Дополнительная образовательная программа по рускому языку(план кружка)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
«Удивительное рядом…Практическая фразеология».
Данная программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 34 часа.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна данной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Озерки Калининского района Саратовской области»
«Утверждена»
на педагогическом совете
МОУ «СОШ с. Озерки» «__»_20__г.
Директор МОУ «СОШ с. Озерки»
Мануйленко В.В. _____________
Дополнительная образовательная программа
по русскому языку
«Удивительное рядом…Практическая фразеология»
Возраст детей -8-9 класс
Срок реализации-1 год.
Учитель русского языка и
литературы МОУ « СОШ с.
Озерки»
Мартынова Е.П.
2011-2012уч. год, с. Озерки.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 34 часа.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. В этом и заключается новизна данной программы.
Программа состоит из двух частей: теории и практики, причем вначале дается материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, с тем, чтобы научить ребят отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Дальнейший материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть актуальность этой программы: фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Цели и задачи образовательной программы:
- пробудить интерес учащихся к фразеологии;
- научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
- распознавать фразеологизмы в тексте;
- обогатить фразеологический запас учащихся;
- научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами, как в устной речи, так и в письменной;
- отмечать эмоционально – выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями.
В результате изучения программы учащиеся должны уметь пользоваться фразеологическим богатством русского языка; выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике; применять в своей речи фразеологические обороты и в соответствии с этим грамотно строить предложения разных конструкций.
Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов.
Срок реализации программы – 1 уч. год, проходят 1 раз в неделю.
Формы занятий: индивидуальные и групповые.
Реализация предусматривает исследовательскую работу в форме защиты
рефератов и турнира знатоков.
Учебно-тематический план образовательной программы.
№ п./п. | Название тем занятий | теория | практика | Всего часов |
Раздел 1.Фразеологический оборот как лингвистическая единица. | ||||
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. | 1 | 1 | |
Раздел 2.Стилистическое использование фразеологических средств языка. | ||||
3. | Функции фразеологических оборотов в различных стилях речи. | 1 | 1 | |
4. | Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов. | 1 | 1 | |
Раздел 3.Фразеологический оборот в его отношении к речи. | ||||
5-6. | Морфологические свойства фразеологического оборота. | 2 | 2 | |
7. | Варианты фразеологического оборота и фразеологизмы-синонимы. | 1 | ||
Раздел 4.Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности. | ||||
8-9. | Классификация фразеологических оборотов. | 1 | 1 | 2 |
10. | Анализ сочинения по пословице. | 1 | 1 | |
11-12. | Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов. | |||
Раздел 5.Фразеология с точки зрения ее формирования. | ||||
13. | Исконно русские фразеологизмы. | 1 | 1 | |
14. | Старославянские фразеологизмы. | 1 | 1 | |
15. | Иноязычные фразеологизмы. | 1 | 1 | |
16-17. | Создание альманаха «Крылатые выражения из древнегреческих мифов» | 2 | 2 | |
18. | «Фразеологическая калька» и «фразеологическая полукалька» | 1 | 1 | |
Раздел 6.Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств | ||||
19. | Стилистические пласты фразеологии современного языка | 1 | 1 | |
20-21. | Исследование текстов различных стилей. | 2 | 2 | |
Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе. | ||||
22. | Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. | 1 | 1 | |
23-24. | Стилистическое использование фразеологических оборотов в художественной литературе и публицистике. | 2 | 2 | |
25-26. | Зачет по теме «Фразеология». | 1 | 1 | 2 |
27-28. | Исследование современной фразеологии. | 2 | 2 | |
29-30. | Редактирование альманаха «Крылатые выражения». | 2 | 2 | |
31-32. | Турнир знатоков. | 1 | 1 | 2 |
33-34. | Резервные занятия. Игра. | 2 | 2 |
Содержание программы.
Раздел 1. Фразеологический оборот как лингвистическая единица.(2ч.)
Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Предмет фразеологии. Важнейшие признаки фразеологизмов. Компоненты фразеологизмов. Разряды фразеологизмов. Связи и отношения между фразеологизмами. Функции слов в составе фразеологических сращений.
Ключевые слова и выражения: воспроизводимость, вербальные, междометные, готовые целостны единицы.
Раздел 2. Стилистическое использование фразеологических средств языка.(2ч.)
Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Идеографические фразеологические обороты. Стилистические ряды фразеологических оборотов. Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Общественно – политическая фразеология. Образные средства в загадках. Образная сила фразеологических средств.
Ключевые слова и выражения: оттенки значения, новые смысловые оттенки, афоризмы, образная сила фразеологических средств.
Раздел 3. Фразеологический оборот в его отношении к речи.(3 ч.)
Морфологические свойства фразеологического оборота. Различное поведение одинаковых по морфологическим свойствам слов, в рамках фразеологического оборота. Формы фразеологизма. Варианты фразеологизма. Фразеологизмы – синонимы. Различия фразеологических вариантов. Полные и сокращенные формы. Синонимические фразеологические обороты.
Ключевые слова и выражения: морфологически неизменяемы, полная и сокращенная форма фразеологизма, морфологическая форма грамматически зависимого компонента, стилистическая окраска фразеологического оборота,
фразеологизмы – синонимы, производные и производящие фразеологические обороты.
Раздел 4. Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности.(5 ч.)
Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.
Ключевые слова и выражения: семантическая слитность, типы фразеологических оборотов, условное значение фразеологического оборот, лексическая неделимость, членимые обороты, несколько значений фразеологического оборота.
Раздел 5. Фразеология с точки зрения ее формирования.(6ч.)
Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. Причины превращения свободных словосочетаний во фразеологические обороты. «Фразеологическая калька» и
«фразеологическая полукалька».
Ключевые слова и выражения: активный, пассивный запас фразеологических оборотов, взаимосвязь и взаимозависимость лексики и фразеологии, дословный перевод, неточный фразеологический перевод.
Раздел 6 . Фразеологические обороты с точки зрения их экспрессивно-стилистических свойств (3 ч.)
Экспрессивно – стилистические свойства по своему происхождению. Стилистические пласты. Межстилевые фразеологизмы. Разговорно-бытовые фразеологизмы. Просторечные фразеологизмы. Книжные фразеологизмы.
Устаревшие фразеологизмы.
Ключевые слова и выражения: стилистически-нейтральные, сниженная экспрессивно – стилистическая окраска, оттенок иронии, шутки, презрения, фамильярности. Повышенная экспрессивно – стилистическая окраска.
Раздел 7.Развитие фразеологии на современном этапе.(13 ч.)
Важнейшие процессы в развитии фразеологии на современном этапе. Важнейшие процессы в развитии фразеологии. Изменения фразеологического состава. Появление историзмов, архаизмов в составе фразеологии.
Ключевые слова и выражения: терминологические образования, метафорическое переосмысление фразеологических оборотов, наименее устойчивые и наиболее проницаемые фразеологические обороты.
Литература:
- Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М., Просвещение.
- Вульфсон Р.Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии.- М.,
Просвещение.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М.
5. Фразеологический словарь русского языка. – М.
6. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. – М.
7. ФилипченкоМ.П. Загадки-шарадки. Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ Для кружка по Информатики На 1 год обучения Для детей 11-15 лет
Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9 классов основной школы. Занятия включают практическое освоение техники создания веб-страниц, тематических сайтов, информационно-справ...
Дополнительная образовательная программа кружка "Факел"
Программа дополнительного образования по организации работы кружка "Факел" в школьном Музее Боевой и трудовой славы....
Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые руки»
Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития ли...
Дополнительная образовательная программа кружка "Веселый волейбол" 2 класс
Образовательная Программа для детей 2 класса кружок "Веселый волейбол" по ФГОС...
Дополнительная образовательная программа кружка "Юный лесовод"
Организация внешкольной работы природоохранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.Да...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...
Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"
Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...