Конспект урока русского языка в 7 классе и презентация по теме "Категория состояния"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями к организации современного учебного занятия по ФГОС. На каждом этапе урока используются приемы системно-деятельностного подхода, что позволяет включить в образовательный процесс каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_kategoriya_sostoyaniya_kak_chast_rechi_7_klass.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Категория состояния как часть речи»
Учитель русского языка и литературы
Кошелева Е.А.
2023г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок - исследование с использованием приёмов методики критического мышления (кластер)
Цель урока: формирование у учащихся умения находить слова категории состояния в предложениях, устанавливать их групповую принадлежность по значению, определять их синтаксическую роль в предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: дать представление о словах категории состояния, их отличие от наречий, кратких прилагательных.
2. Развивающая: развивать умения находить слова категории состояния в тексте, опираясь на кластер, исследовательских навыков: классификация характерных признаков (анализ и синтез)
3. Воспитательная: воспитывать интерес к морфологии русского языка.
Технологии и методы, построенных на деятельностной компетентностной основе:
- - коммуникативный;
- - метод критического мышления (ответ на проблемный вопрос, на этапе рефлексии- определение настроения);
- - исследовательский (поиск слов категории состояния, определение их функций: по значению, синтаксическую).
Материально-техническое обеспечение урока:
- набор карточек с заданиями;
- учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
- презентация
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе.
- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! На нашем уроке сегодня присутствуют гости. И мы им очень рады.
СЛАЙД 1. Урок русского языка
Запишите число. Классная работа.
II. Подведение к теме урока (проблемная ситуация)
1. Рефлексия.
- Ребята, оцените своё настроение на начало урока :
Палец вверх, в сторону, вниз
-А что обозначают ваши движения? ( отлично, хорошо, плохо)
- А что все эти слова обозначают? (Они передают состояние человека)
2. Лирическое отступление
- А чтобы поднять у некоторых из вас настроение, мы послушаем стихотворение Эллы Куклиной.
-Когда Полина будет читать стихотворение, обратите внимание на слова, к которым поэтесса привлекает внимание.
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь - солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия!
СЛАЙД 2. Стихотворение
- К каким словам привлекает внимание поэтесса? (Высоко, бело, светло, темно, ароматно, красиво.)
Запишите их себе в тетрадь
-С какой целью автор использует эти слова в своем стихотворении? ( передать состояние природы)
-Соберём вместе все слова отлично, хорошо, плохо, светло, темно, ароматно, красиво.
-Что они передают? (состояние человека и природы)
3. Определение темы и целей урока
-Я не случайно начинаю урок с этих слов, потому что мы на уроке будем говорить об этих словах.
Какова же тема нашего урока?
СЛАЙД 3. Тема и цель
«Категория состояния как часть речи»
- Это новая для нас часть речи или мы уже знакомы с ней?(новая)
- Тогда какова же будет цель нашего урока? (изучение категории состояния как части речи и первичное закрепление знаний о словах категории состояния)
Запись темы урока в тетрадь
III. Аналитическая работа
1. Проблемная ситуация
- У каждого из вас на парте находятся дополнительные материалы. Найдите задание №1 .
Прочтите предложения. Кто является автором этих строк?
Работаем на листах. Определим, какой частью речи являются выделенные слова и их синтаксическую функцию, зададим к ним вопросы. ( отрывки написаны и на доске, ученики выходят по одному и доказательно объясняют части речи)
Все было тихо – лес и горы,
Все спало в сумраке ночном. («Романс»)
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои… («К***»)
Видно, на море не тихо,
Смотрит – видит дело лихо… («Сказка о царе Салтане…»)
Ответы:
1.Краткое прилагательное, т.к. отвечает на вопрос каково? Обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам; в предложении является сказуемым.
2.Наречие, т.к. отвечает на вопрос как? обозначает признак действия, в предложении является обстоятельством.
