Сложносочинённое предложение.
презентация к уроку русского языка (9 класс) на тему
Презентация. Сложносочинённое предложение. 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosochinyonnoe_predlozhenie.ppt | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды сложных предложений Союзные Сложно Бессоюзные Сложно- сочинённые Сложно- подчинённые
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ , И ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ. Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. с соединительными союзами с разделительными союзами с противительными союзами
НИ СОЛНЦА МНЕ НЕ ВИДЕН СВЕТ, НИ ДЛЯ КОРНЕЙ МОИХ ПРОСТОРУ НЕТ. Соединительные ( перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим). И, да (=и), ни-ни, тоже, также
Разделительные союзы ( указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких). Или (иль), либо, то-то, не то - не то, то ли – то ли. То светило солнце, то шёл дождь.
Противительные союзы ( одно явление противопоставляется другому). А, но, да(=но), однако, зато, же. Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих.
Запятая ставится между частями сложного предложения, в которых есть союзы: И, да(=и), ни-ни, а, но, да(=но), однако, либо, или(иль), тоже, также и др. Сверкнула молния, и послышался удар грома.
Запятая не ставится: Если части сложного предложения имеют общий второстепенный член предложения : Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.. 2. Если есть общее придаточное предложение : (Едва рассвело) , нас разбудили и мы отправились в путь..
Задание №1. Найдите среди предложений сложносочинённые (знаки препинания не расставлены). Ответ дайте в виде цифрового ряда. Он поглядел на неё и злоба выразившаяся на её лице испугала и удивила его. (Л. Толстой) 2. На всём пути от Алдана и до Лены встретилось не более десятка одиноких дорожных домиков да небольшой посёлок в верховьях Амги. (А. Шахов) 3. Лошадь почувствовав облегчение пойдёт быстрее и вам придётся не только идти но местами трусить…(В. Солоухин) 4. Было необыкновенно до жути тихо и лишь лягушки надрывались в плавнях на той стороне да изредка в небе гудели самолёты наши шли на Берлин. (Б. Полевой) 5. Но кофий стыл нетронутым в чашках и не тронуты были наполненные ликером узкие рюмки. (Ю. Гаецкий) Стараясь делать как можно меньше быстрых движений и прислушиваясь к пролетавшим всё чаще и чаще мимо пчёлам он дошёл по тропинке до избы. (Л. Толстой)
Задание № 1 (продолжение) 7. Тотчас за окном вскрикнул петух рывшийся в грядке с огурцами и не оглядываясь помчался на сухих жилистых ногах прочь в глубину двора. (К. Паустовский). 8. Жизнь каждого принадлежит Отечеству м не удальство а только истинная храбрость приносит пользу. (П. Нахимов) 9. Газеты принесли вечером и только на другой день смогли их прочитать. 10. Иногда наоборот в поле поднималась метель и позёмка гнала снег по дороге. (Н. Петухов) Являются сложносочинёнными предложения:_____________________
Задание №2. Назовите условие, согласно которому запятая на границе частей сложносочинённого предложения не ставится(знаки препинания расставлены). Скоро из земли по корням поступят первые капли сока, лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву.(Г. Федосеев)_______________________ С четырёх часов Невский проспект пуст и вряд ли вы его встретите тна нём хотя бы одного чиновника. (Н. Гоголь)_______________________________ Только шуршали крахмальные юбки горничной да неслышно скользили из рук игроков атласные карты и жили своей таинственной молчаливой жизнью, особой от жизни игравших в них людей. (Л. Андреев)___________________________________________________ Как уже сообщалось, погода была чудесная и урожай был убран вовремя. ___________________________________________________________ Гладко прилизанная голова его была на этот раз всклокочена и редкие жёлтые волосики стояли, как у дикобраза. (Л. Андреев)______________________________________________________ 6. Где живёт правда и как её найти? __________________________________
Задание №3. Расставьте пропущенные знаки препинания в сложносочинённых предложениях, укажите в них количество частей. А туманы сами рвались в клочья и горели звёзды днём и ночью и звенела птица - троеглазка и на цыпочках ходила сказка. (А. Прокофьев)________ А ветер крепчал и над морем звучало и было тревожно смотреть в глубину. (А. Блок)________________ Уже рассвело и взошло солнце засверкал кругом снег а он всё стоял поодаль и лаял. (А. Чехов)___________ В конторе горела только одна лампа и счетовод сидел и уныло играл на счётах. (Ю. Домбровский)___________ 5. Было тихо темно и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях пауке. (А. Чехов)_____________ Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковёр жёлтой листвы и в лесу пахнет пряниками. (М. Пришвин)_____________ 7. Улыбка была слабая чуть заметная и несмотря на улыбку строгое выражение глаз не изменилось._______________
Литература. С. Г. Бархударов. Русский язык. 9 класс. – М.: Просвещение, 2006. Е. В. Юминова. Пунктуация. Сложное предложение. – М.: Чистые пруды, 2008. А. Г. Нарушевич. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Чистые пруды, 2008. С. К. Каменова. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М.: Лист, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. I....
Урок по русскому языку: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Урок представляет собой модуль - цикл по представленной теме....
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
ЕГЭ: задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами
Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16: Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами...
Методическая разработка урока по теме: „Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях”.
Содержание:1. Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: „Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях”.2. Контрольно – измерительные материалы.3. Список литер...
Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс
Конспект урока повторения "Постановка запятой в предложениях с однородными членами и в сложносочинённом предложении. Повторение.10-11 класс." содержит теоретический и практический материал....
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого пр...