КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. А.С.Пушкин «Туча»
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме

Шишкина Алена Викторовна

         Урок « Комплексный анализ текста. А.С.Пушкин «Туча» предполагает обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков по русскому языку в 9 классе и может быть проведен в конце учебного года.     

          Для решения задач урока подобраны специальные вопросы и задания, представленные на слайдах (см. презентацию  уроку). При их выполнении предусмотрены различные формы работы (индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная). В конце урока знания и умения учащихся проверяются в тестовой форме. В качестве домашнего задания учащимся предлагается воспользоваться Интернет-ресурсами и составить презентацию по правилам орфографии.

                 Таким образом, данный урок позволяет на небольшом материале (текст стихотворения) реализовать цель урока и подготовить учащихся к успешному выполнению заданий ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc546 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt791.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории Прикамья во 2 классе по теме:

«День Победы»

Цели:

•   воспитывать в детях патриотические чувства, уважение к старшим, ветеранам;

•   воспитывать чувство гордости за свою страну, своих близких, желание больше узнать о прошлом своей семьи и своей страны.

Ход урока:

- Слайд №1- Дорогие ребята! 9 Мая - очень важный день в истории нашей страны. Каждый год в эти майские дни весь наш народ вспоминает грозные годы Великой Отечественной войны, чтит память павших. Прошло уже много десятков лет со Дня Победы 9 мая 1945 года, но мы не имеем права забывать, какой ценой нам досталась эта победа! Мы и собрались сегодня здесь, чтобы и вы, молодое поколение, знали свою историю и гордились подвигом своих предков.

- Слайд №2 - Цветок в росинках весь к цветку приник.

(Цветы)         И пограничник протянул к ним руки.

 А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

 Садились в танки, закрывали люки.

                Такою всё дышало тишиной,

                Что вся земля ещё спала, казалось.

                Кто знал, что между миром и войной

                Всего каких-то пять минут осталось!

- Левитан, слайд № 2(«Война»)

- Все началось ранним утром 22 июня 1941 года. Предрассветную тишину разорвали залпы десятков тысяч орудий. Фашистские самолеты и танки ринулись на   восток, на территорию нашего государства. Вслед за ними шли миллионы вымуштрованных убийц. Мирный труд  людей оборвала война, которая продлится долгих 4года, 1418 дней горя, несчастий, разлук и потерь родных и близких, сыновей и отцов, дочерей, сестер и матерей.


Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.                 К. Симонов

- Звучит запись песни «Священная война», слайд № 3

- И страна поднялась на защиту своей Родины от врагов. Уходили на Священную войну все: от мала до велика.

Чтец:         От бескрайней равнины сибирской,

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну.

- Помните, мы с вами ездили в Марковский музей, где нам  рассказывали о формировании и боевых действиях  танковой дивизии, которая сейчас расположена в Марково.

- Слайд № 4 - Командиром этой дивизии был Дубов Иван Васильевич, который в годы войны был командиром бронемашины БТР в танковой армии. Участвовал в боях на Курской дуге, в освобождении Украины, Румынии, Польши. Полный кавалер  ордена Славы. В Чайковском с 1957 г., участвовал в строительстве Воткинской ГЭС. Его имя занесено в книгу  памяти и подвига Чайковского (Фокинского) района.

- Слайд №5 - Уходили на фронт и наши земляки. Из Чайковского, в то время Фокинского района, почти 5 тысяч человек ушли на фронт, среди них более 120-ти девушек и женщин. Из местных жителей была сформирована танковая дивизия, которая также принимала участие в боевых действиях. В память об их подвигах был установлен памятник на площади Уральских танкистов (п. Заря)

- Слайд №6 - Отсюда ушёл на фронт и сюда же, в Сайгатку, вернулся Героем Советского Союза Семён Акимович Завьялов. Родился он в 1908 г. в д. Нижний Армязь (ныне Камбарского района Удмуртии) Ершовской волости Осинского уезда в семье крестьянина.  Окончил 7 классов. Работал ветеринарным  фельдшером в селе Сайгатка (ныне в черте г. Чайковский).  В Красной Армии с 1941 г.

В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Командир пулеметного отделения рядовой Завьялов 19 сентября 1942 г. в бою под городом Старая Русса Новгородской области, оставшись один из всего расчета в разрушенном дзоте, в течение трех часов отбивал контратаки противника, уничтожив при этом более взвода солдат и офицеров врага. В этом бою был четырежды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 14 февраля 1943 г.

- Слайд №7 -                   Жизнь и слава впереди –

Вот что значит оборона

До последних сил в груди,

До последнего патрона.

