Интегрированный урок по русскому языку и геометрии
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Интегрированный урок по русскому языку и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике" проведен в рамках районного фестиваля открытых уроков.
Учащиеся 7-ого класса заинтересованно работали над интегрированными заданиями по русскому языку и геометрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_russkomu_yazyku_i_matematike.ppt | 386 КБ |
konspekt..doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока слов без грамматики не математике и учат 42 56 88 90 143 154 171
Тема урока Без слов и грамматики не учат математике.
Терминологический диктант 1. Общее начало двух лучей, образующих угол называется... ( вершина ) 2. Прибор, используемый для измерения углов. ( транспортир ) 3. Сумма длин всех сторон некоторой фигуры. ( периметр ) 4. Отрезок, проведённый из данной точки к данной прямой под прямым углом. ( перпендикуляр ) 5. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла. ( биссектриса ) 6. Прибор, используемый для построения углов на местности. ( астролябия ) 7. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. ( медиана ) 8. Как называется треугольник, у которого две стороны равны . ( равнобедренный ) 9. Хорда, проходящая через центр окружности. ( диаметр ) 10. Как называются две прямые на плоскости, если они не пересекаются. ( параллельные )
на в под до к сквозь с из-под по около у близ за из-за из за над
Упражнение № 712 Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать годы и оживают, когда появляется читатель. В отличие от вещей они умеют ощущать печаль и радость, потому что в них вложены страсти. Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили чувства, те самые, которые переживаем мы. Мы только размышляем о жизни, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. В течение всей жизни книги ждут от нас усилия души. (По Л.Лиходееву)
Вариант 1: В прямоугольнике А BFE , диагональ В E равна 24 см, а угол AEB равен 60 º . Найти В F . А В С D Е F K M Вариант 2: В прямоугольнике В CKF , диагональ В K равна 18см, сторона ВС равна 9см. Найти угол K В F .
Работа с текстом в группах Отрывок из повести Д.Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» «Посреди поля возвышался стальной шест, зарытый глубоко в землю. От барабана на верхушке шеста тянулся тонкий трос, прикреплё(н,нн)ый к рулевому механизму маленького трактора. В течени… всего дня возле трактора суетились два механика, по знаку Форреста они включили мотор. - Что(бы) такое рассказать, что(бы) удивить их? –подумал Дик. - Вот здесь крылечко, - сказал Дик. – Представ…те себе, что мы – тот будущий фермер, сидящий в тени и читающий газету. Машина сама двинулась вперёд, описывая окружность вокруг шеста, служившего его центром. – Грехем, вам остаётся превратить окружность, которую она описывает, в квадрат,что(бы) окончательно усовершенств…вать машину. – Да, - согласился Грехем, - при такой системе часть земли на квадратном поле пропада…т. Грэхем, видимо, произвёл в уме какие-то вычисления, потом сказал: – Теряется примерно три акра из каждых десяти. – Не меньше». Так ли это ?
Группы филологов
Группы математиков Решение: По словам героя 3 от 10, это 30%, проверим. Пусть а - сторона квадрата, тогда его площадь S =а ² . Диаметр круга, получившегося внутри тоже а, тогда радиус а/2, а площадь соответственно S = π а ² /4. Тогда потери составляют: а ² - π а ² /4= а ² (1- π /4)≈ а ² (1- 3,14:4)≈ а ² (1- 0,785)≈0,215 а ² , это не 30%, а 21,5% ≈ 22%
Домашнее задание Упражнение № 748, страница 121. На уроках геометрии. Приведите пример теоремы из учебника геометрии, которая сформулирована в виде сложного предложения с подчинительным союзом если . Спишите предложение, выполните его синтаксический разбор. Найдите слова, которые являются терминами.
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока по русскому языку и геометрии
« Без слов и грамматики не учат математике».
Цель интегрированного урока – показать тесную связь предметов гуманитарного и математического цикла.
Задачи - необычная форма данного занятия помогает учителю пробудить в учениках интерес к изучению данных предметов. Интегрированный урок способствует переносу знаний, умений, навыков из русского языка в математику и из математики в русский язык;
- формирование УУД, развитие способностей к применению их в различных областях;
- обобщить знания и умения по теме: «Предлог и союз»
- обобщить знания и умения по теме: «Виды углов и их свойства»
- воспитание коммуникативной культуры учащихся через различные формы работы (в парах, в группах).
- воспитание широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
- Вступительное слово учителей.
Урок русского языка и урок геометрии, спросите: «Что их может объединять?» Перед началом урока у нас возник спор:
М: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи…Но разве это труд?
