Обобщение по теме "Корни с чередованием"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: Корни с чередованием
Тип урока по содержанию: Орфография
Тип урока по цели: обобщающее повторение
Автор учебника – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.
Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал (корни с чередованием)
Задачи урока:
- знать и понимать условия выбора гласной в чередующемся корне
- знать исключения
- уметь графически комментировать выбор чередующейся гласной
Оборудование: таблички с чередующимися корнями, контрольный лист, заранее у каждого ученика на парте лежит перфокарта, сигнальные карточки, карточки для пар сменного состава, карточка «Третий лишний», листы для подведения итогов
План урока
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Контроль степени усвоения учащимися того, в чем они будут тренироваться
- Тренировочные упражнения
- Выборочно-распределительный диктант (Е-И в чередующихся корнях)
2) Диктант (слова с корнями ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОС), составление словосочетаний
- Диктант с использованием перфокарты (корни ГАР-ГОР, ЗАР-ЗОР)
- Устный диктант с сигнальными карточками (РАСТ-РАЩ-РОС)
- Пары сменного состава
- «Третий лишний»
- Самостоятельная работа учащихся
1) Творческое списывание
- Подведение итогов урока
- Объяснение домашнего задания
- Организационный момент
Эскиз оформления доски
Двадцать шестое апреля. Классная работа. Корни с чередованием. От согласных От ударения От суффикса
|
Эскиз оформления тетради ученика
Двадцать шестое апреля. Классная работа. Корни с чередованием. | О А О А О О О О А О А А А О А А А О А А Густые заросли, поехать в Ростов, растительный мир, отрасль хозяйства, выращивать на даче, маленький росток, выросли на грядке, ухаживать за растением, долго росли, отрастить бороду Ребята расположились на отдых у реки. Быстро выросли на берегу палатки. Заря догорала. Последние лучи солнца чуть касались вершины деревьев. По оврагам расстилался туман. Ребята стали собирать сучья. Один за другим загорались костры. | |
Е Отмереть Уберу Заблестеть Выдернул Перестелить Заперли стереть | И Пробирались Выдирать Упирается Блистать Выжигаю Застилать Блистательный замирают | |
Коснулся экспоната Прилагать усилия Положить на террасу Касание статуи Предполагаемый результат Прикоснулся к брошюре |
Ход урока.
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
На предыдущих уроках вы познакомились с правилами правописания корней, в которых могут чередоваться гласные буквы.
- Какие гласные могут чередоваться? (А-О, Е-И)
Тема сегодняшнего урока – Корни с чередованием. Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал
- Контроль степени усвоения материала
На доске вы видите те условия, от которых зависит правописание корней. Прочитайте. (от суффикса, от ударения, от согласных)
В руках у меня карточки с корнями, в которых чередуются гласные.
- Прочитайте первые корни. (гар-гор)
- От чего зависит правописание гласных в этих корнях? (от ударения)
-Сформулируйте правило (в корнях гар-гор под ударением –А, без ударения - О)
КАРТОЧКА С КОРНЯМИ ВЫВЕШИВАЕТСЯ НА ДОСКУ ПОД НУЖНЫМ УСЛОВИЕМ. ТАК И ЗАПОЛНЯЕТСЯ ТАБЛИЦА
- Следующие корни ЗАР-ЗОР. От чего зависит правописание гласных? (от ударения: под ударением пишется О, без ударения - А)
- Переходим к следующим корням - раст-ращ-рос. (зависят от согласных, перед СТ,Щ пишем А, в других случаях – О. Исключения: Ростов, росток, отрасль)
- От чего зависит правописание этой группы корней? (бер-бир, тер-тир и т.д)
(от суффикса А, если он есть, в корнях ЛАГ-ЛОЖ, КАС-КОС пишем А, если нет – О; в остальных корнях пишется И, если есть суффикс А, если нет - Е)
- Тренировочные упражнения
Сейчас свои знания вы будете использовать в упражнениях. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. (НА ДОСКЕ)
- Выборочно-распределительный диктант
Начинаем с выборочно-распределительного диктанта по корням, в которых чередуются гласные Е-И.
По середине тетради прочертите линию вниз на 9 строк. Над первой колонкой напишите гласную Е, над второй – И.
Я диктую слово, вы думаете, какая гласная пишется в корне и записываете слово в нужный столбик, графически комментируя свой выбор. Начинаем:
Пробирались, выдирать, отмереть, упирается, уберу, заблестеть, блистать, выжигаю, выдернул, перестелил, заперли, застилать, блистательный, стереть, замирают.
Проверка. Прочитайте слова, в корне которых пишется Е. (отмереть, уберу, заблестеть, выдернул, перестелить, заперли, стереть)
В каких словах пишется И? (пробирались, выдирать, упирается, блистать, выжигаю, застилать, блистательный, замирают)
- Диктант с составлением словосочетаний
Переходим к следующему упражнению. Вам необходимо в столбик записать слова с корнями КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ под диктовку и графически объяснить выбор гласной. Начинаем: коснулся, касание, прикоснулся, прилагать, приложить, предполагаемый.
- Подумайте, почему я объединила эти корни? (одинаковые условия для правописания корней с чередованием, зависят от суф. А)
-Теперь откройте учебники на страницах 298-299 (словарь). Составьте словосочетания, опираясь на слова под рубриками «Пиши правильно!» и «Произноси правильно!»
- Прочитайте словосочетания, называя корень с чередованием и объясняя его написание. (коснулся экспоната, корень КОС, так как нет суффикса А) и т.д.
- Повторим, от чего зависит правописание корней КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ (…)
- Диктант с использованием перфокарты
Проведем диктант по перфокартам. Они лежат у вас на партах. Положите их таким образом, чтобы было 4 строчки по 5 «окошечек». Я читаю слово один раз, вы записываете только букву, которая пишется в корне с чередованием (А или О). Первые две строчки – на корни ГАР-ГОР, 3 и 4-ая на ЗАР-ЗОР.
