Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Николаева Ирина Ивановна

Рабочая программа предназначена для учащихся 9Б класса  школы №555 «Белогорье».

Настоящая программа по русскому языку для 5-9 класса создана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требованиям к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и Примернойпрограммы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А.Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М. М. Разумовская, М: Дрофа, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_9_kl.docx35.17 КБ
Файл kalendarno.docx16.19 КБ
Файл pourochnoe_planirovanie.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Образовательная область:.

Предмет русский язык входит в образовательную область   филология.

 Место и роль курса в обучении:

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации   предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 9 классе  в объеме 68 часов.

Документы, на основе которых разработана программа:

Рабочая программа предназначена для учащихся 9Б класса  школы №555 «Белогорье».

Настоящая программа по русскому языку для 5-9 класса создана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требованиям к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и Примерной программы среднего полного общего образования по рус скому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений» / М.М. Разумовская и П.А.Лекант, Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы / Сост. М. М. Разумовская, М: Дрофа, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. 

Обоснованность выбора программы (специфика класса):

Выбор  программы под редакцией  М.М. Разумовской мотивирован тем, что в ней в  соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осоз нать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой де ятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9Б класса и специфики классного коллектива. В 9Б классе обучается 23 человека, из которых мальчиков – 11 человек, девочек – 12 человек.  Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Есть группа детей, ранее занимающихся с логопедом. Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются.  В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся 9Б класса – это дети со средним  и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые  в состоянии освоить программу по предмету  только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В  классе можно выделить группу обучающихся (Волков С., Купавченко Н., Храбров Е.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Поскольку в этой группе  неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания, а поощряется и принимается за норму. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них  равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. Есть группа  часто болеющих детей и часто пропускающих занятия (Кольцова А., Минченкова В.)

Небольшая группа учеников (Бутрис В, Линькова Л., Мокрушин А., Тимофеева Е., Чепурная А., Хохлунова В.) проявляет желание и возможность изучать язык  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции и нивелирования этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных образовательных программ (ИОП).

В целом обучающиеся 9Б класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента.  Это обусловило необходимость задействования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Отличительной возрастной особенностью этих детей является  усиление интереса  друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.

Цели учебного предмета:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного,  когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе, осознание эстетической ценности родного языка; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умение формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  3.  овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования; развитие способности опознавать, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание устремления к речевому самосовершенствованию.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 7 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

  1. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
  2. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
  3. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.

    Основные задачи курса русского языка в 9 классе:

  1. Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;
  2. Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  3. Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
  4.  Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Основные принципы обучения:

 В 9Б классе при обучении русскому языку на базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности, а также с формированием понимания того, что русский язык – средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Основные направления работы по русскому языку в 9  классе.

Русский (родной) язык является основой  развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.

 Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов. Успех обеспечен в том случае, если учитель, принимая во внимание особенности местного говора, будет систематически следить за правильностью речи учащихся, приучать школьников к сознательному анализу своей речи и речи товарищей с точки зрения соответствия литературным нормам.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями – справочниками.

Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Четвертое направление- подготовка к ГИА

Межпредметные связи на уроках русского языка.

В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.)

Требования к уровню освоения курса:

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Планируемые результаты:

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Формы и средства контроля:

Система оценки  знаний по предметам  включает:                                                

  1. Внутреннюю оценку (оценка, осуществляемая  учениками,  учителями, администрацией).
  1.  Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовкидевятиклассников;
  2. Итоговые проверочные работы ;
  3. Устный опрос является одним из основных спо собов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
  4. Диктант(итоговый, контрольный) — одна из основных форм проверки ор фографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связ ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
  5. Комплексная контрольная работа, состоящая из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматическо го) задания.
  6. Сочинения и изложения — основные формы про верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения прово дятся в соответствии с требованиями раздела про граммы «Развитие навыков связной речи».

