Особенности проверки знаний, умений и навыков учащихся национальной школы по русскому языку и литературе
статья по русскому языку

 Предлагаемая система проверки знаний, умений и навыков исходит из единства содержания обучения в национальной школе с учетом особенностей преподавания русского языка в Казахстане. Основополагающим принципом обучения русскому языку в современной национальной школе  является коммуникативная направленность обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карлаш Алексанра Васильевна

Учитель русского языка и литературы осш им. А.Макаренко,

 Тюлькубасский район,

Туркестанская область

«Особенности проверки знаний, умений и навыков учащихся национальной школы по русскому языку и литературе»

  Обучение русскому языку делится на два этапа: 5-6,7-9 классы. Необходимость преемственности обучения на первом этапе с программой начальных классов и учет возрастных особенностей  учащихся обусловили в объединение  в 5-6 классах материала русского языка и объяснительного чтения , а также явлений разных языковых уровней.

 Умения и навыки связной речи учащихся 5-6 к54лассов сводятся к следующему.

  Устная речь (аудирование, говорение, чтение):

- восприятие в понимании речи учителя и собеседника в рамках изученных тем, прослушанного текста и другой информации;

- правильное произношение слов, словосочетаний, правильное интонирование предложений, текста;

- сознательное, правильное и беглое чтение текстов с преобладанием слов активного запаса;

- подготовленное монологическое высказывание;

- элементарные высказывания неподготовленного характера.

  Устная работа над текстом:

- чтение небольших по объему, доступных по содержанию текстов;

- умение делить текст на смысловые отрезки;

- составление плана;

- постановка вопросов к тексту и ответы на вопросы по прочитанному тексту;

-подготовленный подробный и краткий пересказ текста;

- заучивание наизусть и выразительное чтение отрывков прозаического текста, стихотворения, пословиц и поговорок.

  Письменная речь:

- восприятие и понимание печатного и написанного текста;

- восприятие и запись диктуемого текста;

- запись текста, выученного наизусть;

-письменные ответы по содержанию текста, картины;

-запись плана прочитанного текста;

-подготовленные сочинения и изложения.

  В 5-6 классах преобладает ситуативно- тематический принцип организации материала.

  Исходя из особенностей курса русского языка в 5-6 классах уровень владения русским языком выявляется на основе работы по тексту.

  Содержание и тематика текстов, предлагаемых для чтения и бесед в 5-6 классах отвечает воспитательной направленности обучения, а также задачам развития речи учащихся. Предлагаемые задания по тексту позволяют выявить лексический запас и проверить навыки связной речи, а также грамматические навыки учащихся.

  Проверка начинается с чтения текста. Особое внимание обращается на первое задание: Прочитайте текст и ответьте на ключевой вопрос к нему, так как это задание выявляет уровень владения техникой чтения и степень понимания содержания прочитанного.

  Если ученик показывает понимание текста и свободно отвечает на ключевой вопрос, нет необходимости заставлять его отвечать на последующие вопросы, цель которых состоит также в определении степени понимания прочитанного, но уже на основе ряда вопросов по содержанию текста. Целесообразнее предложить ему задания, выявляющее умение строить рассказ на свободную тему. При этом необходимо стимулировать самостоятельность учащихся, используя их знания, полученные на уроках или из других источников.

  Второе задание выявляет степень усвоения лексики и формулируется одинаково ко всем текстам: Найдите в тексте незнакомые слова и прочитайте предложения с ними. Проверка выполнения данного задания позволяет установить, какие слова соответствующего лексического минимума учащиеся не усвоили.

 В систему контроля включены задания на проверку знаний грамматических явлений на уровне наблюдения. Например : выпишите из текста два повествовательных предложения и прочитайте их. Подчеркните в них подлежащее и сказуемое. Выпишите из первого предложения имена существительные. Определите их род и число. В каком падеже стоят эти существительные? Эти задания помогают выявить знания языковых реалий, предусмотренных программой по русскому языку.

  С 7 класса начинается систематизированный курс русского языка, призванный обеспечить развитие речи на основе значительного круга знаний по всем уровням языка. Композиционный стержень программы в 7-9 классах – грамматический материал в концентрической и линейно - ступенчатой организации. Основные элементы содержания курса – языковые знания и формируемые на их основе речевые умения и навыки, которые определяются в программе следующим образом.

  Устная речь (аудирование, говорение, чтение):

- восприятие и понимание речи собеседника в рамках изученных тем, восприятие и понимание несложной информации передач телевидения, интернет сайтов;

- правильное произношение слов, словосочетаний, правильное интонирование предложений и текста;

- выразите6льное, правильное, беглое чтение текста;

-выразительное чтение стихотворений и отрывков прозы, заученных наизусть;

- подготовленный диалог по прочитанному или прослушанному тексту, по картине, ситуации, неподготовленный диалог (в пределах знакомых ситуаций);

- совершенствование навыков диалогической речи: усвоение и воспроизведение диалогов, постановка вопросов по теме или ситуации и ответы на них, составление диалога по образцу ( в рамках той же темы), составление диалога по заданной теме или ситуации с помощью опорных слов и моделей;

-подготовленное и неподготовленное монологическое высказывание;

- описание наблюдаемых предметов и явлений;

- пересказ содержания;

- выступление перед классом сообщением, небольшим докладом ( по подготовленному плану)

- творческий рассказ по заданному началу с опорными словами;

  Устная работа над текстом:

- умение выделить основную мысль;

-составление краткого или развернутого плана в форме вопросите6льных и назывных предложений;

-пересказ прочитанного;

Письменная речь:

- письменные работы по изучению и закреплению языкового материала;

- письменные работы, не связанные с языковой темой: составление подробного или краткого плана прочитанного; изложение содержания прочитанного текста по готовому или составленному в класса плану; сочинение по картине на основе готового или составленного плана; сочинение по заданному началу или концу; сочинение по знакомой теме или ситуации; заметки в стенгазету; письма друзьям ; деловые бумаги.

