"Наш друг и товарищ - предлог"
презентация к уроку (русский язык, 7 класс) по теме
Урок обобщения по теме "Предлог" 7 класс по учебнику С. И. Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlog.zip | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме
«Мой друг и товарищ - предлог»
Цели:
Учебные: Обобщить сведения о предлоге как служебной части речи; 2) закрепить правила правописания производных предлогов;
Развивающая: Развивать умение отличать производные предлоги от частей речи, от которых они образованы; предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов в речи.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся коммуникативные качества при работе в группах; интерес к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: мастерская русского языка.
Оборудование:
Дидактические материалы: лист самоконтроля, схемы, кластер «Предлог».
ТСО: ноутбук, проектор, экран настенный, флеш карта.
Наглядные пособия: презентация, макеты деревьев, шаблоны.
Ход урока:
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Уважаемые коллеги и гости! Меня зовут Короткова Ольга Геннадьевна. Я учитель русского языка и литературы МКОУ ВСОШ при ФКУ ИК-3 с. Среднебелая. А с вами я познакомлюсь в процессе работы.
Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно и с большой пользой для нас. Очень хочу, чтобы те, кто был равнодушен к русскому языку, с нашего урока ушли с глубоким убеждением: русский язык – интересный и очень нужный предмет.
- Сообщение темы и цели урока, постановка личностно значимой проблемы.
Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Предлог». Тема нашего урока: «Мой друг и товарищ – предлог».
Я уверена, что многие из вас обратили внимание на то, что являясь служебной частью речи, предлог является показателем грамотности человека.
Поэтому, мы сегодня обобщим сведения о предлоге как служебной части речи; 2) закрепим правила правописания предлогов; потренируемся отличать производные предлоги от частей речи, от которых они образованы; и очень бы хотелось, чтобы у вас получилась плодотворная работа в группах.
А проблему, над решением которой мы с вами будем работать, определим так: если предлог не имеет лексического значения и не является членом предложения, то можно ли обойтись без него.
- Повторение и систематизация основных теоретических положений темы.
Ребята, вы уже обратили внимание на то, что сегодня у нас не совсем обычный урок - парты каждого ряда стоят по - новому. Ваш ряд – ваша группа.
Необычность нашего урока будет заключаться и в том, что мы в процессе работы с предлогом будем «выращивать сад». Да-да, настоящий яблоневый сад, и надеюсь, что соберем богатый урожай.
Приглашаю всех в сад. У каждого из вас есть семечко. Напишите на нем предлог и бросьте в землю, проговаривая этот предлог. (Кашпо.)
Но видно этого недостаточно. Давайте вспомним:
Вопрос 1. Какая часть речи называется предлог?
Слайд 1. Росток + определение.
И вот появился первый росток. Но под лучами палящего солнца очень быстро сохнет земля.
- Что нужно сделать? (Правильно, полить ее.)
Но, поливая, мы ответим еще на один вопрос:
Вопрос 2: Что обозначают предлоги и их синтаксическая роль.
Слайд 2. Росток + правило.
Росток продолжает расти, и вот новое испытание. Налетел сильный ветер и принес грозовую тучу.
- Давайте защитим наш саженец – накроем его зонтом.
Чтобы появился зонт, назовите разряды предлогов:
Вопрос 3. Назовите разряды предлогов? (По происхождению: производные и непроизводные, по составу: простые, сложные и составные.)
Слайд 3. Росток + схема разрядов.
Прекрасно, мы защитили дерево от ветра и дождя. Дерево все выше и краше. Молодцы, благодаря вашим знаниям о предлоге мы вырастили … дерево. А это основа для дальнейшей нашей работы.
Слайд 4. Кластер «Предлог».
ФИЗМИНУТКА.
- Тренировочные упражнения для проверки глубины осмысления знаний и степени их обобщения.
А теперь бы я хотела, чтобы каждая группа в совместной работе доказала, что предлог является нашим другом. А объектом для работы будет вами выращенное дерево. (Расставить на столы готовые деревья.)
У вас на столах лежат листы самоконтроля. Я предлагаю вам пройти 5 этапов. Оценивать результаты вашей работы вы будете сами.
Чем больше правильных ответов у вас будет при выполнении заданий, тем больше цветов появится на вашем дереве. За каждые «5» баллов – на вашем дереве должен «распуститься» новый цветок.