 2. Внешнюю оценку (оценка, осуществляемая  внешними по отношению к школе службами).


Литература

Для учителя:

  1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 9 классе. - М.: Просвещение,2007;
  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002;
  4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  5. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.
  6. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007
  7. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009;
  8. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.
  9. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

 

 

Литература

         Для учащихся:

  1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990;
  2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998;
  3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  4. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.   



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование:

Тема, раздел, модуль

Количество часов

Период, дата

О языке

Русский язык среди языков мира.

1 ч.

Речь

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного пуб лицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждени ем-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитан ный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждени ем-доказательством (Надо ли читать книги в век ра дио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публи цистических статей,

17ч

Обобщение изученного в 5-8 классах

Основные единицы языка и их особенности (зву ки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтакси ческие признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

10 ч.

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация   сложных    предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

2 ч.

Сложносочиненное предложение

Строение    сложносочиненного    предложения    и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).   Смысловые   отношения   между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного пред ложения.  

7 ч.

Сложноподчиненное предложение

Строение     сложноподчиненного     предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: опреде лительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по от ношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточ ным предложениями.

19 ч.

Бессоюзное сложное предложение

Смысловые отношения между простыми предло жениями в составе бессоюзного сложного предложе ния. Интонация бессоюзного сложного предложе ния. Знаки препинания в бессоюзном сложном предло жении.

7 ч.

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с различными видами со юзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

5 ч.



Предварительный просмотр:

Поурочное планирование:

№ урока

Дата

Тема, содержание урока

Тип урока

Домашнее задание

1.

Русский язык – национальный язык русского народа.  Срезовая работа.

А)Понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка.

Б) Составление простого и сложного предложения.

Комбинированный  

§1; №5 (КАТ), №7 (устно)

2.

Р/Р Сжатый пересказ

А) Микротема. Абзац. Роль плана. Совершенствование навыка составления сжатого пересказа.

Б) умение писать изложение.

Урок развития речи

§2; №15

3.

Повторение изученного: фонетика, орфоэпия, графика.

А)Систематизация  и обобщение знаний по теме «Фонетика, графика, орфография. Фонетический разбор". Тренинг.

Б)Работа со справочной литературой, словарями.

Урок систематизации  ЗУН

§ 3; №20, 21, КАТ

4.

Повторение изученного:

лексика, морфемика, словообразование.

А)Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика, словообразование, морфемика и орфография, состав слова». Тенинг.

Б) Работа со справочной литературой и словарями.

Урок систематизации ЗУН

§4, №27, КАТ

5.

Повторение изученного: морфология, синтаксис.

А) Систематизация и обобщение знаний по теме «Морфология и синтаксис». Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания.

Б) Анализ текста с точки зрения морфологических норм русского литературного языка.

Урок систематизации ЗУН

§5; №34, КАТ

6.

Повторение: орфография и пунктуация

А) Применение знаний по морфологии и синтаксису в практике правописания.

Б) Анализ текста с точки зрения норм русского литературного языка

Урок систематизации ЗУН

§ 5, №38, 39 (устно);

№46, КАТ

7.

Повторение и углубление знаний о тексте: типы текста.

Типологический анализ текста.

Урок систематизации ЗУН

§6, № 51, творческая работа

8.

Р/Р Сжатый пересказ

А) Микротема. Абзац. Роль плана. Совершенствование навыка составления сжатого пересказа.

Б) умение писать изложение.

Урок развития речи

§6; №52

9.

Повторение: синтаксис и пунктуация.

А)Систематизация и обощение знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Б)Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса.

Урок систематизации ЗУН

Карточки. КАТ.

10-11

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного»

А)Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Б) Конструирование предложений

Урок контроля ЗУН по теме.

Карточки.

12-13

Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

А) Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков.

Б) Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму.

Урок контроля ЗУН по теме.

РНО, КАТ.

14.

Сложное предложение.

