открытый урок по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок является метапредметным,  рассматриваются понятия "Схема" и "Рисунок" Схема помогает учащимся на уроке самостоятельно познакомиться с темой, увидеть тему "Имя числительное" в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме : Имя числительное как часть речи.

Цель: 

Образовательные цели:

 сформировать понятие об имени числительном; способствовать осмыслению семантики данной части речи; развивать умение «видеть» числительные разных разрядов в тексте;

Развивающие:  развивать творческую, речевую, мыслительную активность; совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация, ) и общеучебные умения и навыки; показать взаимодействие разных наук, дать целостное представление об окружающем мире;

Воспитательные: прививать любовь к языку, умение работать сообща, преодолевать

неуверенность.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебники   русского языка для 6 класса под редакцией Баранова

Оборудование: рисунок, схема,карточки с текстами;  учебник   русского языка для 6 класса под редакцией Баранова .

На доске «Имя числительное как часть речи».

Ход урока.

1.Объявление темы и  цели урока.

 Ребята , кто готов к работе, хлопните в ладоши.

Работа над понятием « рисунок».      

Обратимся к листу первому. Перед вами рисунок.

-А  что такое рисунок?  Нарисованное изображение, воспроизведение чего-либо.

-   Какую информацию дает рисунок? (образ какого- то предмета)

 -Какие действия можно совершить с рисунком?  (Нарисовать , раскрасить, дорисовать)

-Давайте дорисуем его,  видите,  у нашего Чуда-Юда не хватает голов.  

-Сколько голов нарисовали?

-Ребята, а словами какой части речи вы воспользовались, чтобы назвать количество голов?

 (числительное)

 Итак, наша тема «Имя числительное». Какого результата вы ждете к концу урока?

Да. Мы с вами должны познакомиться с числительными как частью речи и научиться их отличать от других частей речи.

2. A) Знакомство с новым материалом.  До сих пор вы встречались с цифрами на уроках математики, но чтобы их назвать нужно воспользоваться словами. А каждое слово у нас в языке имеет свою семью. Числительное – молодая часть речи, но очень важная. В нашей речи мы часто к ней обращаемся за помощью. Вспомним народную мудрость.

О человеке, который часто меняет свои решения, говорят:   семь пятниц на неделе.

Провинившийся человек, совершая очередной проступок, думает : семь бед- один ответ.

Если в компании один человек задерживается и заставляет себя ждать, можно услышать: семеро одного не ждут.

Хорошо знать – как свои пять пальцев

Близко – в двух шагах

Не выходить из дому - сидеть в четырех стенах

Оказаться между двумя спорящими – меж двух огней

Очень похожие – как две капли воды

Невезучий человек – двадцать два несчастья

Неудачное начало – первый блин комом.

Б)Откроем лист второй.

Перед нами схема.

-Ребята, что такое схема?

 Схема – слово многозначное.

 1 чертеж, изображающий устройство, взаимоотношения частей чего-либо.

  1. Изложение, описание, изображение чего-либо в главных чертах.

чем отличается схема от рисунка? (показывает взаимоотношение)

 Что мы можем узнать из данной схемы?

 Как видите, схема не закончена. Я прошу вас закончить её .  

Для этого откроем учебники и поработаем с параграфом.

   3. Закрепление новых знаний.

             А.Используя схему, расскажите об имени числительном.

             Б.Работа с текстом. Чтение текста. Выделение в нем числительных.

Определить какие числительные в нем представлены.

Обратим внимание на слово тройка. Прошу вас определить часть речи. Морфологический разбор слова.

  В. Работа в парах. упр 346. Три минуты – работаем над упр. Самостоятельно.

Три минуты – обсуждаем с соседом.

5 минут – выполняем упр. в тетрадях.

4.Подведение итогов. Ребята , подведем итоги. В начале урока мы поставили перед собой цель познакомиться с именем числительным и научиться отличать его от других частей речи. Пусть каждый подумает, достиг ли он этой цели. Если да, то благодаря чему, если нет – что помешало?

Оценки.

Д/З подготовить рассказ об имени числительном на основе схемы.

      ИЛИ рассказ о себе и своей семье с использованием имен числительных.

.

  1. Рефлексия. Ребята , а  теперь вернемся к началу. Возьмите лист первый , раскрасьте его в зеленый свет, если вам было комфортно на уроке, красный – если тревожно, желтый – если вам понравилось на уроке. Спасибо. До свидания.

                                     Схема.

простые             сложные             составные

         

                                                                                     

Имя числительное.                        

Количественное        порядковое

(                        )                               (порядок предметов по счету)

(                      ?)        (какой (по счету)?)

1.Целые числа    (два, сто, двести пятьдесят)

2.                            (        )

3. собирательные числительные  (двое, пятеро)

Работа с текстом.

1.Прочитайте текст.

2.Найдите в тексте числительные, пользуясь схемой, определите разряд  числительного.  

3. тройка- морфологический разбор.

        Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

       Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять. На полях показались цветы.

       Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

        Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы.  Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Открытый урок русского языка в 6 классе "Имя числительное"

На уроке использован краеведческий материал....

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе « Имя числительное как часть речи »

Этот урок проводится на первых порах изучения темы "Имя числительное".  Урок носил образовательный и воспитательный характер. Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям....

[Открытые уроки] Закон Ома. Числительные. Дробные числа

[Открытые уроки] Закон Ома. Числительные. Дробные числа...

Материалы открытого урока на тему: «Числительные в нашей жизни», проведённого в 3 классе по учебнику М.З. Биболетовой

   Цель: Создание условий для организации речемыслительной деятельности учащихся, направленной на формирование универсальных учебных действий.Задачи: Учебные:Развитие лексических...

Открытый урок "Использование имени числительного в речи".

Цели: Познакомить обучающихся с приёмом «инсерт» как одного из элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ)Помочь обучающимся приобрести практический опыт использования приёма «инсерт» н...

Открытый урок Разряды количественных числительных (6 класс)

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Разряды количественных числительных"Презентация к уроку....