Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение по теме:"Сложноподчинённые предложения с одним придаточным"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Конспект урока и презентацияпо теме: "Сложноподчинённые предложения с одним придаточным"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege..zip | 182.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Курильщикова Наталья Валерьевна –
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Бубчиковская СОШ»
Урок русского языка в 11 классе.
Подготовка к ЕГЭ.
Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным».
2012г.
Урок русского языка в 11 классе.
Тема: Подготовка к ЕГЭ. Обобщение по теме: «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».
Тип урока: комбинированный.
Место урока: 1-й урок в теме «Сложноподчинённое предложение».
Цель: Повторение и обобщение материала по теме «Сложноподчиненные предложения».
Задачи:
а) образовательные:
- повторить ранее изученный материал по теме «Сложноподчиненное предложение»;
- продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.
б) развивающие:
- закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных);
- выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП;
- формировать умения в выполнении заданий ЕГЭ (А10, А25, А26, В6);
- формировать коммуникативные умения (работать в коллективе).
в) воспитывающие:
- способствовать формированию гуманистического мировоззрения, развивать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности за учебный труд, за качество знаний.
Оборудование и материалы: компьютер, интерактивная доска или проектор, раздаточный материал (карточки, памятки, тесты), презентация о СПП, зачетный лист урока.
Ход урока: таблица
Этап урока | Время | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий |
I. Орг. часть | 1 мин. | Приветствует учащихся, мобилизует на активную работу. | Морально настраиваются на активную работу. Записывают в тетрадях дату. | Личностные УУД ( осознанно относятся к уроку). | |||
II. Диагностический этап | 4 мин. | Проверочный тест (повторение темы «ССП» - Приложение 1) | Тестирование. Взаимо-проверка | Фронтальный контроль | Раздаёт тесты, напоминает, чтобы уч-ся занесли результаты в зачётный лист (Приложение 2). Комментирует допущенные ошибки. Заносит полученные оценки в зачётный лист урока (Приложение 5) | Самостоятельно работают с тестами, сверяют с ответами. Анализируют ошибки, результаты заносят в зачётный лист подготовки к ЕГЭ. | Личностные (осознают ответственность за качество знаний); Познавательные (применяют полученные знания); Регулятивные (анализируют уровень знаний, оценивают, корректируют ошибки); Коммуникативные (участвуют в диалогической речи). |
III. Мотивационный этап: а) формулирование темы; б) целеполагание | 4 мин. | На доске написаны 3 предложения, на карточках эти же задания (1 ученик выполняет на доске, остальные – в тетрадях) – Приложение 3. Слайд 1- тема урока | Анализ предложений (задания на повторение орфографии и пунктуации) Беседа по вопросам. | Индивидуальная работа по карточкам и у доски. Фронтальный опрос. Работа с презентацией | После выполнения работы проводит беседу по вопросам: - объяснить орфограммы и пунктограммы; - определить вид предложений, доказать, что это СПП. Вопрос: - Зачем надо изучать СПП? | 1 ученик комментирует задания (объясняет орфограммы и пунктограммы); Остальные выполняют задания по карточке. Отвечают на вопросы, определяют тему урока. Отвечают на вопрос, формулируют цель урока | Познавательные (применяют полученные знания); Регулятивные (выделяют и осознают то, что усвоено и не усвоено, оценивают результаты своей работы); Коммуникативные (формулируют собственное мнение и позицию). |
IV. Основная часть. а) Исследовательский этап. Теория (ч.1) Теория (ч.2) Теория (ч.3) б) диагностический этап. Практика (ч.1) Практика (ч.2) Практика (ч.3) в) Закрепление темы. Этап первичного контроля | 8 мин. 10мин. 6 мин. | Слайд 2 – определение СПП; Слайд 3 – классификация типов СПП. Слайды 4-8 – СПП с придаточным определительным. Слайды 11-16 – СПП с придаточным изъяснительным. Слайды 19-22 – СПП с придаточными обстоятельственными. Слайд 23 – алгоритм рассуждения при определении вида придаточной части СПП Слайд 24 – особенности одного и того же союза в придаточных разного вида. Слайды 9-10 – практическое задание и ответы (СПП с придаточными определительными). Слайды 17-18 (СПП с придаточными изъяснительными). Слайды 26-27 (СПП с придаточными обстоятельственными). § 96, упр. 450 | Беседа Наблюдение, обобщение, составление опорной схемы-конспекта Анализ алгоритма. Обобщение. Наблюдение, обобщение Самост. работа Анализ предложений | Работа с презентацией Фронтальный опрос Фронтальный контроль Индивидуальная работа | Комментирует текст слайдов Слушает ответ уч-ся, комментирует, оценивает, результаты заносит в зачётный лист урока Задаёт вопросы, слушает ответы уч-ся, комментирует. Контролирует выполнение практического задания, комментирует ошибки, оценивает, заносит результаты в зачётный лист урока Контролирует выполнение задания, комментирует объяснение ученика, оценивает, результаты заносит в зачётный лист урока. | Наблюдают, отвечают на вопросы, обобщают. 1-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточным определительным, комментируя слайды 2-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточным изъяснительным. 3-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточными обстоятельственными (опережающее д/з – выбрать материал по теме, используя памятку – Приложение 4); Остальные – составляют опорную схему-конспект. Записывают алгоритм рассуждения. Записывают предложения, выполняют задания, сверяют ответы, оценивают уровень усвоения знаний. Записывают предложения на доске (по очереди), выполняют задания, аргументируют свою позицию. | Личностные (осознанно подходят к подготовке к уроку); Познавательные (работают с информацией, анализируют её); Регулятивные (устанавливают причинно-следственные связи); Коммуникативные (строят монологическое высказывание, умеют слушать выступающего). Личностные (имеют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению); Познавательные (умеют применять знания на практике, используя модели и схемы); Регулятивные (осуществляют самопроверку, анализируют ошибки); Коммуникативные (применяют инициативное сотрудничество, умеют формулировать свои затруднения). |