А) Понятие сложное предложение, средства связи предикативных частей СП (повторение). Отличие сложного предложения от простого. Формирование умения различать основные виды сложных предложений; закрепление умения постановки знаков препинания в СП.

Б) Классификация СП

Урок систематизации ЗУН

§7, №57 (устно), 58 (письменно). Проекты, презентации с применением ИКТ

15.

Типы сложных предложений и средства связи.

А) Повторение сведений о типах   СП, расширение знаний учащихся о СП (о союзах и их значениях в этих предложениях); знакомство с классификацией сложных предложений по характеру союза и значению)

Б) Создание текста определенного функционально-смыслового типа.

Урок объяснения нового материала

§8, №60, ЗСП-1 (с 45). Проекты, презентации с применением ИКТ

16.

Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них

А) Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о ССП (о союзах и их значении в предложении); ознакомление с классификацией ССП по характеру союза и значению (три группы ССП)

Б) Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Урок объяснения нового материала

§9, 10 №68, теория к зачету. КАТ.

17.

Знаки препинания в ССП

А) Закрепление знаний о смысловых отношениях в ССП; ознакомление с теоретическими сведениями о знаках препинания в ССП; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП

Б) Средства, подкрепляющие смысловые отношения в ССП. Умение давать при анализе интерпретацию языковых явлений

Комбинированный урок

§9,10, №71,72

18.

Знаки препинания в СПП. СПП с общим второстепенным членом.

А) Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Знаки препинания в ССП»; совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП, ознакомление с особенностями структуры ССП с общим второстепенным членом

Б) Умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами.

Урок систематизации ЗУН

§9,10, №73

19.

Использование СПП в тексте

А) Применение знаний по теме «ССП» в практике правописания и говорения.

Б) Анализ текста и устного высказывания.

Урок систематизации ЗУН

§9,10, №75, 77. Проекты, презентации с применениемИКТ

20.

Использование СПП в тексте 

А) Применение знаний по теме «ССП» в практике правописания и говорения.

Б) Анализ текста и устного высказывания.

Урок систематизации ЗУН

§9,10, №76

21-22

Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта.

Работа над ошибками.

А) Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль ЗУН

Б) Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму.

Урок контроля ЗУН по теме

№78,79, КАТ

23.

Р/Р. Художественный стиль речи, Язык речи и язык художественной литературы.

А) Повторение сведений о стилях речи. Особенности художественного стиля речи. Отличительные черты языка речи и языка художественной литературы

Б) Умение создавать тексты разных стилей.

Урок развития речи.

§11, №86 (письменно)

24.

Понятие о сложноподчиненном предложении

А) Углубление знаний о СПП, средствах главного предложения с придаточным, строении СПП, способах разграничения союзов и союзных слов.

Б) Различие между союзами и союзными словами.

Урок объяснения нового материала

§12, №90, 91. Проекты-презентации с применением ИКТ

25-26

Виды СПП. Роль указательных слов в СПП. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

А) Роль указательных слов в СПП; закрепление сведений о строении СПП. Совершенствование навыка находить в предложении указательные слова.

Б) Навык составления простого и сложного плана.

Урок объяснения нового материала

§13, №102(устно),  (письменно).

С 83 (теория),  №106.

27

Виды придаточных предложений

А) Знакомство с видами придаточных предложений по строению и значению; закрепление синтаксических, пунктуационных умений и навыков учащихся.

Б) Классификация придаточных предложений.

Урок объяснения нового материала

§13,  с 80, №111, 110, ЗСП-2

28.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными определительными. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Анализ изучаемых синтаксических единиц с точки зрения уместности их употребления в тексте, употребление в собственном высказывании синонимичных данным синтаксических конструкций.

Урок объяснения нового материала

§14,  №126,

 ЗСП-3

29.

СПП с придаточными изъяснительными

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными определительными. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Составление сложных предложений.

Урок объяснения нового материала

§15, № 139

30.

