои изумительные строфы | ||
Национальные гении, вклад в развитие Отчества Радетели Земли русской… Упорство и труд на благо своей страны, стремление к цели.. Роль Петра I Гордость за сынов Отечества Храбрость, стойкость… Сочетание талантов в одном человеке Ответственность учёных, писателей, других талантливых людей перед обществом за свои поступки Цена человеческой жизни Многие ли богатые люди сейчас готовы стать меценатами, т.е. потрать свои деньги на науку и искусство? Плоды деятельности Польза Отечеству ( А. Платонов рассказ «Корова», сочинение Васи «Какую пользу я принесу Родине, когда вырасту?» - «Была у нас корова, и всем от неё было хорошо») Сочетание талантов… | М. В. ЛОМОНОСОВ (1711 – 1754) Ещё при жизни М. В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом надежды на силу национального гения. Он стал живым воплощением русской науки и культуры (естествоиспытатель, философ, поэт, основатель русского литературного языка, историк, географ, политический деятель). Российский граф Яков Брюс , ближайший сподвижник Петра I, герой Полтавы нигде не учился и всего добивался самообразованием: он изучил полдюжины языков и перевёл множество книг, написал первый русский учебник по геометрии, составил словари русско-голландский и голландско-русский, составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов. К концу царствования Петра I русский военный флот был одним из самых мощных в Европе. Он имел в своём составе 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галёр и 26 кораблей других типов. В его рядах было до 30 тысяч человек. А.В. СУВОРОВ (1729 – 1800) – величайший российский полководец, за всю свою карьеру не знал ни одного поражения: дал 63 сражения и все выиграл! Один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус российских сухопутных и морских сил. Ф.Ф. УШАКОВ (1745 – 1817) - выдающийся русский флотоводец, разработал принципы новой тактики манёвренности морского боя. В последние годы посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Причислен к лику святых. В. И. ДАЛЬ (1801 – 1872) – писатель, врач, известный лексикограф, автор первого толкового слова и учебников «Ботаника», «Зоология». Как врач ухаживал за смертельно больным Пушкиным. ПИРОГОВ Н.И. ( 1810 – 1881) – русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог. Основатель военно-полевой медицины. Изобрёл гипсовую повязку и искусственный сустав. Создал первый анатомический атлас. О Пирогове рассказ А. Куприна «Чудесный доктор»
Французский учёный ПАСТЕР обладал мужеством учёного. Он одержал победу, которая для человечества важнее всех вместе взятых побед Наполеона, его соотечественника. Победы Наполеона в конце концов завершились поражением и унесли жизни людей. Пастер сделал открытие, которое спасло жизни миллионам. Многие из нас потому сегодня живут на земле, что открытый им метод прививок дал возможность победить чуму, оспу. Эти болезни уносили жизни больше, чем войны. Великие люди наделены огромным чувством ответственности за то, что дано им от природы . П.М. ТРЕТЬЯКОВ (1832 – 1898) - российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. В 1892 году передал коллекцию картин со зданием галереи в собственность Москве. С. И. МАМОНТОВ (1841 – 1918) – русский предприниматель и меценат, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор. Помимо коммерческих дел большое внимание Мамонтов уделял искусству: он организовал частную русскую оперу, на сцене которой впервые выступал Шаляпин. Многие известные художники жили и работали в имении Мамонтова в Абрамцеве. МЕЦЕНАТ – БОГАТЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ НАУК И ИСКУССТВ. - И. МИЧУРИН (1855 – 1935) – русский биолог и селекционер, вывел более 300 сортов яблок, груш, слив, винограда, абрикосов, смородины. Н.И. ВАВИЛОВ (1887 – 1943) – учёный-генетик, ботаник, селекционер. Под его руководством была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. В 1943 году умер в тюрьме (жертва сталинских репрессий), посмертно реабилитирован. С. П. КОРОЛЁВ (1907- 1966) - отец космонавтики. Советский учёный, основатель практической космонавтики. С. П. Королёв является создателем ракетного оружия и техники. Создал первый пилотируемый корабль «Восток – 1» Д. И. МЕНДЕЛЕЕВ (1834 – 1907) - русский учёный и общественный деятель. Химик, физик, экономист, технолог, геолог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Наиболее известное открытие – периодический закон химических элементов. | ||
Чувство справедливости , умение признавать превосходство и таланты других Великодушие | СЕР БАРРОУ , английский профессор 17 века, неплохой математик. Он заметил успехи нового своего ученика Исаака Ньютона, подчеркнул его талант и признал его превосходство. Он отказался от кафедры, потребовав, чтобы её занял ученик. А. П. ЧЕХОВ отказался от звания академика, присвоенного ему в 1900 году, в знак протеста против отмены Николаем II избрания Горького почётным академиком В. А. ЖУКОВСКИЙ признал превосходство таланта А. С. Пушкина над своим и подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю ученику от побеждённого учителя». |
НИНА ЧАВЧАВАДЗЕ
Любовь многолика. У неё тысячи имён. Одно из них – Нина. Стройная девочка с куклой в руках.
У девочки сердце – летняя дикая роза, чёрные глаза в половину нежного лица, душа гордой птицы. Девочка жила в прошлом веке в грузи и носила звучную фамилию Чавчавадзе. Отца стройной девочки Александра Чавчавадзе – поэта, просветителя, общественного деятеля – грузинский народ не забудет вовеки – труды духовные всегда переживают житейские.
Но наряду со светлым именем отца люди не забудут чистого имени дочери. Нина не совершала военных подвигов, не прославилась на театральных подмостках, не сочиняла бессмертных стихов – Нина останется во времени потому, что ей был дан великий дар – умение любить.