Перед началом повторим правила правописания этих корней. (…)
- Догорать, огарок, горение, загар, обгорел. 2. Загорелый, разгорались, горелый, угар, гореть. 3. Зарница, заря, озаряется, зорей, озарить. 4. Озарение, озаренный, зори, зарей, озарил.
Проведем взаимопроверку. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Перед вами контрольный лист (вывешивается на доску). Проверяйте внимательно!
-Итак, подведем итоги. У кого ошибка в 1 строчку? 2? И т.д. Слова, в которых допущены ошибки, записываются в тетрадь.
- Диктант с сигнальными карточками
Сейчас повторим правописание достаточно сложных корней, в которых чаще всего допускают ошибки. Работаем с сигнальными карточками. Я называю слово с корнями РАСТ-РАЩ-РОС, а вы по моему сигналу поднимаете карточку с нужной гласной. Будьте внимательны!
Ростов, растение, выращивать, росток, отраслевой, отрастить, росли, сращение, поросль, вырос.
- Пары сменного состава
Так как эти корни трудные, то закрепим их через другой вид работы, он называется «пары сменного состава». Каждый возьмите карточку, они лежат у вас на партах. Работать вы будете в тетрадях.
1 вариант во время упражнения сидит на местах. Передвигаться будет 2 вариант. Делаем все только по моей команде.
Перепишите словосочетание с карточки, которая у вас в руках, в тетрадь.
Теперь обменяйтесь карточкой с соседом, перепишите новое словосочетание.
С этой карточкой 2 вариант встает, идет назад и садится за следующую парту. Ребята, которые сидят за последней партой, переходят на первую.
Карточку, с которой вы пересели, отдайте новому соседу, а он вам даст свою, перепишите словосочетания. С этой же карточкой двигайтесь назад, меняйтесь с соседом, переписывайте новое словосочетание. И ТАК ДАЛЕЕ.
10 карточек:
1. Густые заросли
2. Поехать в Ростов
3. Растительный мир
4. Отрасль хозяйства
5. Выращивать на даче
6. Маленький росток
7. Выросли на грядке
8. Ухаживать за растением
9. Долго росли
10. Отрастить бороду
У каждого из вас в тетради должно быть 10 разных словосочетаний. Прочитаем их, объясним правописание корней.
- «Третий лишний»
Следующее задание выполним устно. Возьмите в руки раздаточный материал «Третий лишний». В нем вы найдете слова со всеми корнями с чередованием, о которых мы сегодня говорили. В каждом пункте вам необходимо найти лишнее слово.
- Прочитайте 1-ую группу слов. Какие буквы напишем на месте пропусков?
- Какое слово в этом ряду лишнее? Почему? (например, ЛОЖНЫЙ, так как другое лексическое значение корня)
- Прочитайте 2-ую группу слов. Какое слово лишнее? Почему?
И ТАК ДАЛЕЕ
«Третий лишний»
|
- Самостоятельная работа
Мы сегодня повторили все корни с чередованием. Это подготовило нас к творческому списыванию. У вас на раздаточном материале есть текст. Ребята, но здесь нет слов с нужными для нас корнями!
-Как вы думаете, что надо сделать?
«Творческое списывание» Ребята устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу палатки. Заря угасала. Последние лучи солнца чуть трогали вершины деревьев. По оврагам расходился туман. Ребята стали искать сучья. Один за другим вспыхивали костры. |
(заменить подчеркнутые слова на слова с чередующимися гласными в корне)
- Верно. Текст переписываете в тетрадь, графически комментируете правописание корней.
ПЕРЕД СПИСЫВАНИЕМ УСТНО ОБГОВАРИВАЕМ, КАКИЕ СЛОВА ЗАПИСАТЬ.
- Подведение итогов урока.
Итак, на уроке мы в различных упражнениях закрепили правописание чередующихся гласных в корне. Возьмите небольшие листочки у вас на партах, напишите свою фамилию.
Под цифрой 1 запишите те корни, которые вам даются легче всего.
Под цифрой 2 запишите самый трудный для вас корень. Передайте работы вперед.
Давайте посмотрим, какие корни не вызывают трудности (…), какие же самые сложные? (…)
Из этого следует сделать простой вывод: надо повторить правило написания сложных для вас корней.
- Объяснение домашнего задания.
- Составить 10 словосочетаний с корнями, в которых чередуются гласные. Надо взять разные корни!
- Из учебника литературы подобрать 4 предложения, в которых есть слова с чередующимися корнями.
- Организационный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Обобщение знаний по теме Чередование гласных в корне слова"
В данной презентации содержится материал по темам: "Чередование гласных после шипящих в корне слова", "Буквы и-ы после ц", "Чередование гласных в корнях лаг-лож, раст, рос"...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок по русскому языку в 6 классе Обобщение по теме: «Корни с чередованием»
Урок по русскому языку в 6 классе, на котором учащиеся должны систематизировать знания о корнях с чередованием. Этот урок формирует орфографическую грамотность учащихся, воспитывает интерес к русскому...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"
Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...
Урок русского языка в 6 классе " Обобщение. Правописание корней с чередованием".
Открытый урок. Обобщение и закрепление знаний....
Обобщение темы "Корни с чередованием гласных" (кроссворд и упражнения)
Материал содержит линвистичесикй кроссворд, который позволяет повторить материалы по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису, упражнения по теме "Корни с чередованием гласных"....
Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме «Чередование гласных в корнях слов».
Урок в 5 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Чередование гласных в корнях слов" (УМК Бабайцевой В.В.) с применением технологической карты обучающегося....