Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный год
Номинация «Открытие года»
II этап «Уроки в незнакомом классе»
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-открытие
Цели урока:
Образовательная: объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
Развивающая: развивать навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: презентация, «Журнал исследователя» (приложение № 1), цветные карандаши, цветные карточки для проведения рефлексии, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Презентация к уроку доступна по ссылке http://yadi.sk/d/m3YVH9kg5Ix5U
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 36.47 КБ |
Приложение_для учащегося | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный год
Номинация «Открытие года»
II этап «Уроки в незнакомом классе»
Овсянникова Галина Павловна,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационной категории
ГБОУ лицей № 410
Пушкинского района Санкт – Петербурга
Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы (авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2010)
Урок русского языка в 6 классе (базовый уровень)
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-открытие
Цели урока:
Образовательная: объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
Развивающая: развивать навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
Воспитывающая: воспитывать трудолюбие, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: презентация, «Журнал исследователя» (приложение № 1), цветные карандаши, цветные карточки для проведения рефлексии, техническое оборудование урока – компьютер, интерактивная доска, ноутбук.
Методическое обеспечение:Русский язык. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М. М. Разумовская, С. И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2009
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 6 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
Уроки русского языка в 6 классе: поурочные планы по программе М. М. Разумовской./сост. О. А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007
Система оценивания – накопительная:
- 1 правильный полный ответ – 1 балл.
- Верно выполненное задание в парах – 2 бала
(с одной/двумя ошибками – 1 балл).
- Правильно выполненное индивидуальное задание – 3 балла (с одной ошибкой – 2 балла, с двумя ошибками – 1 балл).
- ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
- «5» - 5-6 баллов;
- «4» - 4-3 балла;
- «3» – 2 балла.
Ход урока
Этап урока (цели этапа) | Содержание | Методы, приемы, технологии | Деятельность учащихся | Примерный регламент | Прогнозируемые результаты |
Организация начала занятия (Подготовитьучащихся к работе на занятии) | Приветствие. Представление учителя. Создать добрую атмосферу. Перечислить принадлежности для урока, озвучить систему оценивая. | Приветствие учителя. Накопительная балловая система. Презентация, слайд 1,2 | Проверяют необходимые принадлежности к уроку. | 1 | Настроились на работу. |
Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечить готовность к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний, мотивацию при проектировании учащимися:
| 1.Ребята, что такое «открытие»? Хотели бы вы сами попробовать совершить открытие? 2.Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих исследователей-языковедов, готовящихся к настоящему открытию.На уроке мы не будем пользоваться учебником, а записи будем вести в специальных «журналах», заполните графы: «фамилия, имя», поставьте дату исследования. 3.Поразительное лингвистическое открытие можно сделать, даже ответив на такой вопрос «Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»? Думаю, к концу урока мы сможем совместно ответить на этот вопрос. 4. Повторение темы «Способы словообразования прилагательных». - Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных. - Определите способы образования следующих прилагательных и слова, от которых образованы данные прилагательные. Лебединый – лебедь (-ин-) Кожаный – кожа (-ан-) Глиняный – глина (-ян-) Традиционный – традиция (-онн-) Клюквенный – клюква (-енн-) Каменный – камень (-н-) Старинный – старина (-н-) | Презентация, слайд 3. Фронтальный опрос. Проблемный вопрос. Презентация, слайд 4. Фронтальный опрос. Работа в парах. Презентация, слайд 5,6. | Отвечают на вопросы. Делают записи в журналах. Попарно обсуждают способы образования, определяют суффиксы прилагательных, делают записи. | 7 | Получили справку о лексическом значении слова «Открытие». Парное обсуждение способов образования данных прилагательных, в результате которого учащиеся устанавливают связь между суффиксальным способом словообразования прилагательных от существительныхиправиланаписани букв Н и НН в суффиксах. |
Постановка целей, задач учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений через проблемную ситуацию и вопросы. (Обеспечить самостоятельность учащихся в определении цели урока). | 1. - Итак, каким способом образованы все эти слова? - От слов какой части речи все эти прилагательные образованы? - Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? - Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. - Какова цель нашего исследования? | Проблемный вопрос Презентация, слайд 6,7. | Суффиксальный От существительных Есть Н-НН Записывают тему в «журнал». | 3 | Самостоятельно определяют тему и цели урока, мотивируя тем самым себя на восприятие материала. |
Усвоение и повторение новых знаний и способов действий (Обеспечить восприятие, осмысление и первичного запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения с учётом возрастных особенностей школьников и применения интерактивных форм обучения).Возможные затруднения и способ их преодоления (Построить проект выхода из затруднений). | 1.- Посмотрите ещё раз на слова. - Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н или НН? - Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы. 2.- А сейчас посмотрите на следующую группу слов. - Эти слова нужно запомнить. Как вы думаете, почему? - Что в них особенного? - Как можно назвать эту группу слов? 3. -Посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе на уроке. - Обратите внимание, что в таблице есть слова, о которых мы пока ничего не сказали. - Найдите их и сделайте новое открытие. Почему в этих словах пишется Н? - Выделите в словах таблицы суффиксы и корни. | Презентация, слайд 8. Групповая работа. Презентация, слайд 9. Групповая работа. Презентация, слайд 10. Опорная таблица в «журнале». | Отвечают на вопросы, делают вывод о правиле. Делают вывод о словах-исключениях. Делают вывод о том, что в некоторых словах буква н, входит в состав корня или другого суффикса, делают записи в журнале. | 8 | Анализируя представленные слова, выходят на правила написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. |
Закрепление знаний и способов действий. (Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала на репродуктивном уровне, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция в атмосфере взаимопонимания и успеха). | 1. – Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.
