Разработка урока "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Тимофеева Наталья Юрьевна

Цели урока:

ü    обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;

ü    развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;

ü    воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc920.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тимофеева Н.Ю.

Слайд № 1

Тема урока: н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных.

Цели урока: 

  • обучающая – изучить правило употребления Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных;
  • развивающая – развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
  • воспитывающая – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.

Ход урока

Ребята, сегодня на уроке вы должны научиться правильно употреблять н и нн в прилагательных, образованных от имен существительных, а еще уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы, связно излагая свои мысли. А еще слушать меня очень внимательно и быть активными на уроке.

Слайд № 2

Ребята, недавно на уроке мы с вами ознакомились со сказкой А. Шарова «Старик Мрамор и дедушка Пух». Сегодня мы начнем урок с этой сказки. На парте лежит текст этой сказки. Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывают слова «мрамор» и «пух»?

Какими признаками обладают эти предметы по весу, по температуре и что можно сделать из мрамора и пуха? Признаки этих предметов: тяжелый – легкий, холодный – теплый, твердый – мягкий, статуя – подушка противопоставлены друг другу по значению?

- Как называются такие слова? (антонимы)

- Да.

Ученики дают определение термина «антонимы».

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические.

- Антонимами в данном случае являются их признаки, а не слова «мрамор» и «пух». В языке слова «мрамор» и «пух» не являются антонимами. А вот в этом тексте, в сказке, они будут являться контекстными антонимами, так как у них есть многозначность, а вне этого текста это уже не антонимы. И вот что с вами мы найдем в словаре лингвистических терминов.

Далее идёт слайд № 3 и зачитываются определения этих терминов учителем.

Далее идёт обсуждение сказки. Дети отвечают на вопросы учителя.

- Почему соседи пытались рассорить старика Мрамора и дедушку Пуха? (Соседи не понимали значения труда Пуха).

- Чем была страшна каменная весна? (Все живое превратилось в неживое). Бабочки, трава, птицы – это живое. Нужно было, чтобы жизнь была, а жизнь была под угрозой.

- Как заканчивается сказка?

- Какова идея сказки? (Нельзя забывать про каменную весну, т.е. про смерть, про то, что делает дедушка Пух. Статуи были неподвластны ни силам уничтожения, ни самому времени).

- Выпишите из этого текста прилагательные с одной и двумя буквами н в свой рабочий листок. Работу будем выполнять в парах, один текст на двоих. Называйте слова по очереди, поднимая руку. Если разложить эти слова, то получается следующая картина.

Открывается слайд № 4 «Образование прилагательных».

- Ребята, скажите, как образовались эти прилагательные?

(От существительных с помощью суффиксов –ян, ин и суффикса –н–).

- Когда в прилагательных пишется одна буква н, а когда две буквы нн в суффиксах! Давайте вспомним. А в этом нам поможет таблица.

Открывается слайд № 5

Перед вами таблица с написанием прилагательных с н и нн в прилагательных. Давайте поработаем с этой таблицей.

- Когда пишется н в прилагательных?

- Когда пишется нн в прилагательных?

Каждый ученик объясняет по одному пункту из правила в таблице.

- Объясните разницу в написании суффиксов –ен–, –ян– в словах ветреный – ветряный, масленый – масляный.

Ученики объясняют разницу в написании гласных в суффиксах –ен–, –ян–.

Прежде чем откроется слайд № 6, дети должны вспомнить слова-исключения с одной буквой н .

Открывается слайд № 6.

Проверяем, все ли слова-исключения были названы.

Слайд № 7

- А сколько н пишется в кратких прилагательных?

Дети отвечают, что в кратких пишется столько н, сколько в полных.

- Давайте посмотрим. Краткие прилагательные выделены зеленым цветом (дети должны увидеть разницу между полными и краткими прилагательными. Выяснить, на какой вопрос отвечают полные и краткие прилагательные, какую синтаксическую роль в предложении выполняют, сколько букв в окончании имеют).

А теперь немного отдохнем. Физкультминутка

Появляется слайд № 8

Сейчас я буду называть пословицы, в которых есть прилагательные с н и нн. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет – топаете ногами.

