Урок по теме "Деепричастия несовершенного вида"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

1.Повторение ранеизученного материала.

2. Изучение способов образования деепричастий несовершенного вида.

3. Закрепление учебного иатериала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_7_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Деепричастия несовершенного вида

Цель урока: 

 1) уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;

2)познакомить ребят с деепричастиями несовершенного вида;

 3) ознакомить со способами образования деепричастий несовершенного вида.

Ход урока:

1. Орг. момент.

2.Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола (таблица на доске)

3.Скороговорка (запись на доске):Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.

 Чтение и проговаривание скороговорки.

- Назовите в этой скороговорке деепричастия (стуча, бренча).

Докажите, что это деепричастия.Доказательство

4.Самостоятельная работа:  отредактируйте предложения,
1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем. 
2. Возвращаясь домой, пошел дождь. 
3.Уходя, свет должен быть выключен. 

1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги. 
2. Посоветовавшись с другом, решение было принято. 
3. Читая эту книгу, мне было интересно. 

(
1. когда я подходил к дому, собака встретила меня радостным лаем. 
2. Когда мы возвращались домой пошел дождь 
3. Уходя, гасите свет. 

1.После катания на катке болят ноги. 
2.Посоветовавшись с другом, я принял решение. 
3.Читая эту книгу, я узнал много интересного. )

5. Объяснение нового материала
П.29, стр.82

6. Работа с текстами:

Прочитать отрывки из стихотворений, найти и назвать в них одиночные деепричастия и деепричастные обороты:

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

 Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

 Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

5. Э.А. Асадова “Лес”:

…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!

 

6.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

7. С.Я.Маршака “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

8. И.А.Бунина :

 В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

7. Закрепление. Упр.175 (письменно)

8.Итог урока.

9.Д/з п.29, упр.177

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром “злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая, 
В прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

 Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. Н.А. Некрасова “Однажды…”:

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок…;

4. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

 Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

5. Э.А. Асадова “Лес”:

…Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька! 

6.Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

7. С.Я.Маршака “Словарь”:

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь…

8. И.А.Бунина :

 В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят…

. Сравнительная характеристика причастия и деепричастия (как особых форм глагола)

 

№ вопроса

причастие

деепричастие

1.От какой части речи образуются?

 

2. На какие вопросы отвечают?

 

 

3. Что обозначают?

 

 

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

 

 

5. Как изменяются?

 

 

6. Какими членами предложения могут быть?

 

 

7. На какой вопрос отвечают как член предложения?

 

 

8. Как обособляются?

 

 

№ вопроса

причастие

деепричастие

1. От какой части речи образуются?

От глагола

2.На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что делая?

Что сделав?

3. Что обозначают?

Признак предмета по действию

Добавочное действие

4. Признаки каких частей речи сочетают в себе?

Глагола

прилагательного

Глагола

наречия

5. Как изменяются?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

6. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

обстоятельство

7. На какой вопрос отвечают как член предложения?

Какой?

Каков?

Как?

Когда?

Почему?

8. Как обособляются?

После определяемого существительного

Всегда обособляется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему: " Глаголы совершенного и несовершенного вида"

Данный урок проводился в 6 классе (Программа В.Бабайцевой).Весь урок построен на основе стихотворений Лежневских поэтов.  На уроке использовалась презентация....

Презентация к уроку "Глаголы совершенногои несовершенного вида"

Данная презентация использовалась на уроке на тему:" Глаголы совершенного и несовершенного вида"...

Разработка урока "«Деепричастия несовершенного вида»

Ознакомить, дать понятие о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования....

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.Тема: «Образование и употребление деепричастий несовершенного вида».

Цель:-ознакомить с образованием деепричастий несовершенного вида;-формировать умение образовывать деепричастие, сохраняя его вид;-совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи; ...

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Разработка урока русского языка "Деепричастия несовершенного вида" 7 класс

Тема урока: "Деепричастия несовершенного вида"Форма урока: Урок объяснения новой темы....