                                        Путь фашистам перережь

                                        Цепью дзотов и завалов

                                        Защищай любой рубеж

                                        Как боец Семён Завьялов!

Это посвящение уральцу сделал поэт Михаил Матусовский, известный миллионам людей как автор песен «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», «Это было недавно, это было давно».

- Слайд №8 - В 1943 г. по состоянию здоровья демобилизован. Проживал в городе Чайковский, Награжден орденом Ленина, медалями. Умер 28 апреля 1963 г. В Чайковском в его память открыта мемориальная доска, его именем названы микрорайон и площадь.

Из почти пяти тысяч человек, ушедших на войну, 2300 человек погибли в боях, умерли в плену или пропали без вести. Почтальоны, тогдашние вестники скорби, принесли в Альняш 43 «похоронки», в Романята – 42, Бормист – 23, Кирилловку – 15, Балобаны – 11, Межонку – 10, Лаврино – 8, Шумишку – 4, в деревню Гришино – 1. Да были ещё и пропавшие без вести. А сколько умерли от ран уже дома! И всё это – цена Победы, далеко ещё не полная. Имена всех погибших занесены в Книгу памяти нашего района.

 - Слайд №9 - Нет у нас ни одной семьи, которой бы не коснулась жестокая война. Как священные реликвии, бережём мы фронтовые письма -  треугольники, награды и фотографии тех, кто воевал.

Сын письмо писал отцу

И поставил точку.

Дочка тоже к письмецу

Приписала строчку.

Через всю пройдут страну

Два листка в конверте

И приедут на войну,

В край огня и смерти.

- Учебник, стр. 42 – чтение текста и стихотворения учителем.

- Каждый житель нашей страны чем мог помогал солдатам: работой, деньгами, письмами, посылками. Всё это и привело к  Победе над врагом.

-  Хотя хвастались фашисты: — Возьмем Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. А к тому времени, когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много других стран. И подняли над чужими землями свои фашистские флаги, на которых извивался страшный криволапый крест, похожий на паука. Горе и смерть несли людям эти знамёна. Там, где они развевались, текли слёзы и кровь.

Вот с этими паучьими знамёнами и задумали фашисты пройтись по Красной площади в нашей Москве.

Ну что ж! Повидали мы эти знамёна на Красной площади. Повидали! Только как и когда?

Война подходила к концу. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием города Берлина Красное знамя.

Четыре года, днями и ночами, по долгим тяжёлым дорогам войны несли сквозь огонь наши солдаты это знамя. И везде, где появлялось оно, люди радовались ему и встречали его с лаской и почетом. Потому что все знали: это — доброе знамя! Оно несёт людям свободу и счастье.

Но ни за что не хотели фашисты, чтобы Красное знамя поднялось над Берлином. Отчаянно палили из винтовок, автоматов и пушек, старались не подпустить советских солдат к главному зданию города.

- Слайд №10 - Но прорвались наши бойцы сквозь тучи пуль и снарядов, пробились сквозь пламя и дым пожаров. Взобрались смельчаки на крышу самого главного здания и подняли над Берлином свой флаг — Знамя Победы. И все фашисты сдались. Захватили наши солдаты их пушки, пулемёты и знамёна.

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил,

Над Берлином победное знамя –

Знамя правды своей водрузил.

- Слайд №11 - Он прошел через пламя и воду,

    Он с пути не свернул своего.

    Слава, слава герою-народу!

    Слава Армии Красной его!                   М.В. Исаковский, 1946.

А потом (24 июля 1945 г.) устроили в Москве Парад Победы на Красной пощади. Торжественным маршем прошли полки победителей со своими боевыми знамёнами. Играл оркестр в тысячу музыкантов...

Потом вдруг замолчала, словно вспомнила что-то злое и нехорошее, вся Красная площадь.

Слайд №12 - Увидели люди, как шагают мимо Кремлевской стены наши солдаты и волокут, наклонив к земле, драные фашистские знамёна. И каждый солдат, подойдя к середине площади, швырял наземь паучье знамя с крючковатым крестом... Так, стыдом и позором для этих знамён, кончилась война, затеянная против нас фашистами.

А Красное Знамя Победы бережно хранится в музее. И каждый, кто приходит туда, с уважением смотрит на него и думает о трудных, но славных путях, по которым пронесли знамя наши воины-победители.

        Прошла война, прошла страда,

        Но боль взывает к людям:

        Давайте, люди, никогда

        Об этом не забудем.

- Кто-то подсчитал, что если о каждом погибшем советском человеке была бы объявлена только одна минута молчания, то молчание длилось бы … 38 лет!

