Урок по русскому языку в 9 классе. Тема урока: «Поговорим о сложном».
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
- В предлагаемом уроке учитель делится своим опытом проведения урока - практикума в 9 классе по теме: «Сложные предложения». Богатый материал урока дает возможности развить творческую активность учащихся, умение логически мыслить, анализировать и распределять, пробуждает желание учиться через творческое взаимодействие учителя и ученика, через активный диалог. Методическая разработка предусматривает использование компьютера и мультимедийного проектора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.doc | 31.5 КБ |
urok_rus.yaz_.ppt | 181.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 9 классе.
Тема урока: «Поговорим о сложном».
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Цели урока: 1) Закрепление умений:
а) видеть структуру сложного предложения;
б) различать виды придаточных предложений;
в) правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы.
2) Развивать письменную и устную речь.
3) Воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: мультемедийный проектор, слайды.
Ход урока.
I. Орг.момент.
1)Начинаем наш урок с рабочей пятиминутки – записываем число, классная работа (на доске написать заранее )
2) Синтаксическая пятиминутка.
-Каждый урок русского языка мы начинаем с синтаксической пятиминутки и сегодня это не будет исключением. Запишем предложение:
Родиной мы зовем поселок Заволжский, потому что в нем мы родились и выросли.
(по цели высказывания - повеств.,
по интонации - невосклиц.,
сложное, потому что состоит из двух грамматических основ; сложноподчиненное с придаточным причины, с подчинительным союзом потому что.)
почему?
[ гл. ], (потому что…) - придаточное причины.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас урок обобщения и закрепления знаний на тему: «Сложное предложение» или как я его назвала «Поговорим о сложном» (слайд№1).
- Запишите тему урока. Цели нашего урока:(слайд№2)
- Неделю назад я разделила вас на группы, и каждая группа получила задание подготовить слайд на определенную тему. Посмотрим, как вы справились.
III. Основная часть урока.
1)Выступление 1-ой группы.
-Первая группа: Парамонова И., Сазанов С.
- Этой группе было дано задание составить обобщающую таблицу о сложных предложениях. Даем им слово.(слайд№3).
Выступление учеников:/Мы составили таблицу обобщающего характера. В нашем представлении сложносочиненные – это добрые предложения, которые соединяют два простых. Сложноподчиненные – злые, они подчиняют одно предложение другому. А бессоюзные – бестолковые, они ищут союзы и никогда не находят./
2)-Чтоб знания закрепить сполна, проведем разминку для ума (слайд№4)
- По этим схемам определите типы сложных предложений, укажите, какое сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное.
1) [ ] ,и [ ].-сложносочиненное.
2) [ ], (если…). – сложноподчиненное.
3) [ ], [ ]. – бессоюзное
-Составьте по этим схемам предложения, запишите их.
- А у меня получились вот такие предложения:
1.Для нас родина начинается с извилистой реки Иргиз, и поселка с поэтическим названием Заволжский.
2.Человек перестанет быть человеком, если не будет знать историю своего края.
3.Любовь к Родине дает смысл жизни, она превращает жизнь из прозябания в осмысленное существование.
3) Выступление 2-ой группы.
- Вторая группа: Комаров А., Скорняков М.
- Этой группе был дан вопрос о сложносочиненных предложениях.
Даем им слово.(слайд№5)
Выступление учеников:/Нам было дано задание рассказать о сложносочиненных предложениях. Эти предложения делятся на три группы:
С соединительными, с разделительными и с противительными союзами./
4)- Различать союзы – это талант, пора нам провести цифровой диктант.(слайд№6)
1) Пятьдесят лет назад здесь тихо колыхался степной ковыль, и только изредка пробегал голодный суслик. (1)
2) Пустынные степи мирно спали, но пришли геологи и нашли высокопрочный дорогостоящий камень.(3)
3) Отовсюду раздавалось тарахтение бульдозеров, или слышался шум тракторов. (2)
4) В 1956 году в поселке началось строительство завода, но первые жилые дома появились лишь в 1958 году. (3)
5) Жилья катастрофически не хватало, и строители жили в палатках. (1)
6) Ни проливные дожди не могли помешать стройке, ни жгучие морозы – охладить горячие сердца. (1)
7) То светило солнце, то шел дождь, то дул степной ветер. (2)
(ключ:1,3,2,3,1,1,2)
-Обменяйтесь тетрадями, посмотрите на экран и проведите взаимопроверку.(слайд №6)
5)Выступление 3-ей группы.