Л: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
М: Нет! Миром числа управляют,
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Л: Есть листьев шум и мир под облаками,
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь всё, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
Как вы думаете, ребята, кто из нас прав?
Высказывание детей.
- Вот мы с вами вплотную подошли к теме нашего урока. А сформулировать её нам поможет устная работа. На экране вы видите разбросанные слова, а объединим мы их в смысловое единство с помощью устного счета. Я буду читать задание, а вы решаете задачу в уме и поднимаете руку.
- Один острый угол прямоугольного треугольника равен 34°, чему равен второй острый угол? 56°
- Один из смежных углов равен 37°, чему равен другой смежный угол? 143°
- Длина прямоугольника 13 см, а ширина 31см, чему равен периметр прямоугольника? 88см
- Один из углов треугольника равен 72°, второй 18°, найти чему равен третий угол ? 90°
- Один из вертикальных углов равен 42°, чему равен другой? 42°
- Развёрнутый угол разбит лучом на две части, одна из которых в 19 раз больше другой. Найдите величину большего угла. 171°
- Угол при основании равнобедренного треугольника равен 13°, чему равен угол, лежащий напротив основания? 154°
Расположите получившиеся числа в порядке возрастания и прочитайте, получившуюся фразу.
Без слов и грамматики не учат математике.
Запишите число и тему урока ( пословицу) в тетради.
Основная задача нашего урока показать тесную связь геометрии и русского языка.
- Согласны ли Вы с утверждением, что на уроке геометрии важным является умение не только решить задачу, но и грамотно ее записать. Проверим это Ваше умение.
3.Терминологический диктант: я читаю определение некоторого геометрического объекта, вы на листах записываете только само понятие, которому соответствует данное определение.
- Общее начало двух лучей, образующих угол называется...
( вершина)
- Прибор, используемый для измерения углов( транспортир).
- Сумма длин всех сторон некоторой фигуры (периметр).
- Отрезок, проведённый из данной точки к данной прямой под
прямым углом ( перпендикуляр).
- Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два
равных угла ( биссектриса).
- Прибор, используемый для построения углов на
местности (астролябия).
- Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой
противоположной стороны (медиана).
- Как называется треугольник, у которого две стороны равны
( равнобедренный).
- Хорда, проходящая через центр окружности (диаметр).
- Как называются две прямые на плоскости, если они не
Пересекаются (параллельные).
Взаимопроверка.
Положите, пожалуйста, ручки и возьмите в руки карандаши, поменяйтесь с соседом листами, карандашом проверяем правильность написания слов и ставим оценку.
Если нет ошибок – «5»
1 или - «4»
2 или 3 ошибки - «3», ну, а если больше, то «2».
- Русский язык .
1.Запишите пословицу, ставшую темой нашего урока, на следующей строке.
2.Над каждым словом в этом предложении укажите часть речи.
Беседа по вопросам:
- На какие две группы делятся части речи?
-Назовите служебные части речи и объясните, почему они так называются?
- Какую роль выполняют предлоги?
Вспомните, по происхождению все предлоги делятся на две группы? Какие?
Непроизводные и производные.
Непроизводные предлоги составляют небольшую группу , их легко спутать с приставками. Непроизводные предлоги - это слова, которые всегда относились к этой части речи. Непроизводные предлоги образованы от слов самостоятельных частей речи. Эта группа постоянно пополняется.
-Расскажите о союзе?
- Давайте посмотрим на экран, перед нами пространственный параллелепипед.
Слова какой части речи мы видим на экране?
- Объясните лингвистический смысл рисунка.
- Предлоги. Какие значения предлогов раскрывает рисунок?
Пространственные значения предлогов.
Пространственные предлоги, не обозначая ни движения, ни места, уточняют направление движения.
6. Самостоятельная работа. Упражнение из учебника № 712.
1.Выразительно прочитайте текст.
-Какова его основная мысль? Выпишите все предложные словосочетания.
- Вспомним, какие словосочетания называются предложными?
- Какие называются беспредложными?
Умная книга позволит найти ответы на все вопросы.
Если мы приложим усилия души, то книги оживут , и как мудрые собеседники поделятся с нами чувствами и размышлениями, пронесенными через многие годы.
Мертвы без собеседника,
Умеют ощущать в отличие от вещей.(пишется раздельно, на конце е)
Вложены в них
Не было на свете
Жили в книгах
Размышляем о жизни
Были проложены в книгах
Ждут в течение жизни.
Ждут от нас.
Назовите производные предлоги и объясните их правописание.
- Давайте снова посмотрим на наш параллелепипед. Сколько вершин он имеет? Сколько рёбер он имеет? Сколько граней у параллелепипеда? Что за фигуры расположены в гранях? Назовите их.
