Сложносочиненное предложение.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
В помощь учителям русского языка. В основе урока - использование информационно-коммуникационной технологии (компьютерной технологии) на уроке русского языка в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
binarnyy_urok1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок
Предмет : русский язык, информатика
Класс: 11 класс
Учитель: Цхварадзе Т.В.
Тема: Сложносочинённые предложения (ССП)
Примечание: В основе урока- использование информационно-коммуникационной
технологии(компьютерной технологии)на уроке русского языка в 11 кл.;
-уроки проводятся в мультимедийном кабинете (использование
мультимедийной доски, часть заданий выполняется на компьютерах;
-материал рассчитан на 2 академ. часа (2 урока)
Тема урока
Сложносочинённые предложения
Цели: -усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых
дисциплин;
-отрабатывать навыки работы на компьютере;
-закрепление знаний орфограммы «НЕ с разными частями речи»;
-обобщение знаний по теме: «Сложные предложения»;
-отработка навыков пунктуации в сложных предложениях, части которого
соединены союзной связью. (С использованием электрон. заданий);
-готовиться к ЕГЭ;
-выявить навыки по поиску и оценке информации.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1) Правописание НЕ с разными частями речи. Работа по карточкам (материал распечатан) /Слитно или раздельно?/
(не)скрывая удивления; (не)доумевая; (не)мог встретить; затаить (не)нависть;
(не)годовать от возмущения; (не)деревянный дом; (не)дёшево стоить;
(не)дисциплинированный ученик; река (не)широкая, но холодная; долго (не)домогат;
(не)далёкий, а близкий; (не)шестьдесят; (не)гласный закон; (не)дожжённый костёр;
(не)довыполнить план; (не)достать до полки; проявить (не)доверчивость;писать(не)чем
(не)за кем бежать; наесться (не) досыта; (не)задолго до встречи; настоящая (не)дотрога;
никем (не)замаскированный; (не)запоминающееся лицо; (не)ряшливый вид; проявить
(не)корректность; (не)навидящий; (не)вежество; чувствовать себя (не)ловко;
(не)пришёл никто; (ни)рыба (ни)мясо.
2) Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются сложными?
- Какие типы сложных предложений вы знаете?
- На какие группы делятся союзные предложения (по характеру союзов)?
- Какие предложения называются сложносочинёнными (ССП)?
- Какие предложения называются сложноподчинёнными (СПП)?
- Всё вышесказанное вами о сложном предложении можно представить в виде схемы.
Задание: составить схему в тетради, используя ст. «Учебный словарь» (ЦОР «Сложные
- ЦОР «Сложные предложения» № 27 (в п.3), прокомментировать.*
«Распределите сложные предложения в таблице»
ССП СПП СБИ
- № 28 (в п.4)(«Определить вид СП (ССП, СПП, СБИ)», прокомментировать, в тетрадях
составить схемы.**
II. Работа по теме урока.
1) Работа в тетрадях.
- Запишите предложение (1 чел. у доски)
Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.
(Б.Полевой).
- подчеркните грамматические основы, определите вид сложного союзного предложения,
составьте схему).
(ССП, [- =], но [- =] )
- давайте ещё раз повторим, какие предложения называются сложносочинёнными?
2) –записываем тему урока в тетрадях
Сложносочинённое предложение
1. Части равноправны по смыслу.
2. Соединены сочинительными союзами
а) - давайте вспомним, на какие группы делятся ССП по характеру союза и значению.
Самостоятельная работа – обращение к «Учебному словарю» (ЦОР п.144 (стр.8))
б) – конспектирование статьи по образцу
/Н-р: Виды союзов:
соединительный: и, да, да(и), а(и), тоже, также…/
в) – Напоминаю, что части ССП могут выражать различные значения:
- Одновременность действий;
- последовательность действий;
- причинно-следственные связи;
- противопоставление;
- чередование событий.
/запись на доске и в тетрадях/
- Проверьте себя, насколько хорошо вы знаете эту тему:
Работа с компьютером: электрон. задание № 168 в п.5 (стр.9) (самопроверка). *
г) – Объяснительный диктант (В ССП обозначить грамматические основы и объяснить
постановку знаков препинания). Какими союзами связаны части ССП?
Охарактеризовать смысловые отношения между частями ССП.
-Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и отпустили.
-Ему стало жарко, и он распахнул полушубок.
-Все мои друзья учились, я также поступил в колледж.
-Буран стих, зато установился сильный мороз.
-Пусть перебираются в деревню, или я переберусь отсюда.
- С какими видами орфограмм в словах работали?
- Найдите слова, соответствующие схеме:
приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание
- В 5-м предложении укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Прокомментируйте свой выбор.
д) Между частями СПП перед соединительными, противительными, разделительными,
присоединительными союзами ставится запятая. Но есть такие ССП, где запятая
перед союзом И не ставится.
- запись в тетрадях.
Запятая не ставится /на доске/
Общ. вт.чл.
1) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.
[ -.-. = - и - =]
(если простые предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член).
Общ.придат.пред.
2)( Пока он рассматривал всё убранство), отворилась боковая дверь и вошла та же
самая ключница.
( - = ), [ = - и - =] (есть общее придаточное предложение).
Ввод.сл.
3) По словам лесника, реки обмелели и вся рыба вывелась
[ + + + + , - = и - =]
(есть общее в.в. слово или др. вводная конструкция)
4) Закрепление темы. (Работа на компьютере. Электрон. задан. №136, 137, 138 стр7).
III Обобщение и закрепление пройденного
а) Какую тему рассматривали на уроке? и т.п.
б) Работа на компьютере. Выполнение заданий п.271 (9 вопросов). *271
-«Какой союз можно вставить на месте пропуска?» (стр.14)
- п.203 (5 вопросов) стр11 «Знаки препинания в ССП» *203
- п.248, 249 (стр.13) «Отличие простых предложений с однородными членами иССП»
IV Домашнее задание
1. ЦОР «Сложные предложения», стр.13 п. 250,251
2. Подобрать примеры (из художеств. текстов) ССП с различными видами сочинительных
союзов.
3.*Сборник заданий: п. 589, 590, 620-624.
4. Подготовить сообщение на тему «Сложноподчинённое предложение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...
Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"
Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"
Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....
Тесты по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....
Урок погружения в содержание изучаемого материала по теме "Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненного предложения"
Сложносочиненное предложение. Виды сложносочиненного предложения...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...