Управление активностью обучающихся на уроках русского языка
занимательные факты по русскому языку (5 класс) по теме
Управление активностью обучающихся
на уроках русского языка
Отношение школьников к учению учителя обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень соприкосновения обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
1. Готовность выполнять учебные задания.
2. Стремление к самостоятельной деятельности.
3. Сознательность выполнения заданий.
4. Систематичность обучения.
5. Стремление повысить свой личный уровень.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осуществления самим обучающимся без помощи взрослых и учителя.
Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные.
Управление активностью школьников традиционно называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации– формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Активизация познавательной деятельности обучающихся возможна только при условии развития познавательной активности личности и диалога ученика с преподавателем.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника.
Активизация учебного процесса начинается с диагностирования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительно-эмоционального отношения к предмету, к себе, к своей деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для систематичной, поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся, обеспечивая условия для адекватной самооценки школьников в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапепреподаватель создает условия для самостоятельной познавательности обучающихся, для творческой деятельности с учетом сформированных интересов.
Учебно-познавательная деятельность – многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования систем: теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть совместная деятельность преподавателя и школьника.
А. С. Выготский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития».
Педагогическая практика использует различные пути активизации познавательной деятельности, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют активность и самостоятельность школьников.
Итак, свою работу нужно начинать с поисков путей активизации познавательной деятельности как условия непрерывности и эффективности образования.
Для этого ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «мотивация», как общее название для методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
2. Выделить классификацию методов обучения по типу познавательной деятельности, характеристика которого сопряжена с мыслительной активностью обучающихся.
3. Доказать, что старая структура комбинированного урока превратилась в шаблон со всеми его недочетами, а новая структура урока не только соединила обучение и выявление знаний обучающихся в единый непрерывный процесс, но и вызвала у детей интерес к предмету, заставила их активно и самостоятельно работать.
4. Рассмотреть различные виды самостоятельных работ на уроке русского языка.
5. Отметить плюсы и минусы дискуссий на уроках русского языка в 5 классах.
6. Выяснить, какое значение имеет введение элементов соревнования в игровой форме в работу по русскому языку.
7. Показать, какие грамматические игры можно использовать в занятиях с отстающими в 5 классах на уроках русского языка.
8. Выявить основные условия для эффективного проведения направленной беседы на уроках русского языка.
9. Доказать, что занимательное, интересное на уроках русского языка в 5 классах способствует повышению активности в работе.
10. Показать, как можно построить нетрадиционный урок русского языка с применением проективного метода.
11. Выяснить, как создается проблемная ситуация на уроке русского языка, которая является средством активизации мыслительной деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой активности обучающихся на уроках английского языка
Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передает...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».
Современная школа должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть трамплином во взрослую жизнь. Творческие способности нужно раскрывать с первых школьны...
Педагогические условия развития творческой активности обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Вся моя деятельность как учителя направлена на поддержание преемственности между УМК, на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществ...
Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка.
Мастер-класс "Использование игры как средства стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках русского языка". Урок-игра по теме "Лексика" в 6 классе "Следствие...
Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
Личностно ориентированное обучение как средство развития познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях...
Статья по методике английского языка "Использование игровых методов как средство стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках английского языка"
Описание игрового метода,классификация игр,примеры игр для использования на уроках английского языка....
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство развития их познавательной активности
Исследовательская деятельность учащихся - целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему...