технология критического мышления
статья по русскому языку по теме

Глазкова Наталия Евгеньевна

В статье даны основные этапы урока, построенного с помощью технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления.

 

В русле поисков современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии критического мышления.

          Критическое мышление предполагает способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания.

          Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:

          -вызов;

          -осмысление или фаза реализации смысла;

          -рефлексия.

          Первая стадия называется вызов. В классе на стадии вызова учащиеся могут получать задание, потом путём мозговой атаки составить список того, что они знают или думают. Иногда мозговая атака проводится индивидуально с каждым учеником, иногда парами или с участием всей группы. Кто-нибудь записывает результат групповой мозговой атаки на доске, причём все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет. Затем преподаватель может задавать вопросы учащимся о том, что не обсуждалось в данный момент, но имеет непосредственное отношение к прочитанному. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их соображения.

          На первой фазе осваивается несколько важных познавательных видов деятельности. Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной тематике. Это заставляет учащегося анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнёт разбирать во всех подробностях. Через эту первичную деятельность обучаемый определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Это очень важно, так как знания становятся прочными, если они приобретаются в контексте того, что человек уже знает и понимает. И наоборот, информация будет быстро утрачена, если она предложена учащемуся без контекста или без увязки с теми знаниями, которые у него уже были.

Вторая цель фазы вызова – активизация обучаемого. Для того чтобы обучаемые осознанно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда учащийся начинает целенаправленно мыслить и выражать эти мысли словами, т.е. демонстрация знаний (себе и партнёру) происходит при активной мыслительной деятельности с помощью устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Это даёт учащимся возможности эффективнее увязать новую информацию с известной, так как контекст для понимания становится самоочевидным.

          Поскольку долгий процесс понимания – это процесс увязывания новой информации с           предыдущими представлениями, очень важна третья цель стадии вызова. На этой стадии определяется цель предлагаемой темы. Существует два типа целей: цель, поставленная преподавателем в предлагаемом тексте, и цель, выбранная учащимся самостоятельно. Цели, выбранные самостоятельно, - более сильны, чем цели, определяемые извне. Обычно личный интерес определяет личную цель. Мотивация учебной деятельности снижается, если устойчивый интерес к ней отсутствует.

          Вторая стадия называется смысловой. На ней обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма. Это такая фаза обучения, во время которой преподаватели оказывают наименьшее влияние на обучаемого. Именно во время этой второй фазы обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

          Главная задача второй, смысловой стадии состоит в том, чтобы, во-первых, поддержать у обучающихся активность, интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. Немаловажной задачей является и поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Хорошие учащиеся отслеживают свои мысли, встречаясь с новой информацией. Они перечитывают текст в том случае, если перестают его понимать. Они же и хорошие слушатели, так как воспринимая сообщение, обычно записывают или задают вопросы о том, что не поняли. Пассивные учащиеся обычно просто игнорируют эти проблемы в понимании. Они не отдают себе отчёта в возникающей путанице, в недоразумениях или даже в пропусках информации.

            Третья фаза – рефлексия. На этом этапе следует задать вопрос о том, что было сделано после прочтения текста, и кратко обсудить результаты мозговой атаки, проведённой как индивидуально, так и всей группой. Рефлексия– это то состояние, когда информацию пропускаешь через своё видение.  При рефлексии обязательно полученную информацию надо обращать в словесную,  письменную    форму, ибо только  при этом процессе происходит гармония из хаоса мыслей, т.е. в процессе вербализации происходит осмысление новой информации. Именно на этой стадии учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс. Именно в этой фазе способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Для учащихся эти новые знания обретают качество своих.  Когда учащиеся способны отслеживать собственное понимание, они соотносят новую информацию со своими установившимися представлениями, т.е. сознательно увязывают новое с уже известным в них все новые понятия.

Итак, три стадии урока: ВЫЗОВА, на которой учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по какой-нибудь теме, делать прогнозы и, в общем, определить цели своего чтения или исследования. Затем освещается реализация СМЫСЛОВОГО ЭТАПА, на котором учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте (или в виде какой-либо другой формы презентации), со своими соб ственными идеями для того, чтобы придти к новому понима нию. Кульминацией этого является стадия РЕФЛЕКСИИ, на которой учащиеся пересматривают то, что они когда-то знали, и расширяют свой мыслительный процесс.

Урок русского языка на тему «Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных»

Цели урока: закрепление умения находить степени сравнения прилагательного и определять их значение;

систематизация знаний учащихся о значении степеней сравнения прилагательного;

формирование умения определять принадлежность прилагательного к той или иной смысловой группе;

воспитать интерес к иноязычной культуре.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Оборудование: опорная таблица степени сравнения прилагательного, материалы презентации.

Межпредметные связи :связь с народной педагогикой и этикой.

Тема высказывания: «Кто в аал войдет- чай пьет». Аал- юрта, в данном контексте в значении дом.

        Ход урока.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными, которые украшают нашу речь, делают ее ярче, выразительнее. О каких важных признаках этой части речи вы узнали на прошлом уроке? (Прилагательные могут иметь краткую форму и степени сравнения).

Неслучайно темой высказывания урока выбрана тувинская пословица о чае.

-Кто выразительно прочитает пословицу и подготовит связный ответ на вопрос «Как вы понимаете смысл пословицы?»

Класс пишет (один ученик работает у доски), делает синтаксический разбор с объяснением знаков препинания. После этого выполнить задание- составить словосочетания со словом чай.