- К какой же части речи относится третье слово? (Это не наречие и не краткое прилагательное).
- К какой же части речи относится это слово, если оно не является наречием и кратким прилагательным? (Создание проблемной ситуации)
Наша задача: разобраться, исследовать выделенное слово с точки зрения соотнесённости его к части речи.
-Для решения данной задачи, признаки каких частей речи мы должны повторить?
(ответы учащихся)
1.Повторить признаки наречий.
2.Повторить признаки кратких прилагательных.
3.Найти сходства и отличия выделенных слов от наречий и кратких прилагательных.
2. Работа с таблицей. Задание 2.
Кладём перед собой сравнительную таблицу разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных ( часть таблицы заполнена ранее)
Изучим таблицу и вспомним пройденный материал. З
-Ребята, слово КС является сказуемым в безличном предложении, это предложение без лица, т.е. действие происходит само по себе, ни от чего не зависит, нет подлежащего, его нельзя подставить. Опережающие знания:
Мы подчёркиваем СКС тремя чертами!!!
Сделаем выводы.
- Что называется словами категории состояния? Можно пользоваться таблицей
3. Мы с вами, ребята, составили кластер, которым вы можете пользоваться.
Слова категории состояния:
- Это неизменяемая часть речи
- Обозначает состояние человека, природы, оценку действия
- Отвечают на вопросы как? каково?
- Не зависит от других слов
- Синтаксическая роль – сказуемое в безличном предложении
4. Работа с учебником.
- Давайте сравним наше определение с определением учебника: п.45, стр. 128 (правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей)
5.Историческая справка. (Подготовленный ученик)
Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
-Обратите внимание, какой суффикс чаще всего присутствует у СКС? (суффикс - о)
-С какой частью речи роднятся СКС? ( с наречием)
IV. Физкультминутка.
- Засиделись, устали, поиграем. Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете
- КС не изменяется
- КС отвечает на вопрос что?
- КС – самостоятельная часть речи
- КС в предложении является обстоятельством
- КС употребляется в безличном предложении
- КС обозначает предмет.
- КС отвечает на вопрос каков
- КС является сказуемым.
Молодцы!
V. Задания по теме урока
СЛАЙД 5. Задание 3
-Запишите предложения из произведений А.С.Пушкина, определите значение выделенных слов и их роль в предложении.
1. Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка..
2. И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.
3. «Эй! Пошёл, ямщик!..»- «Нет мочи: коням, барин, тяжело…»
Проверка
Вывод: на письме СКС выполняют роль сказуемых
Опережающие знания:
Мы подчёркиваем СКС тремя чертами,
Проверка на слайде
Задание №4 Работа по вариантам.
Конструирование предложений. Составить сложное предложение, добавляя в одну из частей слова КС. Подчеркните их, как члены предложения, определите, что они обозначают.
1 вариант- предложения №1,2; 2вариант- предложения №3,4.
Ласковый ветер обдувает плечи, шею, голову, и на душе…..(тепло, радостно)
Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и мне (захотелось побежать к морю и окунуться в воду).
На улице (солнечно, весело, свежо), потому что скоро наступит весна
В ясный солнечный день с крыш свисают большие сосульки, поэтому (нельзя ходить близ домов)
Задание 5
А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Взаимопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:
Оцените работу
Задание 6. РЕЗЕРВНОЕ
СЛАЙД 6.
Ключ: Состояние человека: душно, скучно, стыдно.
Состояние окружающей среды: ветрено, тихо, сыро.
Оценка состояния: плохо, хорошо, красиво.
VI. Итоги. Оценки.
Наш урок подходит к концу.
- Сегодня на уроке мы говорили о новой для вас части речи.
1.Совершили ли вы сегодня какое-нибудь, пусть даже маленькое, открытие?
2.Что узнали?
3. Чему научились?
- Что называется словами категории состояния? Можно пользоваться таблицей
VII.Домашнее задание (на выбор) СЛАЙД 7.
