Элективный курс "Школьный редактор"
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубленного изучения курса русского языка и для продолжения работы учащихся 9 класса по редактированию и анализу текста.
Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека: создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка. Одним это чувство дано при рождении, другим надо его развивать и постоянно совершенствовать.
Цель данного курса – продолжить с учащимися работу по редактированию и анализу текста, как в качестве подготовки к ГИА, так и в качестве отработки навыков редакторского анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №16 п. Хани Нерюнгринского района Республика Саха (Якутия) ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ШКОЛЬНЫЙ РЕДАКТОР» Выполнила: Камзалакова Оксана Константиновна, учитель русского языка и литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубленного изучения курса русского языка и для продолжения работы учащихся 9 класса по редактированию и анализу текста.
Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека: создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка. Одним это чувство дано при рождении, другим надо его развивать и постоянно совершенствовать.
Цель данного курса – продолжить с учащимися работу по редактированию и анализу текста, как в качестве подготовки к ГИА, так и в качестве отработки навыков редакторского анализа.
Для реализации этой цели необходимо:
- углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
- совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научно-делового) текста;
- сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
- подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству;
- отработать навыки и умения анализировать и рецензировать тексты для достойной сдачи ЕГЭ (задания, связанные с анализом текста и написанием рецензий, эссе).
Программа данного курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, и именно
формирование следующих компетентностей:
- соблюдение норм современного русского литературного языка;
- умение пользоваться различными видами правки текста; справочной литературой и лингвистическими словарями.
Данный курс базируется на концепции углубленного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся и способствует их скорой адаптации в незнакомых условиях.
Курс связан как с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и с теорией литературы.
Курс рассчитан на 34 часа, но его программа может корректироваться. Данный курс служит основой для проектной деятельности в 10-11 классах: «Литературное творчество», «Основы журналистики», а также исследовательской деятельности учащихся.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Раздел. Тема занятия. | Кол – во часов | Форма проведения | Образовательный продукт |
1 | Вводное занятие. Сущность и задачи редактирования. | 1 | Игра «Я – главный редактор». | «Газета» (газета, сверстанная из заранее приготовленных материалов). Составление должностной инструкции для редактора. |
Текст как единица речи. | 2 | |||
2 | Текст как единица речи. Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. | 1 | Лабораторная работа | Составление опорного конспекта по теме; рассуждения – дебаты, защита своей точки зрения. |
3 | Логические ошибки и способы их устранения. | 1 | Групповой практикум | Отредактированные учащимися тексты. |
Структура текста | 5 | |||
4 | Текст как смысловое и структурное единство. Абзац. Сложное синтаксическое целое. | 1 | Групповой практикум | Правильно составленный текст, восстановленный текст. |
5 | Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной связью. Виды и средства связи предложений в таких текстах. Ошибки и способы их устранения. | 1 | Практикум | Отредактированный текст. Составление таблицы с примерами средств связи в разных текстах. |
6 | Тексты с параллельной связью предложений. Средства межфразовой связи в них. Ошибки в построении текстов с параллельной связью и способы их устранения. | 1 | Практикум | Отредактированный текст. |
7 | Заголовок текста. Виды зачинов, их синтаксическое строение. Заключительная часть текста. Способы ее оформления. | 1 | Творческая мастерская | Творческие работы учащихся. Таблица «Виды зачинов и концовок». |
8 | Основные композиционные приемы. Композиционные ошибки и способы их устранения. | 1 | Игра «Редакционный совет» | Отредактированный текст. Мини-рецензии учащихся на предлагаемые тексты с рекомендациями к печати. |
Типы речи | 3 | |||
9 | Типы речи (повествование, описание, рассуждение) | 1 | Лабораторная работа | Составление опорного конспекта |