СПП с придаточными обстоятельственными

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных определительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными определительными. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием  СПП с придаточными обстоятельственными.

Урок систематизации ЗУН

§16, №142. Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы.

31.

Р/Р. Строение текста. Способы и средства связи

А) Повторение и углубление знаний о тексте, его особенностях, тематике и проблематике, способах и средствах связи; формирование умения создавать тексты разных жанров.

Б) Умение писать сочинения в разных жанрах

Урок развития речи

§17, №148

32

СПП с придаточными места

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных места; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными места. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными места.

Урок систематизации ЗУН

§18, №157 (подготовка к письму по памяти

ЗСП-4 Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы.

33.

СПП с придаточными времени

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных времени; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными времени. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными времени.

Урок систематизации ЗУН

§19, №164 (письменно),

 165 (устно) Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы.

34

СПП с придаточными сравнительными

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных сравнительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными сравнительными. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными сравнения.

Урок систематизации ЗУН

§20,,с. 124,125; №175,177. ЗСП-5. Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы.

35.

СПП с придаточными образа действия и степени

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных образа действия и степени; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными образа действия и степени. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными образа действия и степени.

Урок систематизации ЗУН

§21, №186 – подготовка к письму по памяти. Составление предложений с использованием изучаемой языковой единицы.

36-37

Р/Р. Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения

А) Систематизация знаний об основных жанрах публицистики; совершенствование навыка написания выборочного изложения с элементами сочинения.

Б) Средства связи частей текста

Урок систематизации ЗУН

№189. Творческая работа

38.

Р/Р. Путевые заметки.

А) Теоретические сведения об особенностях жанра путевых заметок. Анализ предложенных образцов. Подготовка к написанию сочинения   в жанре путевых заметок.

Б) Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Урок развития речи.

§22, №190, 191 (по выбору учащихся)

Творческая работа.

39.

СПП с придаточными цели. 

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных цели; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными цели. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными цели.

Урок систематизации ЗУН

§23, № 197

Составление предложений с использованием изучаемой синтаксической единицы.

40.

СПП с придаточными условия

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных условия; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными условия. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными условия.

Урок систематизации ЗУН

§24, № 204, Составление предложений с использованием изучаемой синтаксической единицы.

41-42

Р/Р. Подробное изложение текста публицистического характера «Чистые пруды»

А) Совершенствование навыка подробного изложения и рассуждения на тему. Принципы построения текста. Анализ текста: определение его темы, идеи, нахождение ключевых слов.

Б) Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты.

Урок развития речи

43-44

СПП с придаточными причины и следствия

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных  причины и следствия; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными причины и следствия. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными причины и следствия.

Урок систематизации ЗУН

§25, ЗСП№6. Составление предложений с использованием изучаемой синтаксической единицы. КАТ

45.

СПП с придаточными уступительными.

А) Знакомство с отличительными особенностями придаточных уступительных; совершенствование пунктуационных навыков, умения использовать в речи СПП с придаточными уступительными. Выяснение роли синтаксических синонимов.

Б) Создание мини-повествования с использованием в них СПП с придаточными уступительными.

Урок систематизации ЗУН

§26, №219, 222. Составление предложений с использованием изучаемой синтаксической единицы.

46-47

Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение»

А) Систематизация ЗУН по теме «СПП».  Виды СПП. Классификация СПП.

Б) Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Создание устных и письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей.

Урок контроля ЗУН.

§26, №225, ЗСП-7.

№226. КАТ.

48-49

Р/Р. Композиционные формы сочинений. Сочинение-рецензия на книгу.

А) Повторение сведений о композиционных формах сочинения (рассуждение на литературную тему, описание по воображению и по памяти, психологический портрет, рассказ). Обучение написанию рецензии на книгу.

Б) умение писать рецензию

Урок развития речи.

§27, с 157, 162. №232. №234

50-51

Р/Р. Изложение с элементами сочинения.

