Разработка урока "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Цели урока:
ü обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
ü развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
ü воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.doc | 920.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева Н.Ю.
Слайд № 1
Тема урока: н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных.
Цели урока:
- обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
- развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
- воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.
Ход урока
Ребята, сегодня на уроке вы должны научиться правильно употреблять н и нн в прилагательных, образованных от имен существительных, а еще уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы, связно излагая свои мысли. А еще слушать меня очень внимательно и быть активными на уроке.
Слайд № 2
Ребята, недавно на уроке мы с вами ознакомились со сказкой А. Шарова «Старик Мрамор и дедушка Пух». Сегодня мы начнем урок с этой сказки. На парте лежит текст этой сказки. Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывают слова «мрамор» и «пух»?
Какими признаками обладают эти предметы по весу, по температуре и что можно сделать из мрамора и пуха? Признаки этих предметов: тяжелый – легкий, холодный – теплый, твердый – мягкий, статуя – подушка противопоставлены друг другу по значению?
- Как называются такие слова? (антонимы)
- Да.
Ученики дают определение термина «антонимы».
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические.
- Антонимами в данном случае являются их признаки, а не слова «мрамор» и «пух». В языке слова «мрамор» и «пух» не являются антонимами. А вот в этом тексте, в сказке, они будут являться контекстными антонимами, так как у них есть многозначность, а вне этого текста это уже не антонимы. И вот что с вами мы найдем в словаре лингвистических терминов.
Далее идёт слайд № 3 и зачитываются определения этих терминов учителем.
Далее идёт обсуждение сказки. Дети отвечают на вопросы учителя.
- Почему соседи пытались рассорить старика Мрамора и дедушку Пуха? (Соседи не понимали значения труда Пуха).
- Чем была страшна каменная весна? (Все живое превратилось в неживое). Бабочки, трава, птицы – это живое. Нужно было, чтобы жизнь была, а жизнь была под угрозой.
- Как заканчивается сказка?
- Какова идея сказки? (Нельзя забывать про каменную весну, т.е. про смерть, про то, что делает дедушка Пух. Статуи были неподвластны ни силам уничтожения, ни самому времени).
- Выпишите из этого текста прилагательные с одной и двумя буквами н в свой рабочий листок. Работу будем выполнять в парах, один текст на двоих. Называйте слова по очереди, поднимая руку. Если разложить эти слова, то получается следующая картина.
Открывается слайд № 4 «Образование прилагательных».
- Ребята, скажите, как образовались эти прилагательные?
(От существительных с помощью суффиксов –ян–, –ин– и суффикса –н–).
- Когда в прилагательных пишется одна буква н, а когда две буквы нн в суффиксах! Давайте вспомним. А в этом нам поможет таблица.
Открывается слайд № 5
Перед вами таблица с написанием прилагательных с н и нн в прилагательных. Давайте поработаем с этой таблицей.
- Когда пишется н в прилагательных?
- Когда пишется нн в прилагательных?
Каждый ученик объясняет по одному пункту из правила в таблице.
- Объясните разницу в написании суффиксов –ен–, –ян– в словах ветреный – ветряный, масленый – масляный.
Ученики объясняют разницу в написании гласных в суффиксах –ен–, –ян–.
Прежде чем откроется слайд № 6, дети должны вспомнить слова-исключения с одной буквой н .
Открывается слайд № 6.
Проверяем, все ли слова-исключения были названы.
Слайд № 7
- А сколько н пишется в кратких прилагательных?
Дети отвечают, что в кратких пишется столько н, сколько в полных.
- Давайте посмотрим. Краткие прилагательные выделены зеленым цветом (дети должны увидеть разницу между полными и краткими прилагательными. Выяснить, на какой вопрос отвечают полные и краткие прилагательные, какую синтаксическую роль в предложении выполняют, сколько букв в окончании имеют).
А теперь немного отдохнем. Физкультминутка
Появляется слайд № 8
Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с н и нн. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет – топаете ногами.
