Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Обобщение по теме:"Сложноподчинённые предложения с одним придаточным"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Курильщикова Наталья Валерьевна

Конспект урока и презентацияпо теме: "Сложноподчинённые предложения с одним придаточным"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podgotovka_k_ege..zip182.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                    Курильщикова Наталья Валерьевна –    

                                                                                                                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                       МКОУ «Бубчиковская СОШ»

Урок русского языка в 11 классе.

Подготовка к ЕГЭ.

Обобщение по теме: «Сложноподчиненные  предложения с одним придаточным».

                       

2012г.

                                                                   

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Обобщение по теме: «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».

Тип урока: комбинированный.

Место урока: 1-й урок в теме «Сложноподчинённое предложение».

Цель: Повторение и обобщение материала по теме «Сложноподчиненные предложения».

Задачи:

а) образовательные:

  1. повторить ранее изученный материал по теме «Сложноподчиненное предложение»;
  2. продолжить работу по подготовке к ЕГЭ.

б) развивающие:

  1. закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных);
  2. выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП;
  3. формировать умения в выполнении заданий ЕГЭ (А10, А25, А26, В6);
  4. формировать коммуникативные умения (работать в коллективе).

в) воспитывающие:

  1. способствовать формированию гуманистического мировоззрения, развивать художественный вкус;
  2. воспитывать чувство ответственности за учебный труд, за качество знаний.

Оборудование и  материалы: компьютер, интерактивная доска  или проектор, раздаточный материал (карточки, памятки, тесты), презентация о СПП, зачетный лист урока.

Ход урока: таблица

Этап урока

Время

           Содержание

   учебного материала

    Методы

 и приёмы

    работы 

     ФОУД

    (формы

организации

    учебной

деятельности)

  Деятельность

      учителя 

      Деятельность

      обучающихся

ФУУД (формирование

универсальных

учебных

действий

I. Орг. часть

1 мин.

Приветствует учащихся, мобилизует на активную работу.

Морально настраиваются на активную работу. Записывают в тетрадях дату.

Личностные УУД

 ( осознанно относятся к уроку).

II. Диагностический этап

4 мин.

Проверочный тест (повторение темы «ССП» - Приложение 1)

Тестирование.

Взаимо-проверка

Фронтальный контроль

Раздаёт тесты, напоминает, чтобы уч-ся занесли результаты в зачётный лист (Приложение 2).

Комментирует допущенные ошибки.

Заносит полученные оценки в зачётный лист урока (Приложение 5)

Самостоятельно работают с тестами, сверяют с ответами.

Анализируют ошибки, результаты заносят в зачётный лист подготовки к ЕГЭ.

Личностные

(осознают ответственность за качество знаний);

Познавательные (применяют полученные знания);

Регулятивные (анализируют уровень знаний, оценивают, корректируют ошибки);

Коммуникативные (участвуют в диалогической речи).

III. Мотивационный этап:

а) формулирование темы;

б) целеполагание

4 мин.

На доске написаны 3 предложения, на карточках эти же задания (1 ученик выполняет на доске, остальные – в тетрадях) – Приложение 3.

Слайд 1- тема урока

Анализ предложений (задания на повторение орфографии и пунктуации)

Беседа по вопросам.

Индивидуальная работа по карточкам и у доски.

Фронтальный опрос.

Работа с презентацией

После выполнения  работы проводит беседу по вопросам:

- объяснить орфограммы и пунктограммы;

- определить вид предложений, доказать, что это СПП.

Вопрос:

- Зачем надо изучать СПП?

1 ученик комментирует задания (объясняет орфограммы и пунктограммы);

Остальные выполняют задания по карточке.

 Отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Отвечают на вопрос, формулируют цель урока

Познавательные (применяют полученные знания);

Регулятивные (выделяют и осознают то, что усвоено и не усвоено, оценивают результаты своей работы); Коммуникативные (формулируют собственное мнение и позицию).

IV. Основная часть.

а) Исследовательский этап.

Теория (ч.1)

Теория (ч.2)

Теория (ч.3)

б)

диагностический этап.

 Практика (ч.1)

Практика (ч.2)

Практика (ч.3)

в) Закрепление темы. Этап первичного контроля

8 мин.

10мин.

6 мин.

Слайд 2 – определение СПП;

Слайд 3 – классификация типов СПП.

Слайды 4-8 – СПП с придаточным определительным.

Слайды 11-16 – СПП с придаточным изъяснительным.

Слайды 19-22 – СПП с придаточными обстоятельственными.

Слайд 23 – алгоритм рассуждения при определении вида придаточной части СПП

Слайд 24 – особенности одного и того же союза в придаточных разного вида.

Слайды  9-10 – практическое задание и ответы (СПП с придаточными определительными).

Слайды 17-18 (СПП с придаточными изъяснительными).

Слайды 26-27 (СПП с придаточными обстоятельственными).

§ 96, упр. 450

Беседа

Наблюдение,

обобщение, составление опорной схемы-конспекта

Анализ алгоритма.

Обобщение.

Наблюдение, обобщение

Самост. работа

Анализ предложений

Работа с презентацией

Фронтальный опрос

Фронтальный контроль

Индивидуальная работа

Комментирует текст слайдов

Слушает ответ уч-ся, комментирует, оценивает, результаты заносит в зачётный лист урока

Задаёт вопросы, слушает ответы уч-ся, комментирует.

Контролирует выполнение практического задания, комментирует ошибки, оценивает, заносит результаты в зачётный лист урока

Контролирует выполнение задания, комментирует объяснение ученика, оценивает, результаты заносит в зачётный лист урока.