V. Рефлексия | 2 мин. | Выводы по уроку, итоги | Беседа | Фронтальный опрос | Беседует с учащимися: - чем помог урок? - есть ли вопросы, трудности, на которые надо ещё обратить внимание? | Отвечают на вопросы учителя, анализируют свои успехи/неудачи | Коммуникативные (умеют выражать собственное мнение и позицию, участвуют в диалоге, строят монологическую речь, уважают мнение собеседника). |
VI. Оценки за урок. | 2 мин. | В течение урока анализировались устные ответы, подготовка домашнего задания, выполнение карточки, практической работы. Результаты занесены в зачётный лист. | Выставляет итоговую оценку деятельности уч-ся на уроке, комментируя и обосновывая свой выбор. | ||||
VII. Домашнее задание. | 3 мин. | 1) § 96, упр. 451; 2) выполнить по 3 задания А10, А25 из ЕГЭ; 3) опережающее задание: из уч-ка 9 кл. повторить тему «СПП с разными видами связи», сформулировать основные положения, вопросы по теме. | Записывают домашнее задание |
ЛИТЕРАТУРА
1. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 1999.
2. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
3. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.
4. Петрова Е.В. Тесты по русскому языку. – М.: Экзамен, 2011
5. Демо-версия ЕГЭ – 2012
6. Фон презентации - http://officeimg.vo.msecnd.net/ru-ru/templates/TT001159439.png
Приложение 1
Тест по теме: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Фамилия, имя уч-ся______________________________________________ Дата ___________
1. Укажите среди данных предложений сложносочиненное (знаки препинания не расставлены).
а) Левинсон тряхнул головой и почувствовал противную дрожь в коленях.
б) Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.
в) Облетают с яблонь листья тихо шепчутся с травой.
г) Мест где не ступала бы нога человека теперь уже не найти.
Ответ_________
2. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Подул ветер с заречья и сразу стало свежо.
б) Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.
в) Внизу тихонько заиграла скрипка и кто-то запел.
г) Близок локоть да не укусишь.
Ответ_________
3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую.
а) Я бродил подолгу и видел много примет осени.
б) Белка песенки поет да орешки все грызет.
в) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.
г) Вначале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Ответ_________
4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.
Почти каждый день небо заволакивали тяжелые тучи ( ) и из них косо летел холодный дождь.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
в) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.
г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Ответ_________
5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.
Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
б) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.
в) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Ответ_________
Количество баллов_______ Оценка_____
7
Приложение 2
11 класс
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ
Фамилия, имя уч-ся ______________________________________________________
Часть А
| Примечание | |||||
А1 | ||||||
А2 | ||||||
А3 | ||||||
А4 | ||||||
А5 | ||||||
А6 | ||||||
А7 | ||||||
А8 | ||||||
А9 | ||||||
А10 | ||||||
А11 | ||||||
А12 | ||||||
А13 | ||||||
А14 | ||||||
А15 | ||||||
А16 | ||||||
А17 | ||||||
А18 | ||||||
А19 | ||||||
А20 | ||||||
А21 | ||||||
А22 | ||||||
А23 | ||||||
А24 | ||||||
А25 | ||||||
А26 | ||||||
А27 | ||||||
А28 | ||||||
А29 | ||||||
А30 |
Часть В
Примечание | ||||||
В1 | ||||||
В2 | ||||||
В3 | ||||||
В4 | ||||||
В5 | ||||||
В6 | ||||||
В7 | ||||||
В8 |
Часть С
№ | Название текста, автор | Замечания |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 |
Приложение 3
Фамилия, имя ученика____________________________________________________
Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
1. За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)
2. Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)
3. Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором. (В.К. Арсеньев)
Количество ошибок:
а) орфограммы _______ б) запятые ________
Оценка ______
Приложение 4
ПАМЯТКА
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. На какой вопрос отвечает.
2. К какому слову в главной части относится (часть речи, есть ли указательные слова).
3. При помощи чего присоединяется (союзы, союзные слова – перечислить).
4. Место придаточного по отношению к главному (где может находиться).
Приложение 5
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ УРОКА
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ»
Тест | карточка | Д/З (устно) | Пр. №1 | Пр. №2 | Пр. №3 | Работа у доски | Итог | |
Ученик 1 | ||||||||
Ученик 2 | ||||||||
Ученик 3 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение». 9 класс
Урок проводится в 9 классе в апреле месяце, с целью обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение»1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложно...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".
В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".
Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....
Урок русского языка. Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения". (Учебник Бархударова.)...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...
Презентация Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным»
Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным»...