Программа по русскому языку (региональный компонент) для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
При изучении русского языка мы включаем материал регионального компонента, мне захотелось выделить этот материал отдельной программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по русскому языку (региональный компонент)
для 5 класса по учебнику В.В.Бабайцевой.
Составила: учитель МБОУ «Вешенская СОШ»
Пустовалова М.Г.
Пояснительная записка
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет имеет первостепенное значение и в развитии мышления и воспитания учащихся.
В программу включен региональный компонент как элемент, повышающий интерес к истории и культуре донского казачества, воспитывающий поколение нынешнее активным, причастным к истории родного края, страны.
Цель регионального компонента - обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам менталитета жителей донского края, развитие читательской культуры.
Выполнению целей будет способствовать реализация следующих задач:
- познакомить учащихся с биографиями авторов используемых произведений;
- ввести учащихся в мир художественных образов, картин, меткого языка литературы Дона;
- развивать образное мышление, устную и письменную речь;
- научить выделять специфику донского фольклора;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Способом реализации поставленной цели и задач являются - использование на уроках русского языка для лингвистического анализа отрывков из произведений ростовских авторов:
- М.А.Шолохов «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Наука ненависти», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», выступления писателя на съездах и конференциях.
- А.П.Чехов. Рассказы «Толстый и тонкий», «Анна на шее», «Злоумышленник» и другие.
- П.Аматуни «Чао».
- П.Лебеденко «Навстречу ветрам»
- Стихи местных авторов (Муховикова и др.)
- Стихи русских поэтов о Доне
- Фольклор Дона (загадки, пословицы, поговорки)
• содержание курса обусловлено нацеленностью на достижение метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической языковедческой, культуроведческой компетенций.
Раздел | Темы уроков | Региональный компонент. Материал к уроку |
I. Введение | 1. Свободное владение родным языком - признак культуры человека | Высказывания М.А.Шолохова о родном крае. А.П.Чехов о человеке |
2. Урок развития речи. Устная и письменная речь | М.А.Шолохов «Нахалёнок(отрывок) | |
II. Вводный курс. Орфография. | 3. Правописание безударных гласных в корне (повторительно- обобщающий урок) | Отрывки из «Донских рассказов» М.А.Шолохова |
4. Правописание гласных и, а, у после шипящих (повторительно- обобщающий урок). Составление таблиц | Сказки Тихого Дона | |
III. Морфология и орфография | 5. Самостоятельные и служебные части речи | Стихи местных поэтов |
6. Глагол. Правописание - тся и - ться | М.А.Шолохов «Судьба человека» (отрывок) | |
7. Спряжение глагола (повторительно- обобщающий урок) | Выборочное списывание из текста М.А.Шолохова «Судьба человека» | |
IV. Синтаксис и пунктуация | 8. Урок развития речи. Что такое текст? | М.А.Шолохов «Жеребенок» |
9-10 Для чего нужен план? Подробное изложение | М.А.Шолохов «Жеребенок» (отрывок) | |
11-12 Развитие речи. Что значит писать и говорить на тему? Обучение выборочному изложению | П.Аматуни «Чао» (отрывок) | |
13-14 Развитие речи. Основная мысль текста. Обучение изложению (обучающий урок) | Устный пересказ рассказа А.П.Чехова | |
15-16 Урок развития речи. Как связать предложения в тексте? | Восстановить текст М.А.Шолохова «Нахаленок» |
Сочинение по данному началу. | ||
V. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 17. Учитесь выразительно читать | Стихи местных поэтов |
VI. Морфемика. Орфография | 18. Развитие речи. Функциональные стили речи. Разговорный стиль | М.А.Шолохов «Донские рассказы» |
19-20 Развитие речи. Художественный стиль. Метафора как средство выразительности. Сочинение на тему: «Мой любимый герой» | по произведениям М.А.Шолохова | |
VII. Лексика. Фразеология | 21-22 Типы речи. Описание предмета (изложение) | М.А.Шолохов. Отрывок из рассказа «Федотка» |
23. Синонимы. Лексический разбор слова. Стилистические синонимы (урок закрепления знаний) | М.А.Шолохов. Отрывки из «Донских рассказов» | |
24. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления (урок закрепления знаний) | Дети делают выбор сами из произведений М.А.Шолохова | |
VIII. Систематизация и обобщение изученного | 25. Экскурсия в музей. | Материалы музея |
26. Сочинение на тему; «Люди, прославляющие наш край» | ||
27. Урок-игра: «Аукцион пословиц» | фольклор Дона | |
28. Контрольный урок. Комплексный анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический разбор, орфографический и пунктуационный) | Тексты, которые использовались ранее (задания другие) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по русскому языку для учащихся 9 классов "Русская словесность".
Курс рассчитан на более углублённое изучение уже знакомых учащимся тем, что требует необходимости систематизировать весь материал по той или иной теме.Цельданного курса заключается в том, чтобы повыси...
Программа по русскому языку для учащихся 11 классов "Русская словесность".
Программа курса рассчитана на учащихся одиннадцатых классов.Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...

Рабочая программа по русскому языку в 10, 11 классах (региональный компонент)
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в в...

Рабочая программа по русскому языку(региональный компонент) 11 класс
В данном разделе представлена рабочая программа по русскому языку (региональный компонент), рассчитанная на 35 часов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ФГОС. Учитель русского языка и литературы Большакова Л.П.
рабочая программа ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК (региональный компонент)
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих под...