Наблюдают, отвечают на вопросы, обобщают.

1-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточным определительным, комментируя слайды

2-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточным изъяснительным.

3-й ученик обобщает сведения о СПП с придаточными обстоятельственными

(опережающее д/з – выбрать материал по теме, используя памятку – Приложение 4);

Остальные – составляют опорную схему-конспект.

Записывают алгоритм рассуждения.

Записывают предложения, выполняют задания, сверяют ответы, оценивают уровень усвоения знаний.

Записывают предложения на доске (по очереди), выполняют задания, аргументируют свою позицию.

Личностные (осознанно подходят к подготовке к уроку);

Познавательные (работают с информацией, анализируют её);

Регулятивные (устанавливают причинно-следственные связи);

Коммуникативные (строят монологическое высказывание, умеют слушать выступающего).

Личностные

(имеют устойчивую учебно-познавательную мотивацию к учению);

Познавательные (умеют применять знания на практике, используя модели и схемы);

Регулятивные (осуществляют самопроверку, анализируют ошибки);

Коммуникативные (применяют инициативное сотрудничество, умеют формулировать свои затруднения).

V. Рефлексия

2 мин.

Выводы по уроку, итоги

Беседа

Фронтальный опрос

Беседует с учащимися:

- чем помог урок?

- есть ли вопросы, трудности, на которые надо ещё обратить внимание?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свои успехи/неудачи

Коммуникативные (умеют выражать собственное мнение и позицию, участвуют в диалоге, строят монологическую речь, уважают мнение собеседника).

VI. Оценки за урок.

2 мин.

В течение урока анализировались устные ответы, подготовка домашнего задания, выполнение карточки, практической работы. Результаты занесены в зачётный лист.

Выставляет итоговую оценку деятельности уч-ся на уроке, комментируя и обосновывая свой выбор.

VII. Домашнее задание.

3 мин.

1) § 96, упр. 451;

2) выполнить по 3 задания А10, А25 из ЕГЭ;

3) опережающее задание: из уч-ка 9 кл. повторить тему «СПП с разными видами связи», сформулировать основные положения, вопросы по теме.

Записывают домашнее задание

                               ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 1999.

2. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.

4. Петрова Е.В. Тесты по русскому языку. – М.: Экзамен, 2011

5. Демо-версия ЕГЭ – 2012

6. Фон презентации - http://officeimg.vo.msecnd.net/ru-ru/templates/TT001159439.png                       


                                                                                                                                         Приложение 1

Тест по теме: СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ                              

                                                     

Фамилия, имя уч-ся______________________________________________      Дата ___________

1. Укажите среди данных предложений сложносочиненное (знаки препинания не расставлены).

а)  Левинсон тряхнул головой и почувствовал противную дрожь в коленях.

б)   Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

в)  Облетают с яблонь листья тихо шепчутся с травой.

г)  Мест где не ступала бы нога человека теперь уже не найти.

Ответ_________

2. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятую (знаки препинания не расставлены).

а)  Подул ветер с заречья и сразу стало свежо.

б)  Ни ветра на земле ни туч на бледном своде.

в) Внизу тихонько заиграла скрипка и кто-то запел.

г)  Близок локоть да не укусишь.

Ответ_________

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую.

а) Я бродил подолгу и видел много примет осени.

б) Белка песенки поет да орешки все грызет.

в) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

г) Вначале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Ответ_________

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Почти каждый день небо заволакивали тяжелые тучи   ( ) и из них косо летел  холодный дождь.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  нужна.

в) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ_________

5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие.

Заморосил мелкий дождик ( ) и весь видимый горизонт обложило тучами.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

б) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая нужна.

в)  Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  нужна.

г) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Ответ_________

                                                             Количество баллов_______              Оценка_____     

                                                                                         7

                                                                                                                             Приложение 2

11 класс

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя уч-ся ______________________________________________________

Часть А              

                   

Примечание

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

А25

А26

А27

А28

А29

А30

Часть В

Примечание

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

Часть С

Название текста, автор

Замечания

1

2

3

4

5

                                                                                                                       Приложение 3

Фамилия, имя ученика____________________________________________________

Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1.  За ст…ной маленькой гости…ой где они с…дели слышались музыка шелест и ш…рох платьев. (А.Н.Толстой)

2.  Каштанка помнила что по дороге она в…ла себя крайне (не)прилично. (А.П.Чехов)

3.  Там где мы ост…новились я заметил (не)сколько ф…гур вырубле…ых топором. (В.К. Арсеньев)

Количество ошибок:

а) орфограммы _______                  б) запятые ________

                                                                                                           Оценка ______

                                                                                                                     Приложение 4

ПАМЯТКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТИ

 СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.  На какой вопрос отвечает.

2. К какому слову в главной части относится (часть речи, есть ли указательные слова).

3. При помощи чего присоединяется (союзы, союзные слова – перечислить).

4. Место придаточного по отношению к главному (где может находиться).

                                                                                                                               Приложение 5

 

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ»

Тест

карточка

Д/З

(устно)

Пр. №1

Пр. №2

Пр. №3

Работа

у доски

Итог

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Обобщение по теме: «Сложноподчиненное предложение». 9 класс

Урок проводится в 9 классе в апреле месяце, с целью обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненное предложение»1. Познавательный аспект: 1. Обобщение знаний по теме: «Сложно...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Урок русского языка. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Обобщающий урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения". (Учебник Бархударова.)...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"

В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку  в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...

Презентация Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным»

Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным»...