Методика различения Не и Ни в русском языке
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Таблица, которая поможет освоить ученикам 7 классов различение НЕ и НИ в русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichenie_ne_i_ni.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Различение НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный. (Не выучил- выучил) | Если опустить частицу, смысл не изменится. (Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки) |
В вопросительных и восклицательных предложениях. (Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался!) | В сложных предложениях с уступительным оттенком значения для усиления утвердительного смысла. (Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест. ) Придаточная часть начинается словами Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… С существительными в родительном падеже. (На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. ) |
В устойчивых выражениях (не по себе, не в духе и т. д. ) | В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. ) |
- Для выполнения работы выберете карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.
(дифференцированное обучение)
Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.
Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания , ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку.
Карточка № 5
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.
Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. . ) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.
Карточка № 4
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.
Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. . )чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…)приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. . ) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.
Карточка № 3
- Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.
Иногда люди хотят , чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) (н…)соседи, (н. . )чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай , согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик ,(н…) одна(-ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника ,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз )обижался мастер на эту традиции, но (н. . ) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.
6. Работа по составлению текста на определённую тему
Цель: формирование умения самостоятельно строить собственное высказывание.
- Создавать маски - увлекательное занятие. А теперь представьте, какую маску хотели бы создать вы и опишите её с помощью предложенных конструкций (текст высвечивается на экране через мультимедийную установку).
Кто не слышал о______________? Кто ни оказывался ____________, всякий_________ни жив ни мёртв.
Требовался не один день, чтобы___________, против которой не устоит ни___________.
7. Подведение итогов урока
- Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ.
Мы словно побывали в мастерской, где создаются маски.
- Кто может вспомнить этимологию слова “маска”? Действительно, это прежде всего “шутка”.
Дома я предлагаю вам продолжить создавать маски, которые могут поддерживать вевёлое настроение.
Список литературы.
- Полежаева Е. А Современные открытые уроки русского языка 7 класс Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- На берегах Лингвинии. Под ред. Л. Д. Чесноковой. М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Методика проведения работы над ошибками по русскому языку учащимися начальной школы.
Подборка всех орфограммм, которые изучаются в начальной школе....
Современные методики активизации познавательной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе
Ещё К.Д. Ушинский писал: «…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». Поэтому нельзя допустить, что...
Методика проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в 7 классе школы 8 вида при изучении грамматической темы «Глагол»
Организация и проведение самостоятельной работы на уроках русского языка...
Методика обучения непроверяемым написаниям на уроках русского языка для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Материал может быть использован при подготовке к урокам русского языка....
Методика работы со слабоуспевающими на уроках русского языка и литературы.
Одной из главных проблем, которую приходится решать преподавателям русского языка – это работа со слабоуспевающими суворовцами. В педагогической практике слабоуспевающими принято считать обучающ...