Управление активностью обучающихся на уроках русского языка
занимательные факты по русскому языку (5 класс) по теме

Управление активностью обучающихся

                                   на уроках русского языка

 

Отношение  школьников к учению учителя обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень соприкосновения обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

1.  Готовность выполнять учебные задания.

2. Стремление к самостоятельной деятельности.

3. Сознательность выполнения заданий.

4. Систематичность обучения.

5. Стремление повысить свой личный уровень.  

С  активностью  непосредственно сопрягается еще  одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим обучающимся без помощи взрослых и учителя.

Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе.  

Главная  цель активизации– формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.  

Активизация познавательной деятельности обучающихся возможна только при условии  развития познавательной активности личности и диалога ученика с преподавателем.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.

Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительно-эмоционального отношения к предмету, к себе, к своей деятельности.

Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематичной, поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая условия для адекватной самооценки школьников в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

На третьем этапепреподаватель создает условия для самостоятельной познавательности обучающихся, для творческой деятельности с учетом  сформированных интересов.

Учебно-познавательная деятельность –  многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и школьника.

А. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития».  

Педагогическая практика использует различные пути активизации познавательной деятельности, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор  таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность школьников.  

Итак, свою работу нужно начинать с поисков путей активизации познавательной  деятельности  как  условия  непрерывности и  эффективности образования.

 

Для этого ставятся  следующие задачи:

         1. Рассмотреть  понятие «мотивация», как общее название для методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

         2. Выделить классификацию методов  обучения  по типу познавательной деятельности, характеристика которого сопряжена с мыслительной активностью обучающихся.

         3. Доказать, что старая структура  комбинированного урока превратилась в шаблон со всеми его недочетами, а новая структура урока не только соединила обучение и выявление знаний обучающихся в единый непрерывный процесс, но и вызвала у детей интерес к предмету, заставила их активно и самостоятельно работать.

         4.  Рассмотреть различные виды самостоятельных работ на уроке русского языка.  

         5. Отметить плюсы и минусы дискуссий на уроках  русского языка в 5 классах.

         6. Выяснить, какое значение имеет введение элементов соревнования в игровой форме в работу по русскому языку.

         7. Показать, какие грамматические игры можно использовать в занятиях с  отстающими в 5 классах  на уроках русского языка.  

         8. Выявить основные условия для эффективного проведения направленной беседы  на уроках русского языка.

         9. Доказать, что занимательное, интересное на уроках русского языка в 5 классах способствует повышению активности в работе.

        10. Показать, как можно построить нетрадиционный урок русского языка с применением проективного метода.  

        11. Выяснить, как создается проблемная ситуация на уроке русского языка, которая  является средством  активизации  мыслительной деятельности обучающихся.      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка

Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать  с первых школьны...

Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.

Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...

Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС

Личностно ориентированное обучение как средство   развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в  условиях...

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности

Исследовательская деятельность учащихся -  целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...