2. Проверьте качество вашей совместной работы, оцените себя. 3. Вернемся к вопросу, который был задан в начале нашего урока. «Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»? | Работа в парах. Презентация, слайд 11. Презентация, слайд 12,13. Презентация, слайд 14. Проблемный вопрос. | Делают записи в «журнале». Проверяют по образцу. Рассуждают о способе образования прилагательного «овсяный» (овес+ -ян-) и фамилии «Овсянникова» (овсянниковсян(ый) + -ник-) | 5 | Принимают участие в парной дискуссии, выходя на правильное написание представленных слов. Принимают участие в групповой дискуссии, выходя на новый практический уровень в понимании важности заявленной темы. |
Контроль и самопроверка знаний (Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, их коррекция). | 1. - Ребята, в ваших «журналах» есть бланк для «цветного диктанта». Слушайте внимательно те слова, которые я буду диктовать, если в слове пишется н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если нн– красным.
2. – Проверьте и оцените себя. | «Цветной диктант». Индивидуальная работа. Презентация, слайд 15. Презентация, слайд 16. | Выполняют записи в «журнале». Проверяют по образцу. | 4 | Делают вывод о собственном уровне усвоения темы. |
Подведение итогов занятия (Дать анализ и оценку успешности достижения). | 1.Похвалить детей за общую работу, выразить благодарность, оценить продуктивность. 2.Ребята, с помощью бланка «Рефлексия» и цветных карточек оцените, как вам работалось на уроке, был ли урок полезным, интересным для вас.(«Зеленый цвет» означает «мне было комфортно работать», «я понял изучаемый материал полностью», «синий цвет» - «мне что-то мешало, я отвлекался», «при изучении темы возникли трудности, остались непонятные моменты», «красный цвет» - «я устал, было неинтересно»,«я почти не понял изучаемую тему»). 3. Порой даже в обыденном можно увидеть что-то удивительное и сделать маленькое открытие. Ребята, я желаю вам, чтоб вы не останавливались на достигнутых результатах, пусть ваше трудолюбие и терпение в учении принесет вам множество новых успехов и находок. Помните слова французского писателя Анатоля Франса: «Любознательность создает ученых и поэтов». | Оценки за урок по системе накопления. Презентация, слайд 17. Рефлексия Презентация, слайд 18. Презентация, слайд 19. Презентация, слайд 20 | Подсчитывают баллы, выводят собственную оценку. Сигнализируют цветовыми карточками | 3 | Демонстрируют субъективное отношение к материалу урока и степень удовлетворённости уроком. |
Предварительный просмотр:
Журнал исследователя – языковеда
Фамилия, имя ______________________________________________
Дата _______________________________________________________
Тема исследования____________________________________________
Проблемный вопрос - «Почему хлопья – овсяНые, а учитель – ОвсяННикова»?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
1. Определите способ образования следующих прилагательных:
Лебединый - _____________________________________________________
Кожаный - _______________________________________________________
Глиняный - _____________________________________________________
Традиционный - _________________________________________________
Клюквенный - __________________________________________________
Каменный - _____________________________________________________
Осенний - ________________________________________________________
Старинный - ______________________________________________________
Опорная таблица
Н | НН |
от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый, (но с приставкой – безветреННый) |
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый стариННый |
- Попарно обсудите и вставьте на месте пропусков буквы н или нн, пользуясь опорной таблицей.
|
|
Итоговый балл ____________________________________
3. «Цветной диктант»
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Итоговый балл за «цветной диктант»____________________________
Оценка за урок_________________________________________________
3. Рефлексия
Попробуй сделать открытие самостоятельно!
Выполни на выбор одно из заданий-открытий: придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.
«Любознательность создает ученых и поэтов»
Анатоль Франс
Успехов! Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык" М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"
Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...
Урок русского языка в 6-м классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
На этом уроке учащиеся знакомятся с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-), отрабатывают навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, попо...
Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" - урок с применением ИКТ технологий....
Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Конспект классического урока по русскому языку по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»...