2. Запись темы урока, объявление его целей.

Сегодня мы обобщим и закрепим знания по теме «Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных» на основе анализа рекламного текста.

Беседа-это вкусный, крепкий, ароматный чай, который стал еще ароматнее и вкуснее.

Задания к тексту.

1. Выразительно прочитайте текст и выпишите значение слов реклама, беседа;

2. Придумайте интересное название к тексту;

3. Определите тему текста;

4. Заполните таблицу;

5. Сделайте синтаксический разбор предложения и объясните постановку знаков препинания. Для объяснения знаков препинания учитель дает для разбора следующие предложения:

Наша дружба- солнца яркий свет.

Черные, белые, желтые, синие остановились у машины линии.

Первые три задания выполняются устно, четвертое задание письменно каждый ученик выполняет индивидуально в тетради, после чего следует взаимопроверка.

В соответствии с теоретическим материалом данного урока заполните таблицу.

               Степени сравнения прилагательного.

Качественные имена прилагательные

Простая форма сравн. степени

Составная форма сравнит. степени

Простая форма превосходной степени

Составная форма превосходной степени

Составить словосочетания

1. Как образуется простая форма сравнительной степени?

2. Составная форма?

3. Чем отличается превосходная степень от сравнительной?

4. Как вы думаете, для чего в рекламе используются данные грамматические формы имен прилагательных, приведите собственные примеры («Тимотей» самый лучший шампунь для волос, «Даниссимо» становится еще вкуснее).

В приведенных примерах найдите имена прилагательные и определите степень сравнения, объясните, как оно образовано и с помощью чего

3. Самостоятельная работа по теме «Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных»

1. Укажите верное утверждение:

А. Все грамматические признаки прилагательных являются непостоянными.

Б. Прилагательные в простой сравнительной степени, как и наречия, не изменяются по родам, числам и падежам.

В. Все прилагательные имеют степени сравнения.

Г. Качественные прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемыми.

2. Укажите неверные формы образования сравнительной степени имен прилагательных.

А. сухой, суше;

Б. сладкий, слаже;

В. тонкий, тоньше;

Г. длинный, длиньше.

3. Выберите правильн6ый ответ.

А. В средней полосе России июль обычно жарче августа.

Б. В средней полосе России июль обычно жарче августа.

4. Редактирование. Исправьте речевую ошибку в предложениях Кто со мной согласный? Кто в этом виноватый?

5. Как «работают» краткие прилагательные в стихах?

Весна!

Как ясен небосклон!

Как воздух чист!

Найдите краткие прилагательные и, подчеркнув, покажите, каким членом предложения они являются. (Эмоциональные стихи требуют энергичных кратких прилагательных0.

4. Подведение итогов урока.

Учитель использует прием «письмо к другу», где учащиеся могут написать о том, что узнали или не поняли.

5. Домашнее задание: составить рекламный текст, используя степени сравнения.

Тема урока: «Роль глагола в тексте».

Цели урока:

-организовать групповую работу по осмыслению роли глагола в текстах на русском и английском языках;

-выработать навык мобилизации и актуализации предшествующего опыта и знаний; ответственность как за личный успех, так и за результат коллективного труда; навык адекватной самооценки и взаимооценки;

-организовать межпредметные связи для целостного восприятия мира;

-подвести учащихся к пониманию того, что глагол является «двигателем» фразы.

Для работы были взяты следующие тексты: стихотворение М.Лисянского «Пейзаж», отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (описание метели), текст о зиме из учебника по английскому языку.

Для вызова интереса учащихся к теме на доске было записано привычное слово «Здравствуйте», которое к удивлению детей, оказалось глаголом в форме повелительного наклонения.

Актуализируя предшествующие знания, составили кластер глаголу. Затем началась групповая работа: сначала над стилистикой глаголов-синонимов, затем по текстам. Тексты и задания у каждой группы были разные. 1 группа. Отрывок из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Задания:

  1. Составьте цепочку из глаголов и определите их видо-временную форму.
  2. К какому типу речи вы отнесёте текст и почему?
  3. Что такое «градация» и присутствует ли она в данном тексте?
  4. Найдите в словаре иностранных слов слово «динамика» и объясните термин «динамическое повествование».

2 группа. Стихотворение М.Лисянского «Пейзаж» и репродукция картины К.Ф. Юона «Русская зима. Липачёво».

Задания:

  1. Что такое пейзаж в живописи и в литературе.
  2. Что такое олицетворение и метафора? Найдите примеры в тексте.
  3. Запишите 2-3 предложения к картине К.Ф. Юона.

3 группа. Текст на английском языке «Зима».

Задания:

  1. Переведите текст на русский язык.
  2. Сравните количество видо-временных форм глаголов в русском и английском языках.
  3. В форме какого времени стоит глагол в предложении «Зимой дуют холодные северные ветры». Как он соотносится с формой настоящего продолженного в английском языке?

Когда каждая группа ознакомила с результатами своей работы, был составлен новый кластер по теме «Глагол», и дети пришли к выводу, что глагол «даёт движение фразе».На стадии рефлексии ученики конструировали текст К. Ушинского «Зима», который был дан с пропусками глаголов. После чтения вариантов каждой группы, был дан текст-оригинал. Нужно сказать, что дети достаточно близко к автору подобрали глаголы. Ученики сами оценили работу каждого члена группы; оценки были достаточно объективные. Проделанная на уроке работа позволила детям успешно справиться с домашним заданием, - мини-сочинением «Зимние забавы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...