10 | Смешанный тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения и описания. | 2 | Дискуссия | Создание оригинальных текстов, относящихся к разным типам речи. |
Стилистические средства русского языка | 7 | |||
11 | Лексико – фразеологические средства языка. Их использование в речи. | 1 | Лабораторная работа (научный совет) | Составление таблицы, опорного конспекта. |
12 | Лексические ошибки и способы их исправления. | 1 | Практикум (проверка сочинений, творческих работ учащихся) | Проверенные работы, редактирование текста, мини-рецензии по способам исправления ошибок. |
13 | Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи. | 1 | Лабораторная работа | Сочинения учащихся. Письмо редактору. |
14 | Грамматические ошибки. Способы их исправления. | 1 | Практикум | Редактирование текста. |
15 | Синтаксические средства языка. Синтаксические ошибки и способы их исправления. | 1 | Практикум | Редактирование текста. Творческая работа «Письмо автору». |
16 | Стилистические фигуры | 2 | Консультация | Составление опорной схемы, таблицы с примерами художественных текстов. |
Художественно – изобразительные средства языка | 3 | |||
17 | Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. | 2 | Исследование | Статья о роли выразительных средств в тексте. |
18 | Использование средств художественной изобразительности в тексте. | 1 | Практикум | Отредактированный текст. |
Стили речи | 2 | |||
19 | Функциональные стили речи (разговорный, официально – деловой, научный, публицистический, художественный). | 2 | Семинар. Деловая игра «Заседание редколлегии» | Составление опорной схемы. Распределение материала по издательствам; собрание, издание сборников. |
Культура письменной речи | 3 | |||
20 | Понятие о культуре речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм. | 1 | Исследование | Научная статья в журнал |
21 | Виды ошибок | 2 | Практикум | Составление опорного конспекта. Проверка ученических работ. |
Анализ и редактирование текстов разных стилей и жанров. | 5 | |||
22 | Анализ поэтического текста | 1 | Исследование. Практикум «Поэтическое кафе» (зависит от материала). | Анализ стихотворений, отзыв о них. «Книга отзывов». |
23 | Анализ прозаических текстов | 1 | Практикум | Рецензия |
24 | Анализ и создание текстов разных стилей. | 1 | Творческая мастерская | По образцу данных текстов создать текст этого стиля. |
25 | Редактирование текстов разных стилей. | 2 | Практикум | Взаиморецензия |
26 | Встреча с представителями редакций местных газет или журналов. | 1 | «Круглый стол» или экскурсия | Опыт профессионального общения |
27 | Составление и презентация сборника творческих работ | 1 | Практическая работа. Презентация. Защита проекта. | Сборник лучших работ. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Самсонов М.Г., Самсонова Л.Н. Говори и пиши правильно по – русски. Изд. «Бичик», Якутск, 2010
- Иванова И.Л. Учимся писать рецензии. Изд. «Учитель», Волгоград, 2010
- Розенталь Д.Е. Современный русский язык. Изд.»Вако», Москва, 2011
- Кипранав И.П. Творческие работы учеников в старших классах. Изд. «Бичик», Якутск, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Рисуем в графическом редакторе Gimp"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp»....
Элективный курс. Компьютерная графика. Графический редактор ADOBE PHOTOSHOP.
Презентация элективного курса по информатике....
Элективный курс для учащихся 9 классов "Школьный редактор"
Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 9 класса с основами редактирования текста. Редактир...
Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop»
Элективный курс для учащихся 10-11 классов «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop» Лабораторная работа: «Маски и каналы. Работа со слоями»....
Авторский урок по информатике для 9-го класса из элективного курса на тему: «Векторная графика. Векторный редактор Corel Draw»
Урок «Создание пейзажа в векторном редакторе Corel Draw X6».Содержит детальную методическую разработку создания рисунка в Corel Draw X6.Урок демонстрирует создание произвольных фигур разли...
Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».
Курс «Графические редакторы» является предметным элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...
Элективный курс по информатике и ИКТ для 9-х классов «Компьютерная графика. Векторный редактор CorelDraw»
Элективный курс по информатике и ИКТ «Компьютерная графика. Векторный редактор CorelDraw»предназначен для предпрофильных классов....