        Пусть память верную о ней

        Храня, об этой муке,

        И дети нынешних детей,

        И наших внуков внуки.

- Память имеет своё начало, но не имеет конца. Память – это первый день войны.

Память – это Победа. Память – это седина на висках ветеранов, это раны. Память – это воспоминания всех выживших в той войне, это мгновения, из которых набралось почти 4 года войны.

- Слайд №13-14 -  Память – это обелиски. Они стоят в каждом городе, в каждом селе – каменные солдаты, одетые в шинели. Они стоят как памятники солдатам известным и неизвестным, фамилии которых высечены на граните.

- Слайд № 15-16 – Есть такие памятники и в нашем районе,

- Слайд № 17-20 – и в нашем городе.

- Слайд  № 21 - Каждый год 9 мая все люди приходят к памятникам, чтобы вспомнить о тех временах.

- И сегодня, мы узнаем, какой след оставила та война в ваших семьях. Вы собирали сведения о своих дедах, прадедах или других членах семьи, которые принимали участие в тех страшных событиях. ( Выступления детей).

Домашнее задание: стр. 42-45, прочитать, ответить на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА А.С. Пушкин «Туча» Подготовка к ГИА

Слайд 2

Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури Одна ты наводишь унылую тень Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала И молния грозно тебя обвивала И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась Земля освежилась и буря промчалась И ветер лаская листочки древес Тебя с успокоенных гонит небес.

Слайд 3

Туча (1)Последняя туча рассеянной бури! (2)Одна ты несешься по ясной лазури Одна ты наводишь унылую тень Одна ты печалишь ликующий день. (3)Ты небо недавно кругом облегала И молния грозно тебя обвивала И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. (4)Довольно, сокройся! (5)Пора миновалась Земля освежилась и буря промчалась И ветер лаская листочки древес Тебя с успокоенных гонит небес.

Слайд 4

Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихе, придающее ему особую звуковую выразительность Гр о х очет э х о по го р ам, Как гр ом гр емящий по гр омам.

Слайд 5

Анафора (единоначалие) – стилистическая фигура, которая основана на повторении начальных частей любого речевого явления (звуков, слов, фраз, стихов, строф, ритмических и синтаксических построений, интонации) Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза.

Слайд 6

Найдите в тексте слово, обозначающее светло-синий, яркий, чистый цвет ЛАЗУРЬ

Слайд 7

ясной лазури - согласование несёшься по лазури - управление грозно обвивала - недавно облегала - примыкание облегала кругом -

Слайд 8

Сокройся Удались, уйди Миновалась Прошла Алчная Жадная Древес Деревьев

Слайд 9

Алчный , -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. 1) жадный, стяжательский, страстно желающий чего-то, стремящийся получить что-то. 2) (перен.) выражающий жадность или страстное стремление к чему-то. 3) ( книжн., устар.) Жадный к еде. Голодный, ненасытный, прожорливый.

Слайд 10

Алчность к деньгам соединилась с жаждой наслаждений. Бояре алчны до денег. Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждых— заслужим небесное царство. Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Слайд 11

Алчность к деньгам соединилась с жаждой наслаждений. 1 Бояре алчны до денег. 1 Оденем нагих, обуем босых, накормим алчных, напоим жаждых— заслужим небесное царство. 3 Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. 2

Слайд 12

Туча Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури Одна ты наводишь унылую тень Одна ты печалишь ликующий день. Ты небо недавно кругом облегала И молния грозно тебя обвивала И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. Довольно, сокройся! Пора миновалась Земля освежилась и буря промчалась И ветер лаская листочки древес Тебя с успокоенных гонит небес.

Слайд 13

Туча (1)Последняя туча рассеянной бури! (2)Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день. (3)Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала, И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем. (4)Довольно, сокройся! (5)Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

Слайд 14

1 2 3 и, и, и

Слайд 15

На востоке занималась заря (1) и чуть бледнели последние звезды. Когда выпал снег, приехал отец (2) и пришло время собираться на охоту. Июнь был в самом разгаре (3) и от липового цвета кружилась голова. И царица хохотать (4) и плечами пожимать (5) и подмигивать глазами(6) и прищелкивать перстами… 3, 4, 5, 6 Укажите, на месте каких цифр ставится запятая

Слайд 16

Выпишите Слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце ее пишется буква, обозначающая глухой согласный звук». РАССЕЯННОЙ, ИЗДАВАЛА СЖЕЧЬ, ЗДЕСЬ