1. В пословице «Острый язык – дарование, а длинный – наказание» иммется прилагательное с нн – длинный? (дети хлопают в ладоши).

2. В пословице «Дома и глиняная чаша мила» имеется прилагательное с нн - глиняная? (дети топают ногами).

3. В пословице «Братская любовь крепче каменных стен» имеется прилагательное с нн – каменных? (дети хлопают в ладоши).

4. В пословице «Льва сонного не буди» есть прилагательное с н – сонного? (дети топают ногами).

5. В пословице «Старинная пословица не на ветер молвится» есть прилагательное с нн – старинная? (дети хлопают в ладоши).

- А теперь глубоко вдохните и выдохните: вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Садитесь!

Слайд № 9

Следующий этап работы «Сочинялки» (работа в группах).

- К этому виду работы ребята подготовились дома. Кто-то сочинял историю про н и нн, а другие рисовали к ним рисунки.

Сочинение № 1

Жила-была в одном царстве буква Н. Она каждый день работала, преобразовывала существительные в  прилагательные. Ей помогали буквы А, И, Я. Но в один день в царство пришли слова из других королевств. Со словами дерево, олово, стекло она не могла работать, и ей пришлось звать на помощь вторую букву Н. С другими словами она тоже не могла работать, и ей помогали буквы О, Е вместе со второй буквой Н. А с третьей группой слов она работала одна, так как в конце корня уже стояла буква Н. (Артемьев Никита)

Сочинение № 2

Жили-были буквы Н и НН в суффиксах –ан–, –ян–, –ин–,–енн–, –онн–. НН любил писаться с гласными и дружил с суффиксами –янн–, –енн–, –онн–. Н любил ходить один и не со всеми дружил. Однажды они встретились и поссорились. После их ссоры существительные не могли стать прилагательными. Н и НН поняли, что очень нужны всем и заключили перемирие. С тех пор они жили долго и счастливо. (Хитров Гриша)

Сочинение № 3

В одном небольшом городке жила буква Н. Часто она гуляла в одиночестве. Иногда ей составляла компанию сестра НН. Они были очень дружны и очень похожи. Сестры любили ходить друг к другу в гости. (Кузнецова Катя)

Дальше появляется слайд № 10

- Ребята, выпишите слова с пропущенными буквами к себе в рабочий листок.

Звери..ые повадки отразились в стари..ых сказках, пословицах, поговорках.

Про отважных людей говорят, что у них орли..ые крылья.

Дело пустяковое, а шумное. Это называют мыши..ой вознёй.

Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа.

Подлинным их творцом является народ. В них сказалась исти..ая народная мудрость.

Работа в парах. Ребята выполняют задания письменно. После написания дети меняются листками. Слова произносятся вслух, находят ошибки вместе с учителем, исправляют их, ставят друг другу оценки.

Дальше слайд № 11 (задание выполняется устно).

- Вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее».

а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый;

б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый;

в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.

В каждом ряду слов ребята находят четвертое лишнее слово и объясняют, почему оно лишнее.

 

Затем слайд № 12 (выводы по уроку, рефлексия оценки)

- Вот и подошел к концу наш урок!

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какой момент урока был самым трудным?

- Какой момент урока был самым интересным?

Дети, отвечая на вопросы, делятся своими впечатлениями об уроке.

- Ребята,  сегодня вы были очень активными на уроке и заслуживаете хороших оценок (учитель называет пофамильно тех, кому поставил «4» и «5»).

- Ребята, откройте дневник и запишите домашнее задание. Итак, домашнее задание: выписать из любого художественного произведения  семь предложений, в которых встречаются прилагательные с н и нн, произвести морфемный разбор этих прилагательных.

- Спасибо всем за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Данный урок разработан по модульной технологии обучения для учащихся 6 класса. Может быть использован  на обобщающем уроке по теме....

Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

Сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила...

Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...

Презентация "Буквы -н- и -нн- в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»  является мультимедийным обеспечением для проведения урока – получения новых знаний ...

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"

Презентация к дистанционному уроку русского языка в 6 классе по теме "Буквы НН и Н в именах прилагательных, образованных от имен существительных"...