Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"
учебно-методический материал на тему

Харченко Светлана Александровна

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка методический семинар Автор: учитель русского языка и литературы Харченко С.А.

Слайд 2

Проблема Решение Использование на уроках приемов технологии развития критического мышления 1. Современного ученика трудно мотивировать в условиях обширного информационного пространства. 2. Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций у большинства учащихся. 3. Учащиеся испытывают трудности при работе с текстом: выделение главного в тексте, определение его темы, мысли, идеи.

Слайд 3

Критическое мышление оценочное рефлексивное открытое не принимающее догм развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт отправная точка для развития творческого мышления.

Слайд 4

Идея ТРКМ Создать предпосылки для развития творческого мышления. Развить мыслительные навыки, качественные аналитические, рефлексивные возможности учащихся. Формировать информационную культуру учащихся, умения грамотно работать с обширным информационным пространством.

Слайд 5

Методика развития критического мышления включает три этапа (фазы, стадии) Этап 1 - “Вызов интереса” Этап 2 - “Реализация” Этап 3 - “Рефлексия”

Слайд 6

Первая стадия - “Вызов” Задача стадии: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по проблеме, пробуждение устойчивого интереса к изучаемой теме. Приёмы: Кластер Ключевые слова “ Верные - неверные утверждения”

Слайд 7

Приём 1 “Верные - неверные утверждения” Тема урока “Смысловые группы наречий” Цель использования приёма: повышение познавательной мотивации . Утверждения Ответ 1. Наречие - служебные часть речи 2. Наречие - самостоятельная часть речи. 3. Наречие не имеет окончание. 4. Наречие - изменяемая часть речи. 5. Наречие обозначает признак предмета по действию. 6. Наречие обозначает признак действия 7. В предложении наречие играет роль обстоятельства. 8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?

Слайд 8

Приём 2 “Корзина идей” и “Кластер” Тема урока “Правописание приставок, оканчивающихся на з-с” Цель использования приёма: стимулирование и активизация мыслительной деятельности, приведение к действию полученных знаний Приставка на -з-, если после приставок звонкие согласные (б,в,г,д,з,ж,л,м,н,р) Приставка на -с-, если после приставок глухие согласные (п,ф,с,т,ш,щ,ч,х,ц) Приставка на З ?С

Слайд 9

Вторая стадия - “Осмысление” Задача стадии: получение и осмысление новой информации посредством активной самостоятельной работы. Приёмы: стратегия “ИДЕАЛ” стратегия “ФИШБОУН” “ Мозаика проблем” “ Ромашка Блума” “ Тонкие и толстые вопросы” “ Инсерт”

Слайд 10

Приём №3 “Инсерт” Тема урока “Образование слов сложением” Цель использования приёма: сделать зримым процесс накопления информации, обеспечить вдумчивое, внимательное чтение материала. “ V” - уже знал “ +” - новое “ -” - думал иначе “ ?” - есть вопрос Сложносокращенные слова образуются путем соединения усеченных слогов и букв Аббревиатура - слова, полученные путем сложения начальных звуков и букв Колобок - не сложное слово оно произошло от слова “колоб” (круг) и суффикса -ок Как определить род и число сложносокращенного слова?

Слайд 11

Третья стадия - ”Рефлексия” Задача стадии: осмысление учащимися полученной на уроке информации, превращение ее в собственное знание. Приёмы Синквейн (пятистишие) Кластер 10-минутное эссе Дискуссия Круглый стол Стратегия “РАФТ”

Слайд 12

Приём №4 “Синквейн” Тема урока “Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения” Цель использования приёма : отработка понятий, изученных на уроке, и рефлексивная оценка пройденного. Схема синквейна Пример В 1-ой строке отражается тема и предмет (одно существительное) 1.ПРЕДЛОЖЕНИЕ Во 2-ой строчке дается описание темы или предмета (два прилагательных или причастия) 2. Законченное, выразительное. В 3-ей строчке характеризуются действия темы или предмета (три глагола) 3. Повествует, спрашивает, побуждает. В 4-ой строчке - фраза, выражающая отношение к теме или предмету 4. Из них составляется текст В 5-ой строчке - обобщающее понятие. 5. Единица языка

Слайд 13

Слабые и сильные стороны ТРКМ Сильные стороны работа в паре и малой группе удваивает потенциал учащихся, значительно расширяет их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; есть возможность повторения и усвоения материала; воспитывается уважение к собственным мыслям; развивается активное слушание. Слабые стороны реализовать технологию ТРКМ в рамках классно-урочной системы сложно, необходимо уроки сдваивать; не все дети готовы работать с большим объёмом информации; неприятие детьми некоторых приёмов технологии; сложность в подборе материала из разных источников; сложность выбора приёма.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"

Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать у учеников  такую   междисиплинарную   компетентность, как коммуникативная...

Статья "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данная статья познакомит с некоторыми приёмами ТРКМ, поможет учителю по-новому организовать  учебный процесс, а ученику - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, ...

"Ромашка Блума" как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке русского языка

Семинар«Работа с одарёнными детьми в условиях ФГОС ООО: новые подходы, новые решения. Диссеминация опыта работы с одарёнными детьми»...