Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сотрудничества, личностно-ориентированного образования,компьютерные технологии ,проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Старолещинская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Урок русского языка в 6 классе на тему:
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»
Подготовила: учитель русского
языка и литературы
II квалификационной категории
Реутова Наталья Викторовна
д.Б. Козьмодемьяновка
2015 год
Урок русского языка в 6 классе
Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»
Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».
Задачи:
Образовательные
- повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
- выявить назначение глагола в речи.
Воспитательные
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие
- развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация, рисунки детей на тему «Портрет глагола».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели, эмоциональный настрой.
Звучит быстрая музыка (кадриль)
– Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.
─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)
─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)
- Сегодня у нас урок «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол».
-Какова цель нашего урока? (цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол», повторить орфограммы , изученные в разделе «Глагол»)
-Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
«Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и
яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –
выражать само действие!» – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.
-Как вы понимаете смысл данного высказывания ? (Глагол –это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока и конечно же высказывание писателя.
-А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)
- Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. Глагол может творить чудеса.
-Знаете ли вы, что….
По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
III. Проверка домашнего задания.
-Как вы представляете себе Глагол?
- Я вас дома просила нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки.
─ Скажите, почему вы глагол видите именно таким? (демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола»).
-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»?
(этимологическая справка). Да, «глагол» - это значит «слово». Так он назывался в старославянском языке. В разговорной речи мы, конечно, не употребляем это грамматическое понятие. Мы не говорим: «Что ты мне глаголешь?» Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные от него.
У Пушкина: И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей
У Лермонтова:
Вот у ног Иерусалима
Богом сожжена,
Безглагольная, недвижима,
Мертвая страна.
(Здесь «безглагольная» означает «безмолвна, бессловесна»)
IV. Актуализация знаний.
Значение слова глагол мы выяснили, а теперь давайте вспомним что мы знаем о глаголе.( морфологические признаки , орфограммы, что вы изучали в разделе Глагол)
Игра Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».
Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.
Подведение итогов игры.
- Итак, мы повторили важные моменты нашей сегодняшней темы. А сейчас я предлагаю вам решить орфографическую задачу.
На экране изображены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы. Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы?
Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.
Какие орфограммы встретились в этом задании?
V . Обобщение и систематизация знаний.
Слово учителя : Один из постоянных морфологических признаков это вид. В этом задании определите вид глагола и образуйте видовую пару:( работа у доски, проговариваем вслух)
Играть (н.в.) - поиграть (с.в.)
Пою (н.в.) – запою (с.в.)
Заплела (с.в.) – плела (н.в.)
Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)
Бегу ( н.в) - подбегу ( с.в)
- Ребята , какие из этих глаголов переходные? А сейчас сами придумайте по 5 переходных и непереходных глаголов.
VI . Физкультминутка.
-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
А глаголы вы считали?
-Ребята , вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом стихотворении? (повелительного)
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
Задание 1. Перед вами слова с пропущенными гласными:
держится , жалит, рубит, строит, клеит, лечит, веет, сеет, строимся, пишем, помоешь, вытрешь, рисуем.
Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение. Кстати, как определить , к какому спряжению относится глагол?
Проверка по цепочке
-А теперь мне хотелось бы вернуться к рисунку ……..Давайте вспомним, какие вы знаете наклонения глаголы?
Задание 2:(работа в парах) составить пословицы , из них выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного, условного, повелительного наклонений. Приготовиться к взаимопроверке.
1. С людьми советуйся, а ума не теряй.
2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.
3. Не спеши языком, торопись делом.
4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.
5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.
7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде Февраля.
Пословицы читает ….
Глаголы изъявительного наклонения…
Условного…
Повелительного….
Какой морфологический признак повторили?
Задание 3. Найдите третье лишнее:
возвратиться выскочить пить
бежать копать пилить поливать таять брить
Проверка.
- По какому принципу вы находили ответ?
1 группа слов– по суффиксу –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом –ся? –возвратность)
2 группа слов – по виду глагола (какие виды имеет глагол?)
3 группа слов – по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола).
VII. Рефлексия.
Ребята, скажите, какие морфологические признаки глагола мы сегодня повторили? (вид, спряжение, переходность, возвратность) Какие это признаки (постоянные)? А какие непостоянные признаки повторили? (наклонение)
Конечно, повторить все изученное о глаголе за один урок невозможно. Поэтому мы продолжим с вами эту работу завтра.
А сейчас я предлагаю вам продолжить предложение
1. Я и не подозревала…
2.У меня сегодня не получилось…
3.Мне захотелось…
4.Было интересно…
Выставление отметок .
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».
- Ребята, вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать!
Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь с домашним заданием.
VIII. Домашнее задание: 1. Упр.531 или
2. сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.
Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....
Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»
Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
календарно-тематическое планирование уроков русского языка и литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование...