Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"
учебно-методический материал на тему
Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Решение Использование на уроках приемов технологии развития критического мышления 1. Современного ученика трудно мотивировать в условиях обширного информационного пространства. 2. Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций у большинства учащихся. 3. Учащиеся испытывают трудности при работе с текстом: выделение главного в тексте, определение его темы, мысли, идеи.
Критическое мышление оценочное рефлексивное открытое не принимающее догм развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт отправная точка для развития творческого мышления.
Идея ТРКМ Создать предпосылки для развития творческого мышления. Развить мыслительные навыки, качественные аналитические, рефлексивные возможности учащихся. Формировать информационную культуру учащихся, умения грамотно работать с обширным информационным пространством.
Методика развития критического мышления включает три этапа (фазы, стадии) Этап 1 - “Вызов интереса” Этап 2 - “Реализация” Этап 3 - “Рефлексия”
Первая стадия - “Вызов” Задача стадии: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по проблеме, пробуждение устойчивого интереса к изучаемой теме. Приёмы: Кластер Ключевые слова “ Верные - неверные утверждения”
Приём 1 “Верные - неверные утверждения” Тема урока “Смысловые группы наречий” Цель использования приёма: повышение познавательной мотивации . Утверждения Ответ 1. Наречие - служебные часть речи 2. Наречие - самостоятельная часть речи. 3. Наречие не имеет окончание. 4. Наречие - изменяемая часть речи. 5. Наречие обозначает признак предмета по действию. 6. Наречие обозначает признак действия 7. В предложении наречие играет роль обстоятельства. 8. Наречие может отвечать на вопрос сколько?
Приём 2 “Корзина идей” и “Кластер” Тема урока “Правописание приставок, оканчивающихся на з-с” Цель использования приёма: стимулирование и активизация мыслительной деятельности, приведение к действию полученных знаний Приставка на -з-, если после приставок звонкие согласные (б,в,г,д,з,ж,л,м,н,р) Приставка на -с-, если после приставок глухие согласные (п,ф,с,т,ш,щ,ч,х,ц) Приставка на З ?С
Вторая стадия - “Осмысление” Задача стадии: получение и осмысление новой информации посредством активной самостоятельной работы. Приёмы: стратегия “ИДЕАЛ” стратегия “ФИШБОУН” “ Мозаика проблем” “ Ромашка Блума” “ Тонкие и толстые вопросы” “ Инсерт”
Приём №3 “Инсерт” Тема урока “Образование слов сложением” Цель использования приёма: сделать зримым процесс накопления информации, обеспечить вдумчивое, внимательное чтение материала. “ V” - уже знал “ +” - новое “ -” - думал иначе “ ?” - есть вопрос Сложносокращенные слова образуются путем соединения усеченных слогов и букв Аббревиатура - слова, полученные путем сложения начальных звуков и букв Колобок - не сложное слово оно произошло от слова “колоб” (круг) и суффикса -ок Как определить род и число сложносокращенного слова?
Третья стадия - ”Рефлексия” Задача стадии: осмысление учащимися полученной на уроке информации, превращение ее в собственное знание. Приёмы Синквейн (пятистишие) Кластер 10-минутное эссе Дискуссия Круглый стол Стратегия “РАФТ”
Приём №4 “Синквейн” Тема урока “Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения” Цель использования приёма : отработка понятий, изученных на уроке, и рефлексивная оценка пройденного. Схема синквейна Пример В 1-ой строке отражается тема и предмет (одно существительное) 1.ПРЕДЛОЖЕНИЕ Во 2-ой строчке дается описание темы или предмета (два прилагательных или причастия) 2. Законченное, выразительное. В 3-ей строчке характеризуются действия темы или предмета (три глагола) 3. Повествует, спрашивает, побуждает. В 4-ой строчке - фраза, выражающая отношение к теме или предмету 4. Из них составляется текст В 5-ой строчке - обобщающее понятие. 5. Единица языка
Слабые и сильные стороны ТРКМ Сильные стороны работа в паре и малой группе удваивает потенциал учащихся, значительно расширяет их словарный запас; совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста; есть возможность повторения и усвоения материала; воспитывается уважение к собственным мыслям; развивается активное слушание. Слабые стороны реализовать технологию ТРКМ в рамках классно-урочной системы сложно, необходимо уроки сдваивать; не все дети готовы работать с большим объёмом информации; неприятие детьми некоторых приёмов технологии; сложность в подборе материала из разных источников; сложность выбора приёма.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка"
Пояснительная записка "Использование приёмов развития критического мышления на уроках русского языка" представлена в рамках методического семинара....
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цель: • познакомить обзорно с технологией развития критического мышлен...
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Использование методов критического мышления на уроках русского языка позволяет формировать у учеников такую междисиплинарную компетентность, как коммуникативная...
Статья "Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данная статья познакомит с некоторыми приёмами ТРКМ, поможет учителю по-новому организовать учебный процесс, а ученику - осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, ...
"Ромашка Блума" как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке русского языка
Семинар«Работа с одарёнными детьми в условиях ФГОС ООО: новые подходы, новые решения. Диссеминация опыта работы с одарёнными детьми»...