урок развития речи в пятом классе (в рамках регионального компонента)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Данный урок разработан мною в рамках регионального компонента. Урок развития речи по теме: "Описание предмета". Данная тема занимает важное место в подготовке учащихся в написании сочинений, в анализе текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Урок развития речи в 5 классе.

Учитель МБОУ «Вешенская СОШ»: Пустовалова Майя Геннадьевна

Тема: Типы речи. Описание.

Тип: Подробное изложение.

Цель: 1. Вспомнить особенности стилей, типов речи (изученных в 5 классе), композицию       текстов, построенных на описании предмета.

2. Учить анализу текста, его подробному изложению, сохраняя структуру, особенности.  

3. Учить грамотно, красиво, последовательно излагать свои мысли, отрабатывать умение использовать известные средства языка при передаче содержания.

  Материал для урока.

 1. Никитина Е.Н. «Русская речь» 5 класс.

 2. Текст М.А.Шолохова из рассказа  «Федотка» (отрывок).

 3. Иллюстрация из книги  или (если будет возможность) отрывок из фильма «Поднятая целина» (Давыдов в школе).

 4. Толковый словарь русского языка Ожегова.

 5. Орфографический словарь

 Орфомление доски.

1-я доска                       2-я доска           3-я доска

Толкование слов         Дата                   Словарная работа.

                          Тема:

                          План.

 План урока.

 1.Орг.  Цели и задачи урока.

 2.Подготовка к восприятию.

 3.Чтение  текста.

 4.Работа с текстом:  

      а) тема и идея:

      б.) словарная работа;

      в.) иллюстрация или просмотр;

      г.) определение стиля, типа (доказать);

      д.) строение текста;

      е.) составление плана;

      ж) средства выразительности;                                                                                                                                          з) орфографическая и пунктуационная работа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      5. Повторное чтение вслух.

 6. Работа с черновиком.

 7. Работа в тетради для контрольных работ.

     Ход урока.

  1. Орг. момент.

Задачи урока: ребята, сегодня мы пишем изложение по тексту М.А.Шолохова  (отрывок из рассказа  «Федотка»,)Текст лежит перед вами.

Ваша задача – сосредоточится, вспомнить всё, что мы с вами учили и использовать данные знания именно на практике. Работа для нас не новая.

Речевая задача – сегодня  мы пишем подробное изложение, а значит, нужно постараться сохранить  стиль данного текста, как можно подробнее передать содержание с помощью тех средств языка, которые используются автором, не нарушив последовательности и не исказив главной мысли.

  2. Подготовка  к восприятию.

Вернёмся к отрывку. Он взят из рассказа «Федотка» Вы летом читали этот рассказ

- Кто автор и из какой книги он взят?

- Когда она написана?

- Какое время изображается автором?

Действительно, часто свидетелями и участниками исторических событий становятся  не только взрослые, но и дети. Таким был и Федотка, герой этого рассказа. Мальчишки вообще очень изобретательны. После войны они часто копаются там, где шли бои и находят оружие. К сожалению, это очень опасно. Взрослые люди, знающие об опасности оружия, несут ответственность за происходящее.Поэтому председатель колхоза Давыдов, пришедший в школу, чтобы определить помощь в ремонте здания, был шокирован тем, что увидел. Шолохов же постарался передать нам комичность данной ситуации. На уроке мальчишка затеял перестрелку с проверяющим (через трубочку), но потом достал из-под парты настоящую гранату и пригрозил ею председателю. Естественно, тот испугался, что в любой момент мог произойти взрыв. Перед ним встала задача – завоевать доверие мальчугана и разоружить его побыстрей, а потом выяснить, где тот достал «лимонку». Он даже вспотел от волнения. (Смотрим отрывок)

3.Чтение текста учителем. Дети следят.

Цель: послушать текст и определить главную мысль.

4.Работа с текстом.

Все ли вам понятно? Определяем и формулируем главную мысль.

Как вы понимаете слова:

Перочинный             отвертка        искоса

Перламутровые         штопор          тускло сияли

Давнишний                пластинки(боковые)

Зачарованные            изредка взглядывая

Попутно идет орфографическая работа.

Тема- описание перочинного ножа.

Мысль- показать особенности этого предмета, его неповторимость.

   5.     Средства изображения.                                                                                                                     1. Какие  глаголы и в какой последовательности использованы автором:

( хотел достать, нащупал, осенило, вытащил, вытер, стал вертеть, разглядывал, посматривал – создан эффект киноплёнки)

2. Какие ещё средства выразительности  встретились?

( эпитеты – носовой (платок), давнишний (подарок) обильный (пот),  подчёркнутое(внимание) и т.д. переход на следующую часть:

Метафоры – « открывал все богатства»;

                      «восторгу не было конца»;

Скрытое сравнение – « не просто нож, а чистое сокровище!»

3. Обратите внимание на синтаксис.

Сложные предложения используются в описании признаков, показывая единство предмета,но имеющего очень много особенностей, чтобы объяснить заинтересованность Федотки.

В последнем абзаце автор усиливает эффект достигнутой цели восклицательными предложениями.                                                                                                                         4.Пунктуация в предложениях.

Объясняем каждый знак препинания.

Нужные правила объясняю и записываем в черновик (н-р. Двоеточие в БСП, тире в неполном, занятые в деепр. обороте).

5.Проводим доп. слов. работу ( объясняем орфографию)

Как будто - союз

Обильный пот, нож (м-р) сточенный (прич),  ничего (мест), равного,  имена собственные и т.д.

6. Повторное чтение вслух.

7.Написание изложения.

        Отрывок  из рассказа «Федотка» М.А.Шолохова.

      Он хотел достать носовой платок и нащупал в кармане перочинный нож – давнишний подарок одного старого друга.

      Давыдова осенило: правой рукой он вытащил нож, рукавом левой - вытер обильный пот на лбу и с таким подчеркнутым вниманием стал вертеть и разглядывать нож, как будто искоса посматривая на Федотку.

      Нож был старенький, сточенный, но зато перламутровые боковые пластинки его тускло сияли на солнце, а кроме двух лезвий, отвертки и штопора, в нем имелись еще и великолепные маленькие ножницы. Давыдов последовательно открывал все эти богатства, изредка и коротко взглядывая на Федотку. Тот не сводил с ножа зачарованных глаз.

      Это был не просто нож, а чистое сокровище! Ничего равного по красоте он еще не видел. Но когда Давыдов вырвал из записной книжки чистый листок и тут же, быстро орудуя ножничками, вырезал лошадиную голову,- восторгу федоткиному не было конца!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Разработка урока русского языка в 6 классе с применением регионального компонента по теме: "Имя числительное"

Данный материал разработан для нашей школы, но стоит только изменить некоторые данные в таблицах, и урок можно проводить в любой другой школе. Вносите свои данные и пользуйтесь....

Урок-путешествие по достопримечательностям Челябинской области в рамках регионального компонента

Урок построен в виде виртуальной экскурсии по достопримечательностям Челябинской области. На данном уроке рассматривается одна из достопримечательностей Саткинского района - мировой памятник индустрии...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 9 классе. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)

Основной целью урока является подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения - рассуждения. Школьники учатся анализировать текст и отбирать необходимый материал, формируют умения находить ...

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...