Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 9 классе "Арифметическая и геометричексая прогрессии"
план-конспект урока (алгебра, 9 класс) по теме
Урок предполагает ситематизацию и обобщениезаний учащихся по темам "Арифметическая прогрессия " и "Геометрическая прогрессия" в 9-ом классе (учебник Макарычев Ю.Н.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_i_sistematizatsii_znaniy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний
по теме:
«Арифметическая и
геометрическая
прогрессии»
9 класс
Учитель :
Кляпцова Л.А.
МБОУ ООШ № 81
г. Краснодар
Тема урока.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Цель урока.
Обобщение изученного материала по теме, формирование умений применять формулы к решению практических задач.
Развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся.
На доске написан девиз урока:
« Дорогу осилит идущий,
математику –мыслящий» ,
и план урока.
1. Разминка.
1) Блиц- турнир
2) «Ты мне- я тебе»
2. Из истории математики.
3. Угадай слова.
Ход урока.
Весь класс делится на 2 команды « Арифметическая прогрессия» и
« Геометрическая прогрессия», рассаживаются за два ряда.
1. Разминка
1) Блиц турнир.
Учитель задает вопросы каждой команде 1 минуту. Выигрывает та команда, кто быстрее дает больше правильных ответов.
2) «Ты- мне, я –тебе».
Каждая команда записывает на листах формулы по теме « Арифметическая прогрессия»(одна команда), «Геометрическая прогрессия» (другая команда) и спрашивают друг у друга «Какая это формула?», « Что находят по этой формуле», и т.д.
Вопросы блиц – турнира.
1. Дать определение арифметической прогрессии.
2. Что называют знаменателем геометрической прогрессии?
3. Число d в арифметической прогрессии.
4. Назовите следующие три члена геометрической прогрессии 1:49,1:7,…,…,… .
5.Является ли последовательность натуральных чисел прогрессией? Какой?
6. Первый из двух стоящих рядом членов последовательности.
7. 12-ый член арифметической прогрессии выражается формулой… .
8. Геометрическая прогрессия называется бесконечно убывающей при условии….
9. Какая задана прогрессия 8;4;0;-4
1.Дать определение геометрической прогрессии.
2. Какое число называют разностью арифметической прогрессии?
3. Число g в геометрической прогрессии.
4. Назовите следующие при члена арифметической прогрессии 12;7;2;…;…;… .
5. Является ли последовательность нечетных чисел прогрессией? Какой?
6. Разность последовательно одинаковых чисел.
7. 9-тый член геометрической прогрессии выражается формулой…
8. Если в геометрической прогрессии модуль знаменателя 1,то она называется…
9. Числовая последовательность 81;9;1;… . Называется..
2. Из истории развития математики.
Доклады двух учеников:
1) О развитии шахмат(о геометрической прогрессии),
2) о Гауссе( об арифметической прогрессии).
3. « Угадай слово».
На доске записаны задания для 2 команд. Ответы (числа) зашифрованы буквами. Через 10 минут по очереди к доске выходят все члены команд и выбирают ответы. С обратной стороны записаны слоги.
1) Последовательность (ап)- арифметическая прогрессия. Найти седьмой член прогрессии
5;2;-1;… 7;5;3;….
2) Первый член геометрической прогрессии равен 81(64),а ее знаменатель 1:3(1:2).
Найти пятый член прогрессии.
3) Найти сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии
-125;-25;-5;… -343;-49;-7;…
4) Является ли число 25(28) членом арифметической прогрессии
-10;-3;4;… -7;-2;3;…
Если да, то укажите его номер.
5) Знаменатель геометрической прогрессии равен -2(-3). Сумма ее первых трех членов равна 4,5 (1,4). Найти четвертый член этой прогрессии.
6) Вычислить : 7,5+9,8+12,1….+53,5.
Чья команда решит быстрее все задания? Когда закончат все вычислять карточки переворачивают обратной стороной и на доске составляется выражение
Математика - гимнастика ума.
1 команда
-13 | 1 | -156 1/4 | 6 | -12 | 640,5 |
ма | те | ма | ти | ка | ума |
2 команда
-5 | 4 | -400 1/4 | 8 | -5,4 | 640,5 |
гим | на | с | ти | ка | ума |
Дополнительно.
Конкурс эрудитов.
В старинной арифметике Магницкого нашли следующую забавную задачу.
Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель ,приобретя лошадь , раздумал ее покупать и возвратил продавцу говоря:
- Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит
Тогда продавец предложил другие условия:
-Если по-твоему цена лошади высока, то купи тогда только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6.За первый гвоздь дай мне всего ¼ коп. , за второй ½ коп. , за третий 1 коп. и т.д.
Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая ,что за гвозди придется уплатить не более 10 рублей.
На сколько покупатель проторговался?
5. Итог урока.
Консультант в каждой команде подсчитывал, кто получает плюсы за каждый правильный ответ, и кто больше решил верно примеров.
Progressio-
движение
вперед.
Мы изучили две прогрессии - арифметическую и геометрическую. Вспомним их определения. Надо лишь заменить сложение умножением, или наоборот, и из одной прогрессии получим другую. Мы еще раз убеждаемся в том, что операции сложения и умножения имеют много общего. Родство прогрессий становится еще более заметным, если вспомнить их характеристические свойства:
Любой член арифметической/геометрической прогрессии, начиная со второго, является средним арифметическим/геометрическим предшествующего и последующих членов.
An=(An-1+An+1) :2 Bn=√Bn-1 * Bn +1
Здесь тоже достаточно заменить сложение умножением, а деление на 2 извлечением корня второй степени, из характеристического свойства арифметической прогрессии получается характеристическое свойство геометрической прогрессии.
Формула n-го члена прогрессии:
An=a1+d(n-1) Bn=b1.gn-1
Зная лишь одну формулу, можно легко, заменяя сложение умножением, а умножение возведением в степень, из формулы для арифметической прогрессии получить формулу для геометрической прогрессии.
Сами по себе прогрессии известны так давно что, конечно, нельзя говорить о том, что кто их открыл.
Это и понятно - ведь уже натуральный ряд 1,2,3,4…..n,…. Есть арифметическая прогрессия с первыми членами равными 1 и разностью, тоже равной 1. Последовательность нечетных чисел - тоже прогрессия с разностью равной 2.
О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, косвенным образом свидетельствует знаменитое предание о создании шахмат.
Индийский царь Шерам призвал к себе изобретателя шахмат (которого звали Сета) и предложил, чтобы он сам выбрал себе награду за создание интересной и мудрой игры.
Царя изумила скромность просьбы, услышанной или от изобретателя : тот попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую - два, за третью - еще в два раза больше, т.е. четыре, за четвертую – еще в два раза больше и т.д.
Эта задача привела внимание Л.Н. Толстого, и он простыми расчетами высчитал:
на 1-ю 1 на 33-ю 4294967296
На 2-ю 2 на 64-ю 92233720368545808
На 3-ю 4
На 4-ю 8
Если 40 000 зерен в одном пуде, то на одной последней клетке вышло 230 584 300 921 369 пудов.
Общее число зерен составит число 184464403709551615.
На связь между прогрессиями первым, по- видимому, обратил внимание великий Архимед (ок. 287- 212 до н.э.). Вы конечно, знаете из физики о законе Архимеда. Обычно в школе говорят об Архимеде как о физике. А он еще был и замечательным математиком, положившим начало многим из тех разделов нашей науки, которые развиты лишь в 18 веке.
С формулой Sn = связан интересный эпизод из жизни немецкого математика К. Гаусса (1777-1855) . Когда ему было 9 лет, учитель, занятый проверкой учеников других классов, задал на уроке следующую задачу :
« посчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 40 включительно: 1+2+3+4+…..+40=..»
Каково же было удивление учителя, когда одни из учеников (это был Гаусс) через минуту воскликнул: « Я уже решил» . Большинство учеников после долгих раздумий получили неверный результат. В тетради Гаусса было только одно число, зато верное.
Вот схема его рассуждений. Сумма чисел в каждой паре равно 41:
1 | 2 | 3 | … | 20 |
… | … | … | … | .. |
40 | 39 | 38 | … | 21 |
41 | 41 | 41 | … | 41 |
Т.к. пар 20, поэтому заданная сумма равна 41.20=820
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 9 класс "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
1) Обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме . 2) отработка умений и навыков применения формул п-го члена прогрессий, суммы п первых членов, свойств членов прогрессий. 3) разв...
Конспект урока по математике в 9 классе «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цели и задачи урока: · Обобщить, расширить и углубить знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач...
Урок алгебры 9 класс по теме "Геометрическая прогрессия. Сумма n- первых членов геометрической прогрессии".
Целями данного урока являются: 1. обобщение и систематизация знаний по теме, контроль теоретического материала, закрепление навыков применения формул при решении задач....
Презентация к уроку алгебра 9 класс "Арифметическая прогрессия"
Подробное изложение материала с заданиями....
Презентация к уроку алгебры в 9 классе "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Презентация к уроку алгебры в 9 классе "Арифметическая и геометрическая прогрессии" (обобщающий урок)...
Контрольная работа по алгебре 9 класс "Арифметическая прогрессия"
Контрольная работа по теме "Арифметическая прогрессия"...