А) Совершенствование навыка написания изложения с элементами сочинения. Овладение культурой письменной речи, видами речевой деятельности.

Б) Стилизация. Стилистические ресурсы русского литературного языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей.

Урок развития речи.

52-53

Понятие об СПП с несколькими придаточными.

А) Систематизация и углубление знаний о СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения, знаки препинания между однородными придаточными, соединенными союзами и, или, либо, да (= и)

Б) Конструирование предложений, обоснование постановки знаков препинания.

Урок объяснения нового материала

§28. Карточки. КАТ. ЗСП-8

54

Р/Р. Эссе: понятие о жанре

А) Теоретические сведения об особенностях жанра эссе. Анализ предложенных образцов. Подготовка и написание эссе.

Б) Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

Урок развития речи.

§29. Творческая работа. №257

55

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП.

А) Знакомство с основными признаками БСП, условия постановки запятой в БСП и точки с запятой в БСП; прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП.

Б) Умение сравнивать БСП с синонимичными конструкциями. 

Урок объяснения нового материала.

§30, 31. №261 (устно), 266(письменно). ЗСП – 9,10.

56.

Значения БСП. Двоеточие в БСП.

А) Знакомство с правилом постановки двоеточия в БСП. Сопоставление синонимических конструкций, работа над особенностями интонации БСП, их ролью в речи.

Б) Конструирование предложений.

Комбинированный урок.

§32. №273, 275. ЗСП-11.

57.

Значения БСП. Тире в БСП.

А) Знакомство с правилом постановки тире в БСП. Сопоставление синонимических конструкций, работа над особенностями интонации БСП, их ролью в речи.

Б) Конструирование предложений.

Комбинированный урок.

§33. ЗСП-12. №282, 281

58.

Р/Р. Деловая речь.

А) Повторение сведений о книжных стилях, о средствах языка, характерных для деловой речи.

Б) анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей.

Урок развития речи.

§34.№ 291. Проекты-презентации с применением ИКТ.

59.

Обобщающий урок по теме «БСП»

А) Систематизация ЗУН по теме «БСП»

Б) Конструирование предложений. Умение расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами.

Урок систематизации ЗУН.

№ 283 (подготовка к диктанту). Проекты-презентации с применением ИКТ

60-61.

Контрольный диктант. Анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками

А) Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль ЗУН.

Б) Умение классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму и пунктограмму.

Урок контроля ЗУН по теме

КАТ

62.

Сложные предложения  с разными видами связи.

А) Сложное предложение с разными видами связи. Знакомство с понятием и алгоритмом синтаксического разбора сложного предложения с разными видами связи.

Б) Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи.

Урок объяснения нового материала

§35

ЗСП-13. №296 Составление предложений с использованием изучаемой синтаксической единицы.

63-64.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Знакомство с пунктограммой «запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов», особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепление правил постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи.

Б) Конструирование предложений. Навык расстановки знаков препинания в соответствии с изученными правилами.

Комбинированный урок.

§35. ЗСП-14. №299.

Повторение: состав слова и словообразование.

65.

Урок-зачет по теме  «Сложное предложение»

А) Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль ЗУН.

Б) Конструирование предложений

Урок контроля ЗУН

Проекты-презентации с применением ИКТ. Карточки. Повторение: лексика, фразеология

66-67.

Р/Р. Подробное изложение текста публицистического характера

А) Совершенствование навыка подробного изложения и рассуждения на тему.  Анализ текста: идея, ключевые слова. Составление плана, определение типа и стиля текста, структура и его языковые особенности.

Б) Понятие стили литературного языка. Умение составлять тексты.

Урок развития речи

Повторение: грамматика, морфология, синтаксис.

68.

Итоговый урок.  Комплексный анализ текста.

Определение уровня усвоения материала. Проверка и тематический контроль ЗУН.

Урок контроля ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...