Урок русского языка в 7 классе по теме: "Правописание НЕ с причастием"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Правописание НЕ с причастием
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: повторить написание НЕ с прилагательными,существительными, глаголами; познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастием; формировать навыки написания частицы и приставки НЕ в причастии.
Задачи :
Образовательная Обобщить знания учащихся о правописании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами.
Развивающая Совершенствовать монологическую речь, умение участвовать в диалоге, развивать логическое мышление, расширять словарный запас.
Воспитывающая Воспитывать коммуникативность учащихся.
Ход урока.
1. Объявление целей урока.(Слайды 1,2,3)
2. Повторение написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами.
А) Словарная диктовка.
Не терпит неправды; не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; говорил не правду, а ложь; невысокий дом; ненастная погода; испытывать неприязнь; книга ничуть не интересная.
Б) Выявление сходных условий написания НЕ с данными словами.
- Какие общие условия написания слитного написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами вы заметили?
- Какие условия раздельного написания обнаружили у существительных, прилагательных?
3. Синтаксическая пятиминутка.(Слайд 4
Я (не)поверю, что есть на земле скучные места. Красив наш край! Пр..буждают вообр..жение (не)объятные просторы не тронутых плугом ковыльных степей. Родная степь нельзя (не)любить твои необозримые пр..сторы.
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить пропущенные запятые.
( При выполнении работы находим причастия, обращаем внимание на написание НЕ с причастием. Выделяем причастный оборот, одиночное причастие.) (Слайд № 6)
4.Чтение теоретической статьи, посвящённой этому правилу. (Слайд № 7)
- Назовите условия слитного написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )
- Назовите условия раздельног написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )
- Что общего в написании НЕ с причастием и другими частями речи? (Слитно пишется, если не употребляется без НЕ. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А).
- В чём заключается особенность данного правила? (Краткая форма влияет на раздельное написание НЕ с причастием)
-Объясните написание НЕ с причастиями в записанном нами тексте.
5. Работа над выполнением заданий теста. (Слайд № 9 )
А) Объясните написание НЕ с причастием.
Объясните написание НЕ с причастием
- Трава НЕ скошена
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
2. Ничем НЕ нарушаемая тишина
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
3. Нескошенный луг
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
4. НЕ сжатая вовремя рожь
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
Б) Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно. (Слайд № 10 )
Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно.
- (Не)прочитанная мною книга лежала на столе.
- Нельзя давать (не)продуманный ответ.
- (Не)наделенный даром доброты никогда не поймет другого.
- Горы, (не)освещенные солнцем, казались мрачными.
6.Чтобы не ошибиться в выборе слитного и раздельного написания, возможно использование алгоритма.
Учащимся предлагаются «слепые» алгоритмы, в которых пропущены некоторые пункты. Их необходимо восстановить, проработав ещё раз правило. (Слайд № 11)Затем учащиеся сравнивают с образцом.
Учащимся предлагается алгоритм. (Слайд № 12)
7.Закрепление изученного.
1) Индивидуальная работа (работа по карточкам). (Сильный уровень)
Варианты карточек.
А.Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.
(Не)повторимая красота; (не)нарушаемая звуками; (не)вспаханные, а освободишиеся от снега поля; (не)поражённая сорняками земля; урожай (не)убран; (не)прекращающиеся дожди.
В.Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.
(Не)имеющее границ пространство; ничем (не)нарушаемая тишина; трава (не)скошена; (не)погашенный костёр; (не)вспаханное поле; (не)согретая солнцем земля.
Найдите причастные обороты, составьте с ними предложения и запишите их.
2) Выполнение упражнения учебника выполняется коллективно. (Слабый уровень)
8.Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд № 13)
Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я узнал(а), что слитно с НЕ пишутся причастия, не ……………...без НЕ- .
Слитно с НЕ пишутся полные причастия, не.…………………… .
Домашнее задание. (На выбор). 1. Упражнение учебника.
2. Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ.
Примеры карточки.
Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания
Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
Продолжите текст, дописав 2-3 предложения, используя причастия и причастные обороты.
Ход урока.
1. Объявление целей урока.(Слайды 1,2,3)
2. Повторение написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами.
А) Словарная диктовка.
Не терпит неправды; не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река; говорил не правду, а ложь; невысокий дом; ненастная погода; испытывать неприязнь; книга ничуть не интересная.
Б) Выявление сходных условий написания НЕ с данными словами.
- Какие общие условия написания слитного написания НЕ с прилагательными, существительными, глаголами вы заметили?
- Какие условия раздельного написания обнаружили у существительных, прилагательных?
3. Синтаксическая пятиминутка.(Слайд 4
Я (не)поверю, что есть на земле скучные места. Красив наш край! Пр..буждают вообр..жение (не)объятные просторы не тронутых плугом ковыльных степей. Родная степь нельзя (не)любить твои необозримые пр..сторы.
Списать, вставить пропущенные буквы, расставить пропущенные запятые.
( При выполнении работы находим причастия, обращаем внимание на написание НЕ с причастием. Выделяем причастный оборот, одиночное причастие.) (Слайд № 6)
4.Чтение теоретической статьи, посвящённой этому правилу. (Слайд № 7)
- Назовите условия слитного написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )
- Назовите условия раздельног написания НЕ с причастием. (Слайд № 8 )
- Что общего в написании НЕ с причастием и другими частями речи? (Слитно пишется, если не употребляется без НЕ. Раздельно, если есть противопоставление с союзом А).
- В чём заключается особенность данного правила? (Краткая форма влияет на раздельное написание НЕ с причастием)
-Объясните написание НЕ с причастиями в записанном нами тексте.
5. Работа над выполнением заданий теста. (Слайд № 9 )
А) Объясните написание НЕ с причастием.