Приступим к выполнению заданий:
Задание 1. Прослушав стихотворение, запишите предлоги, которые в нем использовались.
Слайд 5. Стихотворение и выделенные предлоги.
В нашей школе прозвенел звонок,
К вам пришла я на урок,
На вас всех весело смотрю
За участие – благодарю.
Из окон льется мягкий свет,
Это нам от солнышка – привет!
Махнет нам на прощание зима,
И в тот же миг придет весна!
Задание 2. Правильные утверждения отметьте знаком «+», неправильные – знаком «-». (альтернативное задание)
Слайд 6.
- В – непроизводный предлог. (+)
- Вокруг – простой предлог. (+)
- Несмотря на – составной предлог. (+)
- Сверх – производный предлог. (+)
- Вдоль – производный предлог. (+)
- Из-за – простой предлог. (-)
- Напротив – простой предлог. (+)
- Из-за – простой предлог. (-)
- На – производный предлог. (-)
- Из-под – составной предлог. (-)
- Не взирая на – сложный предлог. (-)
- Благодаря – сложный предлог. (-)
Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи.
Задание 3. Определите, какими частями речи будут слова-омонимы.
Слайд 7.
- Они ушли, благодаря хозяйку за радушный прием. (деепричастие)
Благодаря отцу я полюбил математику. (предлог)
- Мишу окликнули, но его уже не было вблизи. (наречие)
Они бродили вблизи озера. (предлог)
- Иногда при падении дерево раскалывается вдоль. (наречие)
Они поехали по дороге вдоль залива. (предлог)
Предлог – неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково.
Словарная работа.
Задание 4. Допишите окончания предлогов. (все буквы «е», в последнем слове – «и»)
Слайд 8.
в течени… года
в продолжени… дня
вследстви… ошибок
наподоби… пальто
в отличи… от вас
в заключени… урока
в качеств… подарка
в отношени… друзей
Хотелось бы напомнить вам правописание предлога впоследствиИ.
- Составьте с этим предлогом предложения.
Задание 5. Образуйте словосочетания. (тест на восстановление соответствия)
Слайд 9.
Учиться на факультете иностранных языков
Жить на техникуме
Приехать в курсах
Прийти из Кавказе
Учиться в Европу
Вернуться из работы
Возвращаться с магазина
Заниматься на школы
Слайд 10.
Посчитайте свои цветы и приклейте их на дерево. Какие красивые цветущие деревья у вас получились.
Слайд 11.
А вот и долгожданные плоды. Плоды бывают разные: интеллектуальные и натуральные. Интеллектуальные плоды – это оценки за урок, а вот и натуральные плоды с нашего дерева. (Яблоки каждому).
- Итог урока.
Ребята, я бы хотела узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Если вы поняли материал – приклейте на дерево зеленые листочки, если у вас есть сомнения – желтые, а кому необходима помощь по теме «Предлог» - красный.
Тема нашего урока «Предлог». И по зеленой кроне ваших деревьев, мы можем сделать вывод, что предлог наш друг и товарищ. Сдайте листы контроля. Оценки за урок – итоговая оценка на ваших листах самоконтроля.
- Домашнее задание.
Запишите домашнее заданий: Найдите 5 пословиц и поговорок с предлогами.
Большое спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»
В данный конспект открытого урока по русскому языку включены упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....
Технологическая карта логопедического занятия по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов с другими словами"
Занятие проводится с учащимися 2 класса с логопедическим заключением ОНР, НВОНР. Проанализировав большое количество технологических карт планирования уроков, можно сделать вывод, что унифицированной ф...
Раздельное написание предлогов с другими словами
Презентация составлена на основе сценария урока, представленного в пособии: Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой. I ча...
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: «Приятель. Друг. Товарищ », с использованием ИКТ.
Методическая разработка классного часа в 5-6 классах на тему: "Приятель. Друг. Товарищ", с использование ИКТ. Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших челове...
Классный час "Одноклассник, товарищ, друг".
Данный классный час ориентирован для учащихся 6-х классов....
Правописание наречий. Слитное и раздельное написание наречий Различение наречий и созвучных им сочетаний других частей речи с предлогами
Маршрутный лист дистанционного урока...
Отличие предлогов от других частей речи
Задание пригодится при закреплении темы "Производные предлогим"...