Методика проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в 7 классе школы 8 вида при изучении грамматической темы «Глагол»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Грушко Алла Львовна

Организация и проведение самостоятельной работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения самостоятельной работы на уроках русского языка в 7 классе школы 8 вида при изучении грамматической темы «Глагол»

        Приступая непосредственно к самостоятельной работе, необходимо предупредить учащихся об учете времени, отводимом как на полное завершение работы, так и на выполнение ее отдельных частей (этапов). Таким образом, у них складываются новые понятия – ритм и темп работы.

        Включение учащихся в самостоятельную деятельность может осуществляться на различных этапах урока:

  • в процессе повторения домашнего задания, самостоятельно выполняя упражнение;
  • при изучении нового материала, когда целесообразны упражнения по образцу, выполняемые при наличии конкретной помощи учителя;
  • при первичном применении приобретенных знаний: в этом случае возможно пробно самостоятельное выполнение упражнений по образцу и реконструктивных (с различной по характеру помощи учителя);
  • при применении знаний с целью усвоения навыков, то есть выполнение тренировочных упражнений с реконструкцией языкового материала (в данном случае предпочтение отдается самостоятельной работе учащихся, роль учителя заключается в стимулировании их деятельности);
  • в работах, требующих переноса знаний и навыков в измененные условия с целью формирования умений (имеются в виду задания продуктивного характера – вариативные и  творческие, выполняемые учащимися самостоятельно);
  • при проведении итого урок и сообщении домашнего задания, когда учителем осуществляется полный разбор упражнений, предназначенных для самостоятельного выполнения их учащимися (тип упражнений определяется в зависимости от глубины и степени усвоения грамматической темы «Глагол»).

Учитывая, что дети не могут самостоятельно вычленить существенные элементы задания и не связывают их с определенным способом действий, следует проводить углубленный совместный анализ (учитель – ученик) и корректирование способа действий.

К каждому уроку необходимо подбирать три различные по сложности (для сильных, средних и слабых) упражнения для самостоятельной работы.

Для первой группы (сильных учеников) предлагаются наиболее сложные, по сравнению с остальными, но соответственно уровню их развития, состоянию знаний и степени самостоятельности. Каждое новое задание должно содержать три – четыре условия и выполняться без какой-либо помощи. Например, напишите по вопросам рассказ, используя данные глаголы.

        Упражнения для второй группы (средние ученики) должны быть менее сложными, чем для первой группы. Предусматривается стимулирующая помощь учителя. В своей основе это такие же задания, носящие облегченный по содержанию характер и требующие меньших усилий при выполнении. Например, дайте полные ответы на вопросы, используя глаголы.

        Для самых слабых (третья группа) учеников, которым необходима помощь учителя, предлагаются упрощенные задания, одним из основных элементов которых является списывание. К нужной орфограмме, букве, слову и так далее внимание школьников привлекается выделенным шрифтом. Упражнение должно содержать требования: подчеркнуть, обвести, выделить и так далее. Например, спишите текст, выделите глаголы.

        Задания для самостоятельной работы предъявляются различными способами: на доске, таблице, индивидуальных карточках, наборном полотне. Учащиеся получают задания и подробный инструктаж о том, как выполнять упражнение, сколько времени отводится на работу, как ее можно проверить. После этого дети не слышат от учителя каких-либо дополнительных общих указаний, кроме необходимых индивидуальных консультаций. Работа с предложенными заданиями длится от 10 до 15 минут. В некоторых случаях проверка выполнения проводится в присутствии учащихся, на что отводится  от 3 до 6 минут, в течение которых почти все ученики класса могут получить оценки по предмету.

        При выборе способов проверки результатов самостоятельной работы учитель должен учитывать следующие факторы:

  • Цель самостоятельной работы (тренировка практических умений и навыков, систематизация полученных ранее знаний и тому подобное);
  • Содержание и специфику изучаемого материала (анализа языковых явлений, их  связей);
  • Время проверки самостоятельной работы (ограниченность в пределах урока);
  • Обучающий, воспитывающий и коррегирующий характер проверки.

Самостоятельные работы могут быть проверены и оценены:

  • Методом фронтального опроса;
  • Методом индивидуального опроса;
  • Методом вызова учащихся к доске;
  • Методом программированного контроля;
  • Проведением диктанта или контрольной работы;
  • Анализом написанных работ.

Кроме того, оперативная проверка результатов самостоятельной работы учащихся дает возможность обнаружить ошибки в усвоении знаний и умений и принять меры для их устранения. Это положение имеет важное значение, так как исправление ошибок происходит тем труднее, чем больший отрезок отделяет момент возникновения, его обнаружение и работы по преодолению.

При каждодневном применении (от 10 до 15 минут урочного времени) самостоятельной работы на уроках русского языка должен соблюдаться принцип дифференцированного подхода к учащимся с ОВЗ. Смысл его заключается в том, что учебная деятельность школьников в процессе самостоятельной работы строится так, что каждый  ученик имеет возможность выполнить посильное для него задание параллельно с другими учащимися и независим от них. В таких условиях усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляется одновременно у всех детей. Не возникает резкого расхождения между учащимися в отношении приобретенных знаний и умений.

Самостоятельные работы следует оценивать по общепринятым критериям пяти-бальной системы, либо всякое предложенное задание дается с учетом возможностей учеников на одном и том же программном материале, починено одним и тем же требованиям и целям, рассчитано на самостоятельное выполнение без непосредствен-ного участия учителя. Если задание выполнено правильно, в соответствии со всеми требованиями, ставится отметка «отлично» независимо от того, какой вариант работы предлагался учащемуся – более трудный или боле легкий.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа на уроках русского языка (презентация)

Презентация о методах и приемах самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка...

Организация и методика проведения самостоятельных работ на уроках математики

В работе "Организация и методика проведения самостоятельных работ на уроках математки" проведена классификация самостоятельных работ, приведены примеры различных типов работ и примеры их использования...

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Самостоятельная работа на уроках русского языка. Курсовая работа.

В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний,которые потребует от него жизнь. Но школа может привить детям необходимые навыки: ум...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Статья посвящена проблемам организации различных видов самостоятельной работы на урока русского языка в общеобразовательной школе....

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....