Объясните написание НЕ с причастием
- Трава НЕ скошена
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
2. Ничем НЕ нарушаемая тишина
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
3. Нескошенный луг
А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ;
Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов
4. НЕ сжатая вовремя рожь
А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово;
Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие.
Б) Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно. (Слайд № 10 )
Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно.
- (Не)прочитанная мною книга лежала на столе.
- Нельзя давать (не)продуманный ответ.
- (Не)наделенный даром доброты никогда не поймет другого.
- Горы, (не)освещенные солнцем, казались мрачными.
6.Чтобы не ошибиться в выборе слитного и раздельного написания, возможно использование алгоритма.
Учащимся предлагаются «слепые» алгоритмы, в которых пропущены некоторые пункты. Их необходимо восстановить, проработав ещё раз правило. (Слайд № 11)Затем учащиеся сравнивают с образцом.
Учащимся предлагается алгоритм. (Слайд № 12)
7.Закрепление изученного.
1) Индивидуальная работа (работа по карточкам). (Сильный уровень)
Варианты карточек.
А.Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.
(Не)повторимая красота; (не)нарушаемая звуками; (не)вспаханные, а освободишиеся от снега поля; (не)поражённая сорняками земля; урожай (не)убран; (не)прекращающиеся дожди.
В.Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания НЕ с причастием.
(Не)имеющее границ пространство; ничем (не)нарушаемая тишина; трава (не)скошена; (не)погашенный костёр; (не)вспаханное поле; (не)согретая солнцем земля.
Найдите причастные обороты, составьте с ними предложения и запишите их.
2) Выполнение упражнения учебника выполняется коллективно. (Слабый уровень)
8.Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд № 13)
Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я узнал(а), что слитно с НЕ пишутся причастия, не ……………...без НЕ- .
Слитно с НЕ пишутся полные причастия, не.…………………… .
Домашнее задание. (На выбор). 1. Упражнение учебника.
2. Карточки. Продолжить текст, используя причастия с НЕ.
Примеры карточки.
Спишите, раскрывая скобки, объясняя условия написания
Солнце (не)видимое уже за г..ризонтом освещает кусоч..к неба. Вот в небе заг..релись бл..стящие звёздочки. Их (не)унывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!
Продолжите текст, дописав 2-3 предложения, используя причастия и причастные обороты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_prichastiem.pptx | 725.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Знать : условия слитного и раздельного написания НЕ с причастием. Уметь: применять правило на практике, различать приставку НЕ- и частицу НЕ.
Условные обозначения: - правило для заучивания - решение теста - вопрос для обдумывания
Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания. Я (не) поверю, что есть на земле скучные места! Красив наш край! Пр… буждают вообр .. жение (не) объятные просторы НЕ тронутых плугом ковыльных степей. Родная степь нельзя (не) любить твои необозримые просторы. Найдите и подчеркните как члены предложения причастный оборот и одиночное причастие.
Я не поверю, что есть на земле скучные места! Красив наш край! Пр о буждают вообр а жение н ео бъятные просторы НЕ тронутых плугом ковыльных степей. Родная степь , нельзя н е любить твои необозримые просторы.
НЕ Т РОНУТЫЕ ПЛУГОМ СТЕПИ Н ЕО БОЗРИМЫЕ ПРОСТОРЫ ?
Не слитно? Не раздельно? НЕ НЕ НЕ НЕ
Пишется слитно Причастие без НЕ не употребляется: недоумевающий. Полное причастие без зависимых слов и противопоставления с союзом А : неубранные поля. Пишется раздельно Краткое причастие: поля не убраны. Полное причастие при наличии зависимых слов: еще не убранные поля. Полное причастие при наличии противопоставления с союзом А : не написанный, а напечатанный текст.
Объясните написание НЕ с причастием Трава НЕ скошена А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие. 2. Ничем НЕ нарушаемая тишина А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие. 3. Нескошенный луг А) пишется слитно, так как причастие не употребляется без НЕ; Б) пишется слитно, так как это полное причастие без противопоставления и зависимых слов 4. НЕ сжатая вовремя рожь А) пишется раздельно, так как есть зависимое слово; Б) пишется раздельно, так как это краткое причастие .
Найдите предложение, где есть одиночное причастие, пишущееся с НЕ слитно. (Не)прочитанная мною книга лежала на столе. Нельзя давать (не)продуманный ответ. (Не)наделенный даром доброты никогда не поймет другого. Горы, (не)освещенные солнцем, казались мрачными.
Правописание НЕ с причастием 1 …………………………………………………………………. ? НЕТ ДА Пиши СЛИТНО НЕДОУМЕВАЮЩИЙ 2. Это краткое причастие ? да Пиши …………….. Поле НЕ распахано НЕТ 3. Есть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А ? ДА Пиши ………………….. НЕТ 4……………………………….. ? ДА Пиши раздельно НЕТ Пиши …. ……….
Правописание НЕ с причастием 1. Употребляется причастие без НЕ ? НЕТ ДА Пиши СЛИТНО НЕДОУМЕВАЮЩИЙ 2. Это краткое причастие ? да Пиши РАЗДЕЛЬНО Поле НЕ распахано НЕТ 3. Есть ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ с союзом А ? ДА Пиши РАЗДЕЛЬНО НЕТ 4. Есть зависимые слова ? ДА Пиши раздельно НЕТ Пиши СЛИТНО
Продолжите высказывания: Сегодня на уроке я узнал(а), что слитно с НЕ пишутся причастия, не ……………...без НЕ- . Слитно с НЕ пишутся полные причастия, не.…………………… .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Презентация к уроку по русскому языку 5 класс на тему: "Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных".
Правописание О - Е после шипящих и ц в окончаниях существительных....
Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".
Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....