Проводим в гранях отрезки. Как они называются? А теперь работаем по вариантам, рисунок выполняем только данного вам в задании прямоугольника.
Вариант 1: В прямоугольнике АBFE, диагональ ВE равна 24 см, а угол AEB равен 60º. Найти ВF.
Вариант 2: В прямоугольнике ВCKF, диагональ ВK равна 18см, сторона ВС равна 9см. Найти угол KВF.
Проверяем решение, на доске делаем только чертёж и рассказываем решение, кто не успел, доделывает и проверяет.
8 .Работа в группах. Разбиваемся на 4 группы по 5 человек. Перед вами текст «Отрывок из повести Д.Лондона «Маленькая хозяйка большого дома»
« Посреди поля возвышался стальной шест, зарытый глубоко в землю.
От барабана на верхушке шеста тянулся тонкий трос, прикрепле(н,нн)ый к рулевому механизму маленького трактора.
В течени… всего дня возле трактора суетились два механика, по знаку Форреста они включили мотор.
- Что(бы) такое рассказать, что(бы) удивить их?- подумал Дик.
- Вот здесь крылечко, - сказал Дик. – Представ…те себе, что мы - тот будущий фермер, сидящий в тени и читающий газету.
Машина сама двинулась вперёд, описывая окружность вокруг шеста,
служившего его центром.
- Грэхем, вам остается превратить окружность, которую она описывает, в квадрат, что(бы) окончательно усовершенств…вать машину.
- Да, - согласился Гэлхасс, - при такой системе часть земли на квадратном поле пропада…т.
Грэхем, видимо, произвел в уме какие-то вычисления, потом сказал:
- Теряется примерно три акра из каждых десяти.
- Не меньше. Так ли это?
Задание группе №1,2 (русский язык)
1.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
2. Графически обозначьте непроизводные предлоги:
3. Графически обозначьте производные предлоги:
4.Графически обозначьте союзы:
5.Подчеркните совпадающее с союзом в звучании слово самостоятельной части речи как член предложения.
О написании каких омофонов идет речь.
6.Найдите предложения, соответствующие данным схемам.
Задание группе №3,4
Группа математиков
Завершите диалог
Группа математиков отвечает на вопрос: Так ли это?,т.е. проверяет расчеты получившегося в рассказе результата – потери 30%.
- Открываем дневники, записываем домашнее задание.
Упражнение № 748, страница 121. На уроках геометрии. Приведите пример теоремы из учебника геометрии, которая сформулирована в виде сложного предложения с подчинительным союзом если. Спишите предложение, выполните его синтаксический разбор. Найдите слова, которые являются терминами.
Не используя те, которые сегодня разобрали на уроке.
- Подводим итоги урока. Давайте вернёмся к нашему спору. Изменилось ли что-нибудь в ваших суждениях?
Согласны ли Вы с народной мудростью «Без слов и грамматики не учат математике»?
- Вывод по уроку.
Ломоносов-филолог
Ломоносов был крупнейшим русским поэтом-просветителем 18 в., одним из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Разработанная им теория «трех штилей» сыграла огромную роль в становлении русского литературного языка. Как ученый, он уделял огромное внимание разработке языка русской науки, создал химическую русскую номенклатуру. В России Ломоносов стал создателем оды как жанра философского и высокого гражданского звучания. Свои научные мысли он нередко излагал поэтическим языком. Его философские оды были впоследствии высоко оценены А. С. Пушкиным. Ломоносов также — автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка.
Круг интересов Ломоносова был очень широк: физика, химия, астрономия, математика, техника, горное дело, геология, металлургия, производство стекла, мозаичное производство, география физическая и экономическая, история, филология, - и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил значительный след.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (английский язык и русский язык) по теме "Степени сравнения имён прилагательных"
Интегрированный урок...
Конспект интегрированного урока по информатике – математике (геометрии) для 8 класса
Конспект интегрированного урока по информатике – математике (геометрии) для 8 класса...
Интегрированный урок(русский язык и геометрия) "Грамотная геометрия"
Урок вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность и помогает ответить на вопрос: "Нужна ли грамотность в геометрии?"...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Интегрированный урок французского языка и урока географии по французскому языку в 10 классе
Интегрированный урок по французскому языку и географии в 10 классе.Класс: 10Учитель: Ильичева А.Н.Предмет: французский и географияТема: Экономика ФранцииТип урока: интегрированныйМесто урока: Школа № ...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Интегрированный урок русского языка и геометрии "Без слов и грамматики не учат математике"- презентация
Интегрировонный урок в математическом классе по теме" Предлоги и союзы"...