- Третья группа: Мальцева Ю.,Шатикова А.,Захарова К.
- Третьей группе было дано задание подробно рассказать о сложноподчиненных предложениях. Послушаем их. (слайд№7)
Выступление учеников по таблице.
6) - Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.
- На экране предложения.(слайд№8,9).
I вариант выписывает предложения с придаточными определительными.
II вариант – с придаточными изъяснительными.
-Расставте знаки препинания и начертите горизонтальные схемы.
1.Для меня родной край начинается с извилистой реки Иргиз, на берегах которой проходит мое милое детство.
[ ], (который…)- опред.(какой?)
2.Недаром говорится, что красотой любимого Иргиза можно любоваться часами.
[ ], (что…).- изъясн. (что?)
3. В народе говорили, будто нашу речку назвали в честь девушки по имени Ыркис.
[ ], (будто…). – изъясн.(что?)
4.Святая обязанность любить землю, которая вскормила и вспоила нас.
[ ], (которая…). –опред.(какая?)
5.Сердце никогда не забудет дом матери, где прошли самые счастливые годы детства.
[ ], (где…).-опред.(какой?)
6.Я думаю, что каждый из нас обретет чувство человеческого достоинства в своей любви к родной земле.
[ ], (что…).-изъясн.(что?)
- Проверим задание.
-С каждого варианта по одному человеку к доске начертить схемы. А кто желает начертить вертикальные схемы?
7) Выступление 4-ой группы.
- Четвертая группа: Камп К., Жигалин А.
- Они работала над сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.(слайд№10) Выступление учеников/Эти придаточные расскажут вам подробно:
Место, где все произошло,
Время, когда все случилось,
Каким образом и в какой степени,
При каком условии и по какой причине или с какой целью,
Обнаружат сравнения, пойдут на уступки и проведут следствие./
8)-Чтобы упрочить ваши знания, даю графическое задание.(слайд11). Это работа на оценку.
1. Мы смело можем назвать свой поселок родиной, потому что знаем её историю.
[ ], (потому что…) – причины.(почему?)
2. Когда в поселке ещё не было школы, дети первостроителей обучались в селе Березово.
(Когда),[ ]. – времени.(когда?)
3. Несмотря на то что строили по выходным дням, школа была открыта в срок.
(Несмотря на то что…),[ ]. – условия(при каком условии?)
4. Где раньше было арбузное поле, теперь располагается современная Юсовка.
(Где…),[ ].- места.(где?)
5. Наши бабушки и дедушки делали все на совесть, так что поселок стоит до сих пор.
[ ],(так что…) – следствия.
-Графический диктант я проверю, когда возьму тетради на проверку.
V. Задание на повторение.
-Послушайте отрывок из стихотворения. Какова его тема, основная мысль?
Благодарю, Земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу…
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу…
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа!
(И.Кисилев).
-Посмотрите на доску. Запишите этот отрывок. Вставьте и объясните пропущенные знаки препинания, кто сколько успеет.(если остается мало времени, даю по рядам)
Благодарю Земля благодарю
За то что видел озеро зарю,
За все вокруг что знаю слышу вижу…
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви
Ни словом ни поступком не обижу…
Простите нас деревья и трава!
Мы забываем повзрослев едва
Что общим корнем связаны слова
Народ и благородство и природа!
V.Итог урока.
-Чтобы знания пошли впрок, подведем урока итог.(слайд№12)
1) На какие группы делятся сложные предложения?
2) На какие вопросы отвечают придаточные определительные, изъяснительные?
3) Перечислите группы обстоятельственных придаточных.
- Чтобы дома не скучать, необходимо задание выполнять.(слайд№13)
Д/з .составить 6-7 предложений о родном крае с различными видами связи.
-Тетради сдаем на проверку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".
Цель урока: - дать понятие о собирательных числительных; - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...