Слайд 17

Определите блок орфографических правил, регулирующих написание данных слов. В каждом ряду найдите слово-ловушку. 1) не.держанность, ра.ценил, бе.ценный 2) пр.ступление, пр.градить, пр.вилегия 3)пред.дущий, с.грать, сверх.нтересно 1) неСдержанность , раСценил, беСценный 2)прЕступление, прЕградить, прИвилегия 3) предЫдущий, сЫграть, сверхИнтересно

Слайд 18

Выпишите Слова, в которых правописание НН в суффиксе определяется тем, что оно образовано от глагола совершенного вида? успокоенных рас-се-я-нн-ой, у-споко-енн-ых рассеянной

Слайд 19

Н или НН в полных прилагательных, причастиях ОБРАЗОВАНО ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО? ДА НЕТ -Н -НН АН ЯН ИН ОНН ЕНН ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА СОВЕРШЕННОГО ВИДА ИЛИ ЕСТЬ ПРИСТАВКА ИЛИ ЕСТЬ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО? ДА НЕТ ПРИЧАСТИЕ -НН- С суффиксом -ОВА- (- ЕВА-) -НН- -Н прилагательное

Слайд 20

Н или НН в кратких прилагательных, причастиях, наречиях КАКОЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ? ОБСТОЯТЕЛЬСТВО? ДА НЕТ Образовано от полного причастия и заменяется глаголом? ДА НЕТ ПРИЧАСТИЕ -Н- СТОЛЬКО Н, сколько в слове, от которого образовано: рассея нн о слушал – рассея нн ый - рассеять наречие Сказуемое? Образовано от полного прилагательного и заменяется им? Прилагательное СТОЛЬКО Н, сколько в полной форме

Слайд 21

Определите, сколько - НН - в данных словах. Объясните ваш вариант правописания. 1. Девочка умна и воспита (н, нн)а . – Девочка хорошо воспита (н, нн)а родителями. 2. Грозовая туча была рассея ( н, нн)а ветром. – Ученица рассея ( н, нн)а на уроке.. 3. Встреча выпускников хорошо организова( н, нн)а. - Студентка организова (н, нн)а и дисциплинирова(н, нн)а. 1.Девочка умна и воспита..а . – Девочка хорошо воспита…а родителями. Девочка умна и воспитаННа . – Девочка хорошо воспитаНа родителями. 2. Грозовая туча была рассея..а ветром. – Ученица рассея..а на уроке. Грозовая туча была рассеяНа ветром. – Ученица рассеяННа на уроке.

Слайд 22

На месте каких цифр пишется НН? Скоше(1)ая трава; Хорошо организова(2)о; Коше(3)ая трава; Серебря(4)ые росы Ране(5)ый солдат; Соломе(6)ая шляпка; Нехоже(7)ые тропы; Туше(8)ый в сковороде картофель; Ошибка исправле(9)а; Девочка организова(10)а в учёбе. 1, 6, 8,10

Слайд 23

Выпишите Слова, иллюстрирующие орфограмму «Правописание Ь после шипящих в окончаниях глаголов» Несёшься, наводишь, печалишь

Слайд 24

Выпишите Слово, слитное написание приставки в котором определяется наличием синонима без приставки НЕ-. недавно

Слайд 25

Контрольный тест 1. Составьте схему 5-го предложения из текста. 2. На месте каких цифр пишется -Н- : Румя(1)ое лицо, копчё(2)ая колбаса, осе(3)яя пора, краше(4)ые стены, ускоре(5)ый шаг, обвиняемые оправда(6)ы, рассея(7)о слушать, раскраше(8)ое лицо, незва(9)ый гость, девушка взволнова(10)а. 3. Выпишите из текста деепричастие. 4. На месте каких цифр ставится запятая? Солнце скрылось(1) и ночные тени быстро надвигались из леса. Резкий звук выстрела разнесся по реке(2) и где-то далеко перешёл в грохот. Радостно(3) молодо(4) было на небе(5) и на земле(6) и в сердце человека.

Слайд 26

Домашнее задание 1. Воспользовавшись Интернет-порталом «Грамота.ру» , написать интерактивный диктант на темы: «Правописание приставок», «Правописание суффиксов причастий». 2. Составить презентацию-задание на орфограммы: «Не с разными частями речи», «Н и НН в разных частях речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 6 классе по теме «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста».

Технологическая карта составлена на основе личностно-ориентированного подхода в соответсвие с федеральным  государственным образовательным стандартом втрого покоелния....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 10 классе по теме "Комплексный анализ текста на основе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.Продолжить работу по формированию умения осуществлять лингвистический анализ текста с точки зрения фонетики русского языка. Подготовить к успешно...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...