Конкурсный урок Н и НН в суффиксах прилагательных
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Урок разработан в рамках ФГОС в соответствии с технологией проблемно-диалогическог обучения.Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания.
Дети сами определяют тему урока, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила. Благодаря проблемному диалогу на уроке нет пассивных, все думают и выражают свои мысли. Диалог приводит к интенсивному развитию речи. Решение одной и той же задачи разными группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_n_i_nn_v_suffiksah_prilagatelnyh.rar | 513.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока с использованием компьютера.
Автор – Люфахуан Нина Григорьевна
Образовательное учреждение – МБОУ «Маловская средняя школа» п. Маловский Баунтовского района Республики Бурятия
Предмет – Русский язык
Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных».
Класс - шестой
Учебно-методическое обеспечение: «Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М. : «Просвещение», 2010 г.»
Время реализации занятия – 90 минут
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные: Объяснить правописание н-нн в прилагательных, выработать умение правописания н-нн в прилагательных, образованных от существительных;
Развивающие Развивать навыки групповой работы учащихся, навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные Воспитание любви к родному языку и литературе; воспитание культуры интеллектуального труда ,формирование умения чувствовать красоту слова через работу с текстом,
Тип урока: Открытие нового знания;
Форма урока: урок-поиск
Оборудование: компьютеры, проектор, экран, карточки, тетради, ручки, доска.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Этапы урока | Временная реализация |
Оргмомент | 3 мин. |
Языковая разминка | 6 мин. |
Актуализация знаний | 7 мин |
Изучение нового | 20 мин. |
Воспроизведение новых знаний | 40 мин. |
Проверка знаний. Электронный тест. | 10 мин. |
Рефлексия. | 3 мин. |
Домашнее задание | 1мин. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Запишите дату, классная работа. Начнём с языковой разминки. | Записывают в тетрадях. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Языковая разминка (комплексное повторение теоретических сведений по теме) | Повторение . ( прием «Закончи фразу»). 1 Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы…. 2 Имена прилагательные изменяются по… 3 По значению и форме имена прилагательные делятся на…. 4 В предложении имена прилагательные бывают… 5 Основные способы словообразования имен прилагательных… 6 Чаще всего имена прилагательные образуются .. 7 Сложные прилагательные пишутся через дефис… 8 Сложные прилагательные пишутся слитно… | Записывают в тетради конечную фразу. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (работа в парах) | 1) Трёх(этажный), осе..ий , серо(глазый); 2) юго(западный), серебр...ный, темно(зеленый); 3) русско(немецкий), древне(русский)), утре...ий; 4) …… …….. ……. Прочитайте ряды слов. Внимательно их рас смотрите. Сформулируйте свое задание. Какое слово можно исключить из первого ряда? Почему? Учитель. Какое слово лишнее во втором ряду?
Учитель. Что можете сказать о третьем ряде слов? | Из каждого ряда надо исключить лишнее слово. Ис ключенные слова написать в четвертую строку. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки Из первого ряда можно исключить слово осенний. Слова трёх(этажный) и серо(глазый) — сложные имена прилагательные. Пишутся слитно. Во втором ряду лишнее слово серебряный. Это простое прилагательное. Юго-западный, темно-зеленый — сложные прилагательные. Они пишутся через дефис. В третьем ряду лишнее слово утренний. Прилагатель ные русско(немецкий), древне(русский) сложные, первое слово пишется через дефис, а второе слитно. | ||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Постановка учебной проблемы. | - Прочитайте слова, которые вы написали в чет вертом ряду. Определите, к какой части речи они относятся. - В какой части прилагательных пропущены буквы? - А теперь сравните свои записи с правильным вариантом. (Учитель открывает образец с правильным написанием). Все ли правильно записали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какова тема урока? - Сформулируйте цель урока, опираясь на его те му. Используйте для этого опорные слова на доске.
2) учиться... . | Слова осенний, серебряные, утренний — это имена прилагательные. Буквы пропущены в суффиксах прилагательных. Мы не знаем когда в прилагательных пишется -н-, а когда -нн-. (осознание противоречия) Одна и две буквы н в суффиксах прила гательных Познакомиться с правилом написания бук вы н в суффиксах прилагательных; учиться правильно пи сать суффиксы прилагательных с буквой н. | ||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Поиск решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог: Решение проблемы «Открытие нового знания». | Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез): - Все с этим согласны? (Побуждение к устной проверке). -Все ли слова с НН имеют суффикс –ЕНН- (Подсказка к контраргументу). Ещё какие есть гипотезы? Учитель (побуждение к выдвижению гипотез): Другие гипотезы есть? - Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? ( в суффиксе)(подсказка к решающей гипотизе 1) - От каких частей речи образованы прилагательные? - С помощью каких суффиксов) - Что вы заметили? Есть какие-нибудь гипотезы? Обратимся к таблице. .(Подсказка к решающей гипотезе 2).
