Урок русского языка и литературы в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Реутова Наталья Викторовна

Данный урок - один из четырёх уроков обобщения. Основной акцент поставлен на постоянные морфологические признаки. На уроке применены  следующие технологии : здоровьесберегающая, коллективного сотрудничества, личностно-ориентированного образования,компьютерные технологии ,проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Старолещинская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области

Урок русского языка в 6 классе на тему:

 «Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»

Подготовила: учитель русского

языка  и литературы

II квалификационной категории

Реутова Наталья Викторовна

д.Б. Козьмодемьяновка

2015 год

Урок русского языка в 6 классе

Обобщение и систематизация  изученного  по теме «Глагол»

Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».

Задачи:

Образовательные

  • повторить изученные сведения о глаголе как части речи;
  • закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
  • выявить назначение глагола в речи.

Воспитательные

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
  • способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.

Развивающие

  • развивать логическое мышление: операция анализа, выделения главного, обобщения;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать и совершенствовать навыки работы в группе, в парах, индивидуально;
  • совершенствовать творческие способности;
  • развивать выразительность речи.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация, рисунки детей на тему «Портрет глагола».

Ход урока

I.    Организационный момент.

II.   Постановка цели, эмоциональный настрой.

      Звучит быстрая музыка (кадриль)

– Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.

─ Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)

─ Какие части речи вы назвали? (глаголы)

- Сегодня  у нас урок «Обобщение и систематизация  изученного по теме  «Глагол».  

-Какова цель нашего урока? (цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол», повторить орфограммы , изученные в разделе «Глагол»)  

-Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

«Глагол - самая огнепышущая часть речи, самая живая и

яркая. В глаголе струится самая алая, самая свежая,

артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола –

выражать само действие!» – такую яркую характеристику глаголу дал писатель.

-Как вы понимаете смысл данного высказывания ? (Глагол –это важная часть речи. Без него трудно обойтись. Глагол является основой языка. Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока и конечно же высказывание  писателя.

-А.Н. Толстой говорил, что «найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». В чем же назначение глагола? (Движение, действие)

- Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. Глагол может творить чудеса.

-Знаете ли вы, что….

По частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

    III. Проверка домашнего задания.        

-Как вы представляете себе Глагол?

 - Я вас дома просила нарисовать портрет глагола. Давайте посмотрим на ваши рисунки.

─ Скажите, почему вы глагол  видите именно таким? (демонстрация и защита рисунков на тему «Портрет Глагола»).

-А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»?

(этимологическая справка). Да, «глагол» - это значит «слово». Так он назывался в старославянском языке. В разговорной речи мы, конечно, не употребляем это грамматическое понятие. Мы не говорим: «Что ты мне глаголешь?» Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречается и само слово «глагол» и производные от него.

У Пушкина: И обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей

У Лермонтова:

Вот у ног Иерусалима

Богом сожжена,

Безглагольная, недвижима,

Мертвая страна.

(Здесь «безглагольная» означает «безмолвна, бессловесна»)

IV.  Актуализация знаний.

Значение слова глагол мы выяснили, а  теперь давайте вспомним  что мы знаем о глаголе.( морфологические признаки , орфограммы, что вы  изучали в разделе Глагол)

Игра Не прерви цепочку”, которая поможет обобщить наши знания. Цепочку начинаю я, задавая вопрос по теме «Глагол».

Учащиеся отвечают на вопросы, приводя примеры.

 Подведение итогов игры.

-  Итак, мы повторили важные моменты  нашей сегодняшней темы. А сейчас я предлагаю вам решить орфографическую задачу.

На экране изображены слова, которые нужно разделить с учётом их правописания на две группы. Ответить на вопрос: По какому признаку каждую группу, в свою очередь, можно разделить на подгруппы?

Слова: раскаиваешься, багаж, молодёжь, сберечь, дач, стеречь, упряжь, пастбищ, ориентируешься.

Какие орфограммы  встретились в этом задании?

 V . Обобщение и систематизация знаний.        

Слово учителя :       Один из постоянных морфологических признаков это вид. В  этом задании определите вид глагола и образуйте видовую пару:( работа у доски, проговариваем вслух)

Играть (н.в.)  -  поиграть (с.в.)

Пою (н.в.) – запою (с.в.)

Заплела (с.в.) – плела (н.в.)        

Посмотрю (с.в.) – смотрю (н.в.)

Бегу ( н.в) -  подбегу ( с.в)

- Ребята , какие из этих глаголов переходные?  А сейчас сами придумайте по 5  переходных  и непереходных глаголов.  

VI . Физкультминутка.

-Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

А глаголы вы считали?

-Ребята , вы обратили внимание, глаголы какого наклонения преобладали в этом стихотворении? (повелительного)

Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.

Задание 1. Перед вами  слова с пропущенными гласными:

держится , жалит, рубит, строит, клеит, лечит, веет, сеет, строимся, пишем, помоешь, вытрешь, рисуем.

Вставьте нужную гласную. Запишите слова, выделяя окончание глаголов, укажите спряжение.  Кстати,  как определить , к какому спряжению относится глагол?

Проверка  по цепочке

-А теперь мне хотелось бы вернуться к рисунку ……..Давайте  вспомним, какие вы знаете наклонения глаголы?

Задание 2:(работа в парах) составить пословицы , из них выбрать и записать глаголы в таблицу изъявительного, условного, повелительного наклонений. Приготовиться к взаимопроверке.

1. С людьми советуйся, а ума не теряй.

2. Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета.

3. Не спеши языком, торопись делом.

4. Делом к Отчизне любовь докажи, лучше учись, больше трудись.

5. Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

6. Берегите силы, улучшайте жизнь, всегда учитесь и никогда не падайте духом.

7. Я бы уступил свое место, да не бывать Марту прежде  Февраля.

Пословицы читает ….

Глаголы изъявительного наклонения…

Условного…

Повелительного….

Какой морфологический признак  повторили?

    Задание 3. Найдите  третье лишнее:

возвратиться                               выскочить                          пить

бежать                                          копать                                пилить        поливать                                      таять                                   брить

Проверка.

- По какому принципу вы находили ответ?

1 группа слов– по суффиксу  –ся ( какой признак имеет глагол с суффиксом –ся? –возвратность)

2 группа слов – по виду глагола (какие виды  имеет глагол?)

3 группа  слов – по спряжению глагола (рассказать о спряжении глагола).

 VII. Рефлексия.

Ребята, скажите, какие морфологические признаки глагола мы сегодня повторили?  (вид, спряжение, переходность, возвратность) Какие это признаки (постоянные)?   А какие непостоянные признаки повторили? (наклонение)

      Конечно, повторить все изученное о глаголе за один урок невозможно. Поэтому мы продолжим с вами эту работу  завтра.

А сейчас  я предлагаю вам продолжить предложение

    1. Я и не подозревала…

    2.У меня сегодня не получилось…

    3.Мне захотелось…

    4.Было интересно…

    5.Сегодня я узнал…

Выставление отметок .

Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского:  «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

- Ребята, вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать!      

     Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь с домашним заданием.

VIII. Домашнее задание: 1. Упр.531 или

 2. сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…»

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.

Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

«Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...