Однородные члены предложения
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Расширить первичное представление об однородных членах предложения и прийти с учащимися к понятию однородных членов , способах их соединения и разделения знаками препинания, сформировать понятие опознавательного признака для однородных членов предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx | 19.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изучения нового материала.
Тема : Однородные члены предложения .
Цели:
а) образовательная : расширить первичное представление об однородных членах предложения и прийти с учащимися к понятию однородных членов , способах их соединения и разделения знаками препинания, сформировать понятие опознавательного признака для однородных членов предложения ;
б) развивающая : развитие умений находить однородные члены предложения , соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами ; обосновывать знаки препинания и составлять схемы однородных членов;
в) воспитательная : воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Задачи :
а) провести языковую разминку ;
б) обеспечить актуализацию знаний ;
в) подвести учащихся к понятию однородных членов и опознавательного признака методом развивающего обучения;
г) обеспечить закрепление полученных знаний , умений , навыков.
Технические средства : учебник ,доска ,мультимедийный проектор, тесты, Красная книга.
Ход урока :
Орг.момент : «Добрый день, ребята . Я рада видеть вас . Вижу, вы готовы начать наш урок и отправиться навстречу к новым знаниям. Прежде чем начать работу посмотрите на эти пейзажи. Эти удивительно красивые пейзажи созданы Иваном Ивановичем Шишкиным , который жил в городе Елабуга нашей Республики.
Языковая разминка: (предложение проецируется через проектор )
- Нравятся вам эти пейзажи?
- Давайте попробуем продолжить начатое предложение таким образом , чтобы были в предложении перечисления. А помогут вам эти репродукции.
Как красив лес ! Я иду по нему и любуюсь … (продолжите предложение таким образом , чтобы в нем были перечисления )
Актуализация знаний:
На втором слайде : Как красив лес ! Я иду по нему и любуюсь величественным дубом ,высокой сосной, душистой липой. (вставьте буквы , объясните орфограммы и прочитайте предложение , соблюдая правильную интонацию)
-Ребята, а вы заметили, что некоторые буквы подчеркнуты . Как вы думаете, на что они указывают?(что здесь есть орфограмма).
-Орфограммы в словах можно найти по особым приметам. Их называют опознавательные признаки. Опознавательный от слова опознать .Давайте узнаем , что же оно означает? Прочитайте , как раскрывается значение этого слова?
Словарная работа.
Опознать-узнать по каким-нибудь признакам, приметам.
-Проговорите слово по слогам , поставьте ударение и составьте с ним словосочетание.
Постановка учебной цели.( учитель сам читает , обращая внимание на интонации.)
- Как вы думаете , почему я обратила внимание на интонации? Как это связано с темой нашего урока? ( ответы учащихся)
- А как вы думаете , чему мы сегодня должны научиться (уч-ся определяют задачи урока)
- Запишите число , классную работу и тему нашего урока.
Сотворчество:
- А теперь вернемся к нашему предложению . (уч-ся выполняют разбор слова сосной и синтаксический разбор по алгоритму). В последнем пункте алгоритма я говорю, что в этом предложении есть однородные члены. Это однородные сказуемые и однородные дополнения.
Все вопросы, задаваемые учителем, проецируются на экране .
- А теперь посмотрим на какие же вопросы отвечают однородные члены нашего предложения ?(они отвечают на одни и те же вопросы) А к чему относятся?
А на слайде в это время : Я ( что делаю?) иду и любуюсь(чем?) дубом,сосной,липой.
- Назовите, каким членом предложения являются однородные члены этого предложения?( сказуемыми, дополнениями)
А на слайде : Я иду и любуюсь (чем?) дубом, сосной, липой.
- Какой вывод мы можем сделать ? (учащиеся делают вывод).
- Если они отвечают на один и тот же вопрос , являются одним и тем же членом предложения , относятся к одному и тому же члену предложения , кто же из них главный?(они равноправны)
- с какой интонацией мы их произносим? (перечислительной).
А на слайде : Перечислительная интонация.
-Давайте сделаем вывод: какие же члены предложения называются однородными?
Теперь откройте учебники и сравните свои предположения с правилом в учебнике.(уч-ся зачитывают правило).
Рефлексия
Первичное закрепление( работа с учебником стр.155). Учащиеся читают предложения и рассказывают о знаках препинания при однородных членах с союзами. Схемы предложений выходят на проекторе.
Ребята, как вы думаете, в последнем предложении что будет опознавательным признаком однородных членов предложения? (перечислительная интонация).
А для остальных? ( наличие союза)
Письменное задание: «Проверь друга» по вариантам.(учащимся дается задание: выписать предложения только с однородными членами и расставить запятые).Карточки.
1в: 1)Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце.
2)Наступила поздняя зима, и выпал снег.
3)На улицах грязь и лужи.
4)Охотник не пошел в лес а свернул к озеру.
5)лебеди очень привязаны к своим озерам.
2в: 1) На востоке показалась ранняя зорька.
2) Над лесами полями горами летели журавли.
3) легкий туман окутал деревья, и я ничего не видел.
4) Митя нырнул но дна не достал.
5) каждый веселился на свой лад.
-Взаимопроверка. Поставьте друг другу свои оценки карандашом.
Физминутка
Мы с вами отдохнули , а теперь поиграем в Игру « Кто быстрее».
Перед вами три группы слов. Какие из них могут быть однородными членами предложения?
1.Орел, чайка, думал, хищный, бежать, воробей;
2. Сидеть, рисовать, дом, каменный, раскрашивать, краски.
3.Румяный, веселый, река, горько, он, шумный.
В чем допущена ошибка в употреблении однородных членов ? Исправьте предложения.
1.Шел дождь и два студента.
2.Пили чай с булочками и с удовольствием.
3.Он был в отчаянии и в плаще.
Творческое задание. ( учащимся предлагаются составить предложения по картинкам на тему: «Лес» , используя однородные члены предложения).
Учащиеся зачитывают свои предложения..
-Ребята, вы написали очень красивые предложения, а помогали вам в этом однородные члены предложения. Они помогают более ярко передать содержание описываемых событий, картин природы или других сторон действительности. Это краткий выразительный прием.
Еще раз посмотрите на эти картинки , как прекрасна природа и как много она нам дает. Но она сегодня посылает нам сигнал .Какой это сигнал?(сигнал о помощи кораблей, терпящих бедствие).Природа просит вас о помощи. Почему? Все сигналы записаны в этой книге. Учитель показывает Красную книгу.
Берегите природу. Учитель зачитывает стихотворение.( играет мелодия с голосами природы)
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, дети, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша теплая встреча. Мне очень было приятно работать с вами.
А вам понравилось на уроке? А что нового унесете вы сегодня с нашего урока?. Мы с вами очень приятно пообщались , а ведь в этом помогли нам однородные члены предложения.
-Комментирование оценок.
Домашнее задание: 1група: Задание 2 стр 48 в проверочных тетрадях; 2 группа: Выписать из толкового словаря словарную статью о слове однородный и составить с ним предложения. Подумать над вопросом: почему этим словом называются однородные члены предложения?. Что у них общего?3 группа: напишите сочинение-миниатюру на тему»Листопад».Постарайтесь использовать в качестве средства выразительности однородные члены предложения.
Ой ,ребята ,посмотрите , вновь на экране появились схемы однородных членов , а это что за круглешок и почему он плачет? Он отличается от них и ищет свое место. А , я догадалась –это обобщающее слово при однородных членах и , где его расположить , вы узнаете на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....