Обобщите первую часть нашей работы и скажи те, в каких случаях пишутся две буквы Н в прилагательных, образованных от существительных? Какое слово является исключением из этого правила? Аналогичную работу ученики выполняют со словами под цифрой II. Прочитайте запись под цифрой III с полным и кратким прилагательными. Сделайте вывод о написании в них суффикса. А теперь, используя таблицу, сформулируйте полностью правило о правописании буквы Н и НН в суффиксах прилагательных. | НН пишется, если прилагательное образовано с помощью суффикса _ЕНН_ (Ошибочная гипотеза 1). Нет. В слове осенний нет суффикса –ЕНН-. НН пишется, если суффикс ударный. (Ошибочная гипотеза 2). Учащиеся молчат. От существительных: осень, серебро, утро _Н-, -ЯН-, -ЕНН- Учащиеся молчат. Выполняют задание коллективно. Один ученик рабо тает с таблицей у доски, остальные пишут в тетрадях. Делают вывод. Делают вывод. Формулируют правило – открытие нового знания | ||||||||||||||||||||||||||||||
III. Воспроизведение нового знания | Обобщим все выше сказанное с помощью интерактивной таблицы Работа в Интернете. | Учащиеся работают с таблицей и делают выводы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Началоформирования умений. Составление алгоритма. | Ребята, как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать эти слова? Давайте выработаем алгоритм наших действий. | Нужно составить алгоритм. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организация деятельности по применению новых знаний. | 1. Коллективная работа. Устно объяснить правописание слов: Комиссионный комиссия+онн Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян 2. Распределительный диктант Распредели слова на две группы: Песча…ый, оловя..ый, стекля..ый, лебеди..ый , шерстя..ой, ржа..ой, гуси..ый, авиацио..ый, глиня..ый, осе..ий, травя..ой, карти..ый, бето..ый. | |||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работа с фразеологизмами (в парах) 1) Глупый ч.. ловек
? Без царя в г..л..ве Б..лтливый чел..век 2) ? ? Язык без к..стей ? 3) Заячья душа ? Справка: длин...ый язык, с...л...мен..ая душа, струн...ая ба лалайка, мякин...ая г...л...ва, трусливый чел...век. - Внимательно прочитайте и рассмотрите записи под цифрами один, два, три. Проанализируйте их. Что в них написано и чем каждую надо дополнить? Обратите внимание на справку. Сформулируйте задание к этому упражнению. Расскажите о написании слов с пропущенными орфограммами в этом упражне нии. Объедините их в группы по самостоятельно найденному признаку. 4. Буквенный диктант. Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове. Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный. Проверь себя.
Поставь себе оценку:
| В первой группе даны фразеологический оборот без царя в голове и его значение — глупый человек. Надо подобрать подходящий по смыслу фразеологический оборот с буквой Н в суффиксе. Его можно взять из справки. Во вторую группу надо добавить два фразеологических оборота. В третью — надо дописать еще один фразеологический оборот и его зна чение. Вставить пропущенные буквы. Дети выполняют задание и повторяют правило о право писании Н и НН в суффиксах прилагательных. | |||||||||||||||||||||||||||||||
больше - "2". | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
5. Письмо по памяти Свет луны серебряный и длинный, - Какова основная мысль этого предложения? (Любовь к родине) - Объясните лексическое значение слова "отчий". (Родной) -Объясните правописание выделенных слов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Просмотр видеофильма « Зимушка-зима». сонный лес, серебряный иней, торжественная тишина, звериные тропы, причудливые искусственные кружева, багряное солнце, | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка знаний | Электронный тест "Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml Для подведения итогов нашего урока выполним электронное задание и ответим на вопрос «Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных пишется Н и НН?» | Учащиеся выполняют задание, получают оценку. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Итог урока. Рефлексия. | Сегодня на уроке я: 1) узнал, открыл для себя… 2) научился, смог… 3) могу похвалить себя и своих одноклассников за … | Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Используя предложения, составленные на уроке, написать мини-сочинение «Зимушка-зима». |
Список использованной литературы:
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – Москва: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004г. – 256 с.
2. Богданова Г.А .Уроки русского языка в 7 классе.: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Мнемозина,2000.
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.;
4. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.
5. Русский язык: учебн. Для 6 кл. общеобразоват учреждений/(М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова и др.;науч. Ред.Н.М. Шанский).- 29-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
6. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля, М.:Интеллект –Центр, 2006
7. Интерактивная таблица "Правописание Н и НН в прилагательных" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e4cd6a51-679c-40b8-bbdb-4d383c603aaf/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_10-AT%5D.swf
8. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевной. Тест «Имя прилагательное. Буквы Н и НН в именах прилагательных» №1для 6 класса http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test80.xml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных"
Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...
Конспект урока "Правописание н, нн в суффиксах прилагательных".
Класс: 6Тема: Правописание н, нн в суффиксах прилагательных.Цель: 1. Повторение изученного о прилагательном.2. Знакомство с правописанием двумя и одной Н в суффиксах прилагательных.3. Приме...
Технологическая карта урока "Н и НН в суффиксах прилагательных" Урок открытия нового знания
Урок в 6 классе нацеливает учеников на составление алгоритма правописани суффиксов прилагательных с Н и НН....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....
Разработка урока "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных"
Цели урока:ü обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;ü развивающая – развивать умени...
Маршрутный лист к уроку "Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц."5 класс
Действия учеников при изучении данных тем....
Технологическая карта урока _-Н- и -НН- в суффиксах прилагательных и наречий (7 класс)
Технологическая карта...