Рабочая программа элективного курса "Рисуем в графическом редакторе Gimp"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp». Курс прошел экспертизу в ВГИПК (Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования). Опубликован в приложении №51 2005 г. к журналу "Учебный год".
Данный курс рассчитан на профориентацию школьников 9-х классов – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_gimp.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» | ||
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ №1» _____________А.В. Петряев «____» ____________2011 г. | ||
Рассмотрено на экспертном совете ____________________________ Протокол № ____ от __________г. | Согласовано: Зам. Директора МОУ «СОШ №1» _____________________________ «____» ____________2011 г. Протокол заседания методического совета школы №____ от ________г. | |
Рабочая программа предпрофильной подготовки (информатика) «Рисуем в графическом редакторе GIMP» для учащихся 9 классов | ||
Составитель: Рясульева А.К. учитель информатики. | ||
2011г. |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по предмету «Информатика» Е.Н. Шульжик «Рисуем в графическом редакторе Gimp». Курс прошел экспертизу в ВГИПК (Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования). Опубликован в приложении №51 2005 г. к журналу "Учебный год".
Актуальность элективного курса в том что, он:
- Содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества;
- Способствует расширению знаний, связанных c созданием и обработкой графических изображений;
- Формирует начальные навыки создания и профессиональной обработки графических изображений, которые способствуют их успешной реализации в современном мире;
- Способствует профориентации школьников в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
- Развивает познавательную активность учащихся; творческое и операционное мышление.
Данный курс рассчитан на профориентацию школьников 9-х классов – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
Основная идея курса.
Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с созданием и обработкой графической информации.
Общее количество учебных часов.
В программе на изучение данного курса отводится 18 часов. Рабочая программа составлена на 18 час, где
- на теоретическую часть отводиться 5 ч.,
- на практическую часть – 11 ч.,
- на формирование и развитие проектной деятельности - 2 часа.
Цель курса – Формирование знаний учащихся о возможностях современных программных средств, используемых для обработки графических изображений; Формирование умений создавать и обрабатывать графические изображения, используя принципы и методы работы в графическом редакторе Gimp; создание условий для профориентации учащихся в современном обществе посредством творческой самореализации в освоении информационных технологий.
Задачи:
- Познакомить с основными возможностями и операциями редактирования и обработки изображений в графическом редакторе Gimp;
- Сформировать умения работать с графическим редактором Gimp, умения создавать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
- Содействовать развитию познавательного интереса к информатике, самостоятельности, творческих и дизайнерских способностей учащихся;
- Продолжить работу по формированию образовательных компетенций в области информационной культуры и компьютерных технологий.
Содержательный материал.
Содержание курса состоит из шести разделов, включая работу над мини проектом и его защиту. Основными содержательными линиями в изучении данного элективного курса являются:
- Введение в информационные технологии
- Знакомство с программой Gimp
- Основы работы со слоями
- Создание анимированной графики
Дополнительные возможности Gimp
- Работа над мини-проектом.
Методы и формы обучения.
В рамках предпрофильной подготовки учащихся по курсу «Рисуем в графическом редакторе Gimp» предполагается использование следующих форм обучения:
- беседа - обсуждения новых понятий, совместный поиск и анализ примеров;
- фронтальная – синхронная работа учащихся по освоению и завершению работы над конкретным документом под руководством учителя;
- самостоятельная - подразумевает выполнение самостоятельной работы за компьютером, где преподаватель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
Особое внимание в курсе «Рисуем в графическом редакторе Gimp» уделяется содержанию практических работ. Их подбор направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления.
Основными методами обучения являются: словесные, наглядные, практические, частично-поисковая работа с планированием шагов поиска по освоению программных средств и технологии средств обучения.
Содержание курса от обязательного предмета отличается тем, что позволяет расширить представление о сферах применения информационных и коммуникационных технологий в различных сферах деятельности, а умения работать над мини проектом способствует: развитию исследовательских и творческих способностей учащихся; формированию навыков самостоятельной работы по созданию собственного мини проекта. Курс призван помочь в профориентации учащихся 9 классов в мире профессий.
Содержание элективного курса предполагает следующие виды деятельности:
- Репродуктивные:
- Восприятие основных технологических операций;
- Выполнение практической работы по заданному алгоритму;
- Запоминание основных приемов и методов создания и обработки графических изображений.
- Продуктивные:
- Работа с информацией (поиск, анализ и обработка материала);
- Изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;
- Разработка и создание собственного программного продукта.
Рабочая программа данного элективного курса оснащена следующим:
- Учебно-методическим комплексом:
- Колисниченко Д. Н. Самоучитель Linux: установка, настройка, использование. М.: Изд-во Наука и техника, 2006 г.
- Угринович Н. Информатика и компьютерные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов М.: ЛБЗ., 2000.
- Шафрин Ю. Основы компьютерной технологии. М.: АБФ, 1998.
- Цифровыми ресурсами:
- http://gimp.ru/index.php
- http://lyceum.nstu.ru/Grant4/grant/Gimp1.html
- http://domashnie-posidelki.ru/forum/73-1938
- http://gimpologia.ru
- ru.wikipedia.org/wiki/GIMP
- http://brahms.fmi.uni-passau.de/~anderss/GIMP/
- http://www.gimp.org/
- Программным комплексом:
- Операционная система Ubuntu.
- Растровый графический редактор Gimp.
Доля самостоятельности обучающегося в работе данного курса.