- Упр. 317, стр.130
- Сочинить небольшой рассказ на любую тему с использованием слов категории состояния
VIII. Лирическое отступление
Закончить урок мне бы хотелось стихотворением, посвящённым категории состояния. Переделанная песня "Есть только миг" - муз. Зацепин А. - к/ф "Земля Санникова"
Призрачно всё в мире слов состояния.
Как? каково? - нет вопросов других.
Нужно иметь гончих псов обоняние,
чтобы не спутать с наречием их.
Разве что им не дано, как наречиям,
сутью своею к глаголу примкнуть,
определять прилагательных нечем им,
суффиксом - о - только могут блеснуть.
У этих слов роль солидных сказуемых -
тут с прилагательным кратким опять
их перепутать случайно рискуем мы,
если всех признаков точных не знать.
Даже порой у самих существительных
тает предметность, присущая им.
Если не лень, если будем мы бдительны,
мы состояние в них ощутим.
IX.Рефлексия.
Вернёмся к началу урока. Покажите теперь Ваше состояние.
СЛАЙД 8. Спасибо за урок
Дополнительный материал
Задание 1.
Все было тихо – лес и горы,
Все спало в сумраке ночном. («Романс»)
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои… («К***»)
Видно, на море не тихо,
Смотрит – видит дело лихо… («Сказка о царе Салтане…»)
Задание 2. Сравнительная таблица разграничения иногда омонимичных слов разных частей речи: наречий, кратких прилагательных
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния (СКС) |
К какой части речи относится? | Существительное местоимение | Глагол | |
На какой вопрос отвечает? | Каков? какова? каковы? | Как? где? | |
Что обозначает? | Признак предмета | Признак действия, признак другого признака | |
Каким членом предложения является? | Сказуемое | Обстоятельство | |
Как изменяется? | По родам, числам, падежам | Не изменяется |
Задание 3. Запишите предложения из произведений А.С.Пушкина, определите значение выделенных слов и их роль в предложении.
- Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка.
- И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь.
- «Эй! Пошёл, ямщик!..»- «Нет мочи: коням, барин, тяжело…»
Задание 4. Конструирование предложений
Составить сложное предложение, добавляя в одну из частей слова КС. Подчеркните их, как члены предложения, определите, что они обозначают.
1 вариант- предложения №1,2; 2вариант- предложения №3,4.
1. Ласковый ветер обдувает плечи, шею, голову, и на душе…..
2. Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и мне …
3. На улице …., потому что скоро наступит весна
4. В ясный солнечный день с крыш свисают большие сосульки, поэтому ….
Задание 5. Мини-тест
1. Слова категории состояния обозначают:
а) предмет
б) признак предмета
в) состояние природы
г) действие предмета
2. Слова категории состояния:
а) изменяются по числам
б) не изменяются
в) изменяются по падежам
г) спрягаются
3. Слова категории состояния в предложении являются:
а) сказуемым
б) подлежащим
в) обстоятельством
г) определением
4. В каком предложении есть слово категории состояния:
а) Бесшумно повернулся ключ в замке
б) Туманное утро бесшумно
в) В море за кормой бесшумно
5. Определите значение слова категории состояния в предложении:
В лесу морозно и снежно
а) оценка действия
б) состояние человека
в) временное состояние
г) состояние природы
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым-бело» -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь - солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою - сразу вся Россия! (Элла Куклина)
Историческая справка.
Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Строение текста типа рассуждения-доказательва" Презентация.
Подробная разработка урока русского языка в пятом классе по теме " Строение текста типа рассуждения-доказательства" с презентацией....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.
Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Конспект урока русского языка в 6 классе "Повторение темы "Имя числительное" с презентацией. Учитель русского языка и литературы МБОУ "Школа-гимназия № 3" г.Армянска Баталова Светлана Викторовна
Урок обощения темы "Имя числительное" на основе краеведческого материала...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией
Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...