  Проверочные работы ставят целью дать не только систему проверки умений и навыков чтения, говорения, аудирования, письма, но и систему проверки знаний по отдельным уровням языка, на основе которых программа предусматривает формирование речевых умений и навыков, так как не может быть речевой деятельности вне языкового материала.

  Композиционным стержнем материала является текст, включающий лексико- грамматические явления, степень усвоения которых и проверяется.

  Тексты, как правило, сюжетно закончены и доступны учащимся по содержанию и лексическому материалу. Если же встречаются незнакомые слова можно объяснить и семантизировать их. Понимание содержания текста проверяется одним или несколькими ключевыми вопросами.

  Под пониманием текста подразумеваются как понимание фактов, изложенных в нем, так и понимание подтекта и оценочной информации, причинно- следственных отношений, что выявляется постановкой вопросов типа: Почему? Как? Что? Какой? Как? и т.д.

 Навык диалогической речи проверяется упражнениями на восполнение реплик диалога. Одним из показателей понимание текста является его правильное ритмико- интонационное оформление, так как при этом необходимо расчленение предложений на смысловые отрывки, расставить фразовое ударение и т.д. Поэтому задание : Правильно прочитайте текст вслух – эффективный прием контроля как орфоэпических и интонационных навыков, так и понимание содержания текста.

  Поскольку на продвинутом этапе обучения больший вес приобретают языковые знания, в раздел включены предложения на наблюдение, но не пассивное, а предполагающее активную мыслительную работу учащихся, упражнения , включающие различные операции с изолированными языковыми единицами в составе предложения: вставка слов, отрабатываемых форм; придумывание предложений с использованием изученной формы; замена одной грамматической конструкции другой и т.д. Эффективны в качестве контрольных упражнений на завершение предложений по началу, так ка начало – ориентир для ученика как в смысловом, так в грамматическом плане. Это задание дает возможность проконтролировать уровень владения лексико-грамматической системой языка.

Навыки письменной речи как письменным ответом на тот или иной вопрос, так и изложением, сочинением, диктантом. Диктант так же преследует цель проверить навыки восприятия речи на слух. Следует отметить, что большое количество заданий направлено на контроль не одного, а нескольких видов речевой деятельности в совокупности с проверкой усвоения того или иного грамматического материала.

Теоретические сведения, усваиваемые в 10-11 классах, способствуют обогащению и углублению их знаний по русскому языку, комплексно объединяя грамматический материал на базе синтаксиса простых и сложных предложений.

Типовая программа определяет умения и навыки связной речи учащихся 10-11 классов следующим образом:

Устная речь. Закрепление умений и навыков, приобретенных в предшествующих классах.

Развитие навыков неподготовленной речи на новой ситуативно-тематической и языковой основе: выступление с рассказом, докладом или сообщением на различные темы; описание природы; изложение художественных произведений (подробно, сжато, с творческим заданием), передача содержания картин, рекламы, беседы в форме диалога на различные темы; неподготовленный диалог по теме или описание ситуации.

  Письменная речь. Закрепление умений и навыков, полученных в предшествующих классах.

  Развитие умений и навыков письменной речи; описание эпизодов и характеристика героев художественных произведений; запись  плана своего выступления ; заметки или статья в стенгазету;  сочинения по произведениям художественной литературы;  сочинения- рассуждения.

  В соответствии с этими требованиями разработаны задания, дающие возможность определить степень усвоения учащимися лексико-грамматического материала и сформированность умений и навыков связной речи. Работа строится на базе текста, который является исходным дидактическим материалом.

  Задания аналитического характера направлены на проверку усвоения сущности языкового явления; конструктивные и трасформационные задания имеют речевую направленность: с их помощью проверяется навык  использования лексико-грамматического материала в речи; создание высказывания позволяют судить как о логическо - смысловой стороне речи, так и о правильности  ее языкового оформления.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков".

В статье описаны особенности стиля взаимоотношений учителя с учащимися при проверке знаний, умений и навыков в зависимости от индивидуальных особенностей познавательной деятельности ученика....

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.Оценка устных ответов.Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков коррекционной шко...

Методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.

В статье рассматриваются методические особенности контроля знаний, умений и навыков учащихся при изучении линии уравнений в основной школе.  На основе проведенного анализа, выбраны формы и м...

Виды проверки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Виды проверки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку...

Методы и формы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике

Методы и формы проверки знаний, умений и навыков  учащихся по математикеКонтроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля являетс...

Статья «Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии»

Формы и методы проверки знаний,  умений и навыков учащихся на уроках  технологии...

Задания к олимпиадам в национальной школе по русскому языку и литературе

Задания к олимпиадам по русскому языку  по литературе с 7 по 11 кл...