При изучении представленного курса основной упор делается на самостоятельное решение поставленной проблемы обучающимися. Роль учителя состоит только в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания
Форма отчетности и критерии
Формой отчетности и критериями, позволяющими оценить успехи в изучении данного курса обучающимися и учителя, являются:
- Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке, позволяют судить о том, как усвоен пройденный материал.
- Итоговый контроль проводится в конце курса, когда учащиеся выполняют творческий мини проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Предлагается следующая тематика творческих проектов:
- Коллаж
- Художественная обработка фотографий
- Рекламный плакат
- Логотип.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Темы и основное содержание | Всего занятий | В том числе | ||
Теория | Практика | Конференция | |||
1. | Введение в информационные технологии. | 1 | 1 | --- | --- |
1.1 | Введение в информационные технологии. | 1 | 1 | --- | --- |
2. | Знакомство с программой Gimp. | 5 | 2 | 3 | --- |
2.1 | Растровая и векторная графика. | 1 | 1 | --- | --- |
2.2 | Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы. | 1 | 1 | --- | --- |
2.3 | Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. | 1 | --- | 1 | --- |
2.4 | Работа с файлами. Основные операции с документами. | 1 | --- | 1 | --- |
2.5 | Рисование и раскрашивание. | 1 | --- | 1 | --- |
3. | Основы работы со слоями. | 4 | 1 | 3 | --- |
3.1 | Послойная организация изображения. Понятие слоя. | 1 | 1 | --- | --- |
3.2 | Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. | 1 | --- | 1 | --- |
3.3 | Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. | 1 | --- | 1 | --- |
3.4 | Монтаж фотографий. | 1 | --- | 1 | --- |
4. | Создание анимированной графики. | 4 | 1 | 3 | --- |
4.1 | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | 2 | 1 | 1 | --- |
4.2 | Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения. | 1 | --- | 1 | --- |
4.3 | Создание анимации. | 1 | --- | 1 | --- |
5. | Дополнительные возможности Gimp. | 2 | --- | 2 | --- |
5.1 | Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу. | 1 | --- | 1 | --- |
5.2 | Редактор GFig. | 1 | --- | 1 | --- |
6. | Работа над мини проектом. | 2 | --- | 1 | 1 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 18 | 5 | 12 | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Темы и основное содержание | Форма занятий | Виды деятельности | Количество часов | Сроки проведения | |
теория | практика | |||||
Введение – 1 ч. | ||||||
1 | Введение в информационные технологии. | Беседа | Репродуктивная | 1 | 16.11 | |
Знакомство с программой Gimp. 5 ч. | ||||||
2 | Растровая и векторная графика. | Беседа | Репродуктивная | 1 | 16.11 | |
3 | Демонстрация возможностей, элементы интерфейса Gimp. Структура окон программы. | Лекция | Репродуктивная | 1 | 23.11 | |
4 | Панели инструментов. Знакомство с палитрами. Основы обработки изображений. Выделение фрагментов изображения. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 23.11 | |
5 | Работа с файлами. Основные операции с документами. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 30.11 | |
6 | Рисование и раскрашивание. | Самостоятельный практикум | Продуктивная | 1 | 30.11 | |
Основы работы со слоями.- 4 ч. | ||||||
7 | Послойная организация изображения. Понятие слоя. | Лекция | Репродуктивная | 1 | 7.12 | |
8 | Работа со слоями. Трансформация слоя. Изменение прозрачности слоя. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 7.12 | |
9 | Редактирование фонового слоя. Создание многослойного изображения. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 14.12 | |
10 | Монтаж фотографий. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 14.12 | |
Создание анимированной графики. 4 ч. | ||||||
11 | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | Лекция | Репродуктивная | 1 | 21.12 | |
12 | Создание анимации. Кадры анимации, операции над кадрами. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 21.12 | |
13 | Сохранение и загрузка анимации. Сохранение и оптимизация изображения. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 28.12 | |
14 | Создание анимации. | Самостоятельный практикум | Продуктивная | 1 | 28.12 | |
Дополнительные возможности Gimp. – 2 ч. | ||||||
15 | Фильтры. Набор специальных команд Скрипт-Фу. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 12.11 | |
16 | Редактор GFig. | Фронтальный практикум | Репродуктивная | 1 | 12.11 | |
Работа над мини проектом. – 2 ч. | ||||||
17 | Создание мини-проекта | Индивидуальна работа над мини проектом | Продуктивная | 1 | 19.01 | |
18 | Защита мини проекта. | Конференция | Продуктивная | 1 | 19.01 | |
ВСЕГО: Теоретических - 5 часов Практических – 11 часов Проектная деятельность – 2 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание фотомонтажа в графическом редакторе Gimp
Данный урок может использоваться при изучении темы создания фотомонтажей в растровых редакторах...
Знакомство с графическим редактором GIMP
первое знакомство с графическим редактором GIMP...
Создание баннера в графическом редакторе GIMP
Рассматривается создание динамического баннера...
Мастерская компьютерной графики. Работа с растровым графическим редактором GIMP
Элективный курс для 9 класса по теме "Компьютерная графика"....
Урок 1. Рисуем основу звёздного неба в графическом редакторе GIMP
В этом уроке вы узнаете, как нарисовать основу звёздного неба, которую можно использовать для создания изображений космоса или как самостоятельную текстуру. В последующих уроках будет рассказано, как ...
Урок 2. Рисуем планеты в графическом редакторе GIMP
В этом уроке я расскажу как создать и добавить к основе звёздного неба изображения планет. [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4513701","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...
"Бесплатный графический редактор GIMP"
В России для обработки фотографий и других растровых изображений обычно используют Adobe Photoshop. Стоимость лицензии на Adobe Photoshop CS4 недоступна велика для...