Следите за речевыми ошибками
план-конспект урока русского языка (10 класс) по теме

 

                                         Типичные речевые  ошибки

 

 

 

Характер ошибки

 

 

Неправильно

 

 

Правильно

1

Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах

Жилые комплексы будут построены в новых районах

2

Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость

Успехи сына доставили матери радость

3

Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное

Он принимал желаемое за действительное

4

Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год

Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год

5

Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель

Катерина предчувствует свою гибель

6

Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного слова)

Для работы в ВУЗе, для обучениястудентов необходимы преподаватели высокого класса

Для работы в ВУЗенеобходимы преподаватели высокого класса

7

Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа

Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного)

8

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов

Я испытывал специфические чувства.

Новы дворовый Журдена отдавал приказания слугам

Я испытывал особенные чувства.

Новы дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9

Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши

При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши

10

Неоправданное изменение состава фразеологизма. Контаминация различных фразеологизмов

Эта роль стала для актёра соловьиной песней.

Необходимо уделить значение образованию

Эта роль стала для актёра лебединой песней.

Необходимо уделить внимание образованию

11

Ошибки в управлении

Поезда будут следовать согласно расписания

Поезда будут следовать согласно расписанию

12

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Благодарявысокой температуре я потерял сознание

Из-завысокой температуры я потерял сознание

13

Неточный подбор синонима

На грядущейнеделе начнём заниматься

На будущей (следующей)неделе начнём заниматься

14

Неудачный оксюморон (оксюморон – новое понятие на основе соединения антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.

Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

15

Неудачное использование омонимов

Футболисты ушли с поля без голов

Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районная акция "След в след"

       Одним из ведущих направлений деятельности МБОУ ТСОШ является профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании, профилактика правонарушений и преступлений учащихся...

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

Открытый урок по теме «Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление» входит в состав темы 1.2. Лексика. Фразеология ООД Русски...

Как следует исправлять ошибки в устной речи на уроках английского языка

 В данной статье рассматриваются методы исправления ошибок, допущенных учениками в устной речи на уроках английского языка.   Учитель, настроенный позитивно в своих методах испра...

Презентация по геометрии 10 класс по теме :"Метод следов. Построение следа секущей плоскости."

Презентация  по теме "Метод следов.Построение секущей плоскости." поможет лучше усвоить и закрепить материал . Построение следа секущей плоскости в прямоугольном параллелепипеде.Секущая плоскость...

Грамматические ошибки.Ошибка в построении предложения с однородными членами .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила: Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагател...

Порядок следования крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий.

Конспект урока по математике на тему "Порядок следования: крайний, первый, последний, перед, после, следом за, следующий." для 1 (дополнительного) класса учащихся с интеллектуальными нарушен...