Дополнительная образовательная программа по рускому языку(план кружка)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Мартынова Елизавета Петровна

 

            «Удивительное рядом…Практическая фразеология».  

Данная программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 34 часа.

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани  своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа с. Озерки Калининского района Саратовской области»

        «Утверждена»

                                                                          на педагогическом совете

                                                                          МОУ «СОШ с. Озерки» «__»_20__г.

                                                                          Директор МОУ «СОШ с. Озерки»

                                                                        Мануйленко В.В.       _____________                                                                                                  

               Дополнительная образовательная программа

                                    по русскому языку

            «Удивительное рядом…Практическая фразеология»

           Возраст детей -8-9 класс

            Срок реализации-1 год.

                                                                                       Учитель русского языка и

                                                                                       литературы МОУ « СОШ с.

                                                                                       Озерки»

                                                                                       Мартынова Е.П.

                                         2011-2012уч. год, с. Озерки.

                                            Пояснительная записка    

Данная программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 34 часа.

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани  своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна данной программы.

        Программа состоит из двух частей: теории и практики, причем вначале дается материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, с тем, чтобы научить ребят отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Дальнейший материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть актуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.

        Цели и задачи образовательной программы:

  1. пробудить интерес учащихся к фразеологии;
  2. научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
  3. распознавать фразеологизмы в тексте;  
  4. обогатить фразеологический запас учащихся;
  5. научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами, как в устной речи, так и в письменной;
  6. отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.

          В результате изучения программы учащиеся должны уметь пользоваться фразеологическим богатством русского языка; выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов  речи в художественных произведениях, публицистике; применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.

 

          Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Срок реализации программы – 1 уч. год, проходят 1 раз в неделю.

Формы занятий: индивидуальные и групповые.

Реализация предусматривает исследовательскую работу в форме защиты

          рефератов и турнира знатоков.

                      Учебно-тематический план образовательной программы.  

        

№ п./п.

Название тем занятий

теория

практика

Всего часов

Раздел 1.Фразеологический оборот как лингвистическая единица.

1.

Введение.

1

1

2.

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте.

1

1

Раздел 2.Стилистическое использование фразеологических средств языка.

3.

Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи.

1

1

4.

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов.

1

1

Раздел 3.Фразеологический оборот в его отношении к речи.

5-6.

Морфологические свойства фразеологического оборота.

2

2

7.

Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы.

1

Раздел 4.Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.

8-9.

Классификация фразеологических оборотов.

1

1

2

10.

Анализ сочинения по пословице.

1

1

11-12.

Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.  

Раздел 5.Фразеология с точки зрения ее формирования.   

13.

Исконно русские фразеологизмы.

1

1

14.

Старославянские фразеологизмы.

1

1

15.

Иноязычные фразеологизмы.

1

1

16-17.

Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегреческих мифов»

2

2

18.

«Фразеологическая калька» и

«фразеологическая полукалька»

1

1

Раздел 6.Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств 

19.

Стилистические пласты фразеологии современного языка

1

1

20-21.

Исследование текстов различных стилей.

2

2

Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.

22.

Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе.

1

1

23-24.

Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике.

2

2

25-26.

Зачет по теме «Фразеология».

1

1

2

27-28.

Исследование современной фразеологии.

2

2

29-30.

Редактирование альманаха «Крылатые выражения».

2

2

31-32.

Турнир знатоков.

1

1

2

33-34.

Резервные занятия. Игра.

2

2

                                        Содержание программы.

Раздел 1. Фразеологический оборот как лингвистическая единица.(2ч.)

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Предмет фразеологии. Важнейшие признаки фразеологизмов. Компоненты фразеологизмов. Разряды фразеологизмов. Связи и отношения между  фразеологизмами. Функции слов в составе фразеологических сращений.  

Ключевые слова и выражения: воспроизводимость, вербальные, междометные, готовые целостны единицы.

Раздел 2. Стилистическое использование фразеологических средств языка.(2ч.)