1. В пословице «Острый язык – дарование, а длинный – наказание» иммется прилагательное с нн – длинный? (дети хлопают в ладоши).
2. В пословице «Дома и глиняная чаша мила» имеется прилагательное с нн - глиняная? (дети топают ногами).
3. В пословице «Братская любовь крепче каменных стен» имеется прилагательное с нн – каменных? (дети хлопают в ладоши).
4. В пословице «Льва сонного не буди» есть прилагательное с н – сонного? (дети топают ногами).
5. В пословице «Старинная пословица не на ветер молвится» есть прилагательное с нн – старинная? (дети хлопают в ладоши).
- А теперь глубоко вдохните и выдохните: вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Садитесь!
Слайд № 9
Следующий этап работы «Сочинялки» (работа в группах).
- К этому виду работы ребята подготовились дома. Кто-то сочинял историю про н и нн, а другие рисовали к ним рисунки.
Сочинение № 1
Жила-была в одном царстве буква Н. Она каждый день работала, преобразовывала существительные в прилагательные. Ей помогали буквы А, И, Я. Но в один день в царство пришли слова из других королевств. Со словами дерево, олово, стекло она не могла работать, и ей пришлось звать на помощь вторую букву Н. С другими словами она тоже не могла работать, и ей помогали буквы О, Е вместе со второй буквой Н. А с третьей группой слов она работала одна, так как в конце корня уже стояла буква Н. (Артемьев Никита)
Сочинение № 2
Жили-были буквы Н и НН в суффиксах –ан–, –ян–, –ин–,–енн–, –онн–. НН любил писаться с гласными и дружил с суффиксами –янн–, –енн–, –онн–. Н любил ходить один и не со всеми дружил. Однажды они встретились и поссорились. После их ссоры существительные не могли стать прилагательными. Н и НН поняли, что очень нужны всем и заключили перемирие. С тех пор они жили долго и счастливо. (Хитров Гриша)
Сочинение № 3
В одном небольшом городке жила буква Н. Часто она гуляла в одиночестве. Иногда ей составляла компанию сестра НН. Они были очень дружны и очень похожи. Сестры любили ходить друг к другу в гости. (Кузнецова Катя)
Дальше появляется слайд № 10
- Ребята, выпишите слова с пропущенными буквами к себе в рабочий листок.
Звери..ые повадки отразились в стари..ых сказках, пословицах, поговорках.
Про отважных людей говорят, что у них орли..ые крылья.
Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой вознёй.
Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.
Подлинным их творцом является народ. В них сказалась исти..ая народная мудрость.
Работа в парах. Ребята выполняют задания письменно. После написания дети меняются листками. Слова произносятся вслух, находят ошибки вместе с учителем, исправляют их, ставят друг другу оценки.
Дальше слайд № 11 (задание выполняется устно).
- Вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».
а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;
б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;
в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.
В каждом ряду слов ребята находят четвертое лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее.
Затем слайд № 12 (выводы по уроку, рефлексия оценки)
- Вот и подошел к концу наш урок!
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какой момент урока был самым трудным?
- Какой момент урока был самым интересным?
Дети, отвечая на вопросы, делятся своими впечатлениями об уроке.
- Ребята, сегодня вы были очень активными на уроке и заслуживаете хороших оценок (учитель называет пофамильно тех, кому поставил «4» и «5»).
- Ребята, откройте дневник и запишите домашнее задание. Итак, домашнее задание: выписать из любого художественного произведения семь предложений, в которых встречаются прилагательные с н и нн, произвести морфемный разбор этих прилагательных.
- Спасибо всем за урок! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Данный урок разработан по модульной технологии обучения для учащихся 6 класса. Может быть использован на обобщающем уроке по теме....
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила...
Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...
Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
Открытый урок по русскому языку 6 класс....
Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных» является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...
Урок русского языка по теме:"Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных"
Урок русского языка в 6 классе....
Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"
Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...
- Мне нравится (1)