ход урока по теме "Слова-паразиты в речи молодежи"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Данный материал представляет собой подробный ход урока на тему "Слова-паразиты вречи молодежи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity_hod_uroka.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский педагогический колледж»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«Слова-паразиты в речи молодежи (в рамках темы «Лексика и фразеология»)»
Провела
Самошкина А.Ю.
(преподаватель русского
языка и литературы)
Дата проведения
21 октября 2012г.
Присутствовали
Титова Е.Б. (зам.директора по УР)
Уткина М.Ю. (методист)
Ефимова Н.Б. (председатель ПЦК)
Октябрь, 2011г.
Рассмотрено на заседании ПЦК
общеобразовательных дисциплин
Протокол №_____ от «____» _________ 2011года.
Председатель ПЦК ____________ Ефимова Н.Б.
Тема урока – «Слова – паразиты в речи молодежи (в рамках темы «Лексика и фразеология»)».
Тип урока – урок-диспут.
Цели урока:
1. Формирование опорной системы знаний по теме
2. Первичное осознание нового учебного материала
3. Осмысление связей и отношений в объектах изучения
Задачи урока:
образовательная - 1.Формирование опорной системы знаний по теме
развивающая - 1. Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий
2. Развитие логического мышления при анализе нового материала
3. Формирование интеллектуальных умений (овладение мыслительными операциями анализа, сравнения, обобщения и т.д.)
4. Развитие эмоциональной и двигательной сфер при выполнении практических заданий
5. Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности
воспитательная - 1. Воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач
2. Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе
3. Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место
4. Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения:
-привлечение яркого фактического материала,
-опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся,
-побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям
Оборудований: презентация, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный этап (приветствие, постановка целей и задач урока (тема))
(2 мин)
Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение богатства русской лексики и узнаем, что в нашей речи существует множество слов, нежелательных для употребления; постараемся научиться избавляться от них.
2.Проверки домашнего задания (§ 8, упр. 40) (4 мин)
Какие трудности вы испытали при выполнении домашнего задания? (обсуждение домашнего задания)
3. Этап усвоения новых знаний (10 мин)
1). Вступительное слово учителя
Сейчас вы услышите сообщение Скоренькой Даши, из которого узнаете, откуда в нашу речь попадают слова-паразиты.
2)Сообщение студентки “Слова-паразиты в речи молодежи” (индивидуальная домашняя работа студента).
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.
Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Но я бы с этим поспорила. Мы знаем людей с богатейшим словарным запасом, имеющих привычку вставлять в свою речь слова-паразиты.
В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова» (О. Б. Сиротина), «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская), «слова-заменители» (Е. А. Земская).
Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.
А засоряют ли нашу речь слова-паразиты?!
Этим и обусловлена цель данной работы: проанализировать слова-паразиты, часто встречающиеся в речи как подростков, так и взрослых; рассмотреть их функциональное значение.
Значение и примеры употребления слов-паразитов.
Мы проанализировали слова-паразиты, часто встречающиеся в речи как подростков, так и взрослых. Приведём некоторые из них. В данной ниже таблице представлены функциональное значение и примеры употребления слов-паразитов.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
2 | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность суждения | Я вчера как бы ждал тебя...; Мы уже как бы видели этот фильм... |
3. | Евпат-коловрат | Удивление, возмущение, радость, огорчение | Евпат-коловрат, у меня «5»! |
4. | Печки-лавочки | Спокойствие, удовлетворение | Хорошо сидим, печки-лавочки! |
5. | Типа | 1. Желание выделиться | Ты, типа, кто такой! Типа, ситуация такая... |
6. | Чё | Вопрос-недоумение | Ну и чё?! |
7. | Щас (и последняя модификация Интернета — щаз-з) | Нежелание что-либо делать | Ну как же, щас... размечтался! Пойти на занятие! Шаз-з! |
8. | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
9. | Факт | Уверенность в своих словах | Так всё и было, факт. |
10. | Реально | Одобрение, уверенность | Клёвый был фильм, |
Изучив случаи употребления слов, приведённых в таблице и подобных им, мы пришли к заключению, что слова-паразиты делятся на две группы.
Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и др.
Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют выразить одним словом несколько эмоций сразу, например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в молодёжной среде.
Это слова реально, собственно говоря, евпат-коловрат и под.
Заметим, что многие «слова-заменители», «вставные элементы» пришли в молодёжную среду из кинофильмов, из книг и публицистики.
Известно, что в художественных произведениях слова-сорняки часто употребляются для создания речевой характеристики того или иного персонажа.
Например, автор повести «Таня Гроттер» Дмитрий Емец вложил в уста своего героя Баб-Ягуна фразу, повторяемую каждый раз в затруднительных случаях: Ох, мамочка моя, бабуся!
Эта фраза звучит как некий призыв о помощи, но при этом выглядит смешно и позволяет понять характер персонажа.
Баб-Ягун — это комический герой повести, неунывающий, умеющий превратить серьёзное и страшное в весёлое.
В результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выбор человеком того или иного слова свидетельствует о его мироощущении и жизненных установках. Но во всех случаях сверхчастотное употребление этих «лишних слов» портит нашу речь.
Мы сформулировали некоторые рекомендации для тех, кто желает исключить из речи слова-паразиты:
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией и дружеские беседы;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
4. Этап закрепления новых знаний. Игра - диспут по теме занятия (20 мин)
Сейчас вы разделитесь на две команды и получите задания. Всего их будет 3. По окончании игры мы выясним, у кого больше шансов избавиться от слов-паразитов в своей речи.
Задания.
1) Запишите как можно больше синонимов к следующим словам-паразитам (10 мин): короче, типа, например, как бы, это самое, значит, собственно, так сказать, понимаешь, а именно, шикарно (отлично, перфектно), да не вопрос, без проблем.
2) Запишите как можно больше антонимов к следующим словам-паразитам (10 мин): короче, видишь ли, по ходу, ну ваще, ниочем, ясно,тема.
3)Конкурс рисунков (5 мин): нарисуйте то, как вы видите слова-паразиты в своей речи и в речи своих друзей.
5.Сообщение студентки Похресник Анастасии «Советы по избавлению от слов-паразитов из своей речи» (индивидуальная домашняя работа студента). (6 мин)
6. Этап информации учащихся о домашнем задании. (Учить записи в тетрадях. Упр. 57) (1 мин)
8. Этап подведения итогов урока (оценки, прощание) (2 мин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление фразеологизмов в речи молодежи
Работа является исследовательским материалом, рассказывающим о некорректности речи молодежи и способах ее исправления....
Слова-паразиты в речи молодежи
Презентация к открытому уроку, ход которого находится на моем сайте...
Разработка урока в 8 классе по теме : "Молодежь в Германии"
Тема урока: «Jugendliche ueber Taschengeld»Практическая цель:формирование навыков аудирования с полным пониманием.Задачи: 1) уметь понимать на слух предъявляемый текст...
Разработка урока по ОБЖ "Здоровый образ жизни молодежи" 10 класс
Разработка урока по ОБЖ "Здоровый образ жизни молодежи" 10 класс...
Презентация "Влияние социальных сетей на речь молодежи"
Вллияние интернета и социальных сетей на речь молодежи...
Влияние английского языка на сленг в речи молодежи
Краткая выдержка из исследовательской работы...