…Грибоедов знал Нину девочкой, был другом её отца, частым гостем дома, где Нина росла. Дружба старшего и младшего – вот что много лет связывало их. Но потом оказалось: ровные дружеские отношения прозвучали как увертюра к главному действию – любви.
Судьба Нины решилась за один летний тифлисский день. Мозаику его она помнила всю свою недлинную жизнь: дорожки утреннего сада, внимательный, вдумчивый взгляд Грибоедова – одного из гостей, потом – стремительное признание Александра Сергеевича и её стремительное согласие стать его женой, суматоха в доме.
Нине Чавчавадзе было шестнадцать, когда её назвали женой Грибоедова. Ей не было восемнадцати – она стала вдовой великого поэта России , погибшего в Персии. Ей не было пятидесяти, когда внезапная болезнь унесла её в могилу.
Но ни одного дня своей жизни она не прожила без Александра Сергеевича. Когда она жила в Тифлисе, то почти каждый день поднималась на гору, туда, где похоронены знаменитые сыны грузи, туда, где покоится прах Грибоедова, - поднималась на свидание с любимым. Нина Чавчавадзе не умела терпеть разлуку… (По И. Андриановой.)
МАТЬ И СЫН
В молодые годы Тургенев Горячо и преданно любил свою мать.
Однажды он отправился с утра на охоту. Под вечер Варваре Петровне захотелось осмотреть поля, и она отправилась в карете, в сопровождении бурмистра.
В сумерках разразилась небывалая по силе гроза. В помещичьем доме все были в смятении и тревоге. Верховых разослали по всем дорогам.
Первым появился Тургенев, весь мокрый. К нему бросилась рыдающая воспитанница. «Варвару Петровну убило громом!» - бормотала она. Сначала Иван Сергеевич не мог её понять. Но, узнав, что Варвара Петровна уже несколько часов как уехала и не возвратилась, он ринулся на конный двор. Вскочил на первую попавшуюся лошадь и уже готов был махнуть за ворота, в бурю, ливень и тьму.
Но тут же появился бурмистр и успокоил всех сообщением, что Варвара Петровна успела добраться до сторожки лесника и сейчас в полной безопасности.
А когда наконец послышался стук колёс, Тургенев на руках вынес мать из кареты и непрестанно целовал ей руки.
И перед чужими людьми Иван Сергеевич не таил пылких сыновних чувств.
В Москву приехал на гастроли Ференц Лист. Варвара Петровна редко выезжала из дому. Ей трудно было ходить, ноги опухали, её возили в кресле. Но прославленного пианиста и композитора ей хотелось послушать и повидать.
Лестница, ведущая в концертную залу, была высокая. А лакеи, на грех, забыли захватить из дому кресло на ремнях. Варвара Петровна разгневалась не на шутку, но Тургенев спас положение.
Высокий, хорошо сложенный , физически закалённый охотой, он схватил мать на руки, как ребёнка, понёс по лестнице и внёс в залу. Среди публики поднялся шёпот удивления и умиления. Многие подходили к Варваре Петровне, поздравляли её со счастьем иметь такого внимательного, любящего сына.
И мать не чаяла души в своём младшем сыне. Когда Тургенев был долго в отсутствии, он учился тогда В Берлинском университете, она занесла в дневник по-французски: «Иван – моё солнышко, я вижу его одного, и, когда он уходит, я уже больше ничего не вижу…» На письменном столе Варвары Петровны всегда стоял акварельный портрет любимого Ванечки.
Но настал день, когда нежно любящая мать подошла к письменному столу и швырнула «великую драгоценность» на пол. Стекло разбилось вдребезги, портрет отлетел к стене. На шум вошла горничная и бросилась поднимать портрет. Варвара Петровна закричала: «Оставь!» Так портрет и пролежал на полу несколько недель.
Сын посмел упрекнуть её в жестокости к крепостным, деспотизме, выступил в защиту крестьян.
С того времени Варвара Петровна наотрез отказалась принимать Ивана Сергеевича. До самой её смерти все попытки Тургенева повидаться с ней разбивались о решительный отказ. (По Е. Добину)
Рекомендуемая литература для аргументов
- Д. С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»
- К. Г.Паустовский. «Старый повар». «Старик в станционном буфете»
- В. Г. Распутин. «Женский разговор» .«В ту же землю»
- А. Толстой. «Русский характер»
- Б. Екимов «Ночь исцеления»
- Рассказы Чехова
- В. Астафьев «Последний поклон»
- М. Шолохов «Судьба человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание самооценки и самоуважения учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку
В статье рассказывается о специфике сдачи ЕГЭ по русскому языку, кратко описано содержание экзамена, приведены основные клинические феномены невротического уровня, встречающиеся у выпускников школ, ра...
Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....
Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы предусматривает использование личностно...
Использование информационно-коммуникативных технологий в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку (из опыта работы)
Опыт работы с компьютером, наблюдения и знакомство с разнообразными программными продуктами привели к выводу: компьютер может помочь учителю сделать урок динамичным и результативным, но именно учитель...
"Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе". Из опыта работы учителя русского языка и литературы Чернышевой Н.Л.
Описание опыта работы по теме "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе....
О некоторых методах и приемах подготовки учащихся к единому государственному экзамену по русскому языку. Советы молодому специалисту.
Со времени введения ЕГЭ у каждого учителя сложилась своя система подготовки учащихся к непростому испытанию. Мне неоднократно приходилось «сдавать» экзамены вместе с выпускниками 9 и 11классов. Вырабо...
Стратегии к подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку: раздел Говорение (Задание 3)
Данная разработка урока поможет учащимся легко и быстро выполнять задание 3 раздела Говорение....