          Синонимичность фразеологических  оборотов отдельным словам. Идеографические фразеологические обороты. Стилистические ряды фразеологических  оборотов. Использование фразеологических  оборотов во всех речевых стилях. Общественно – политическая фразеология. Образные средства в загадках. Образная сила фразеологических средств.

 Ключевые слова и выражения: оттенки значения,  новые смысловые оттенки, афоризмы, образная сила фразеологических средств.

Раздел 3. Фразеологический оборот в его отношении к речи.(3 ч.)

Морфологические свойства фразеологического оборота. Различное поведение одинаковых по морфологическим свойствам слов, в рамках фразеологического оборота. Формы фразеологизма. Варианты фразеологизма. Фразеологизмы – синонимы. Различия фразеологических вариантов. Полные и сокращенные формы. Синонимические фразеологические обороты.

 Ключевые слова и выражения: морфологически неизменяемы, полная и сокращенная форма фразеологизма, морфологическая форма грамматически зависимого компонента, стилистическая окраска фразеологического оборота,

фразеологизмы – синонимы, производные и производящие фразеологические обороты.

Раздел 4. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.(5 ч.)

         Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения, фразеологические единства,  фразеологические сочетания,  фразеологические  выражения. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.  

        Ключевые слова и выражения: семантическая слитность, типы фразеологических оборотов, условное значение фразеологического оборот, лексическая неделимость, членимые обороты, несколько значений фразеологического оборота.  

   

   

Раздел 5. Фразеология с точки зрения ее формирования.(6ч.) 

       Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. Причины превращения свободных словосочетаний во фразеологические обороты. «Фразеологическая калька» и

«фразеологическая полукалька».

         Ключевые слова и выражения: активный, пассивный запас фразеологических оборотов, взаимосвязь и взаимозависимость лексики и фразеологии, дословный перевод, неточный фразеологический перевод.

 

 

 Раздел 6 . Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч.) 

        Экспрессивно – стилистические свойства по своему происхождению. Стилистические пласты. Межстилевые фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Просторечные фразеологизмы. Книжные  фразеологизмы.

Устаревшие фразеологизмы.  

          Ключевые слова и выражения:  стилистически-нейтральные, сниженная экспрессивно – стилистическая окраска, оттенок иронии, шутки, презрения, фамильярности. Повышенная экспрессивно – стилистическая окраска.  

Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.(13 ч.)

        Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. Важнейшие процессы в развитии фразеологии. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.              

         Ключевые слова и выражения:  терминологические образования, метафорическое переосмысление фразеологических оборотов, наименее устойчивые и наиболее проницаемые фразеологические обороты.

                                       Литература:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М.,      Просвещение.
  2.  Вульфсон Р.Е. и др.  Упражнения по лексике и фразеологии.- М.,

      Просвещение.

     3.  Ожегов С.И.  Словарь русского языка.

     4.  Розенталь Д.Э.  Практическая стилистика русского языка.- М.

     5.  Фразеологический словарь русского языка. – М.

     6.   Шанский Н.М.  Русский язык. Лексика. Словообразование. – М.

     7.  ФилипченкоМ.П.  Загадки-шарадки. Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ Для кружка по Информатики На 1 год обучения Для детей 11-15 лет

Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9  классов основной школы. Занятия вклю­чают практическое освоение техники создания веб-­страниц, тематических сайтов, информа­ционно-справ...

Дополнительная образовательная программа кружка "Факел"

Программа дополнительного образования по организации работы кружка "Факел" в школьном Музее Боевой и трудовой славы....

Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»

Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...

Дополнительная образовательная программа кружка "Веселый волейбол" 2 класс

Образовательная Программа для детей 2 класса кружок "Веселый волейбол" по ФГОС...

Дополнительная образовательная программа кружка "Юный лесовод"

Организация внешкольной работы природо­охранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отно­шения детей к природе, экологической культу­ры, любви к природе родного края.Да...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...