Влияние социальных сетей и интернета на речь молодежи
материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Влияние социальных сетей и Интернета на речь молодёжи
Е.Л.Бережнова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 5
г. Южно-Сахалинска, РФ
Литература, как базовая национальная ценность, лежит в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Поэтому велика роль учителей словесности в формировании правильного отношения к языку.
Цель исследования заключается в том, чтобы понять, как Интернет влияет на речевую культуру школьников. Есть такое понятие «Олбанский язык» – это широко распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически адекватным, но нарочно неправильным написанием слов и определенных штампов, характерных для сленгов.
Считается, что родоначальники «Олбанского» языка на различных форумах и конференциях высмеивали пользователей, которые пишут правильно (грамотно). Слова-пародии рождались одно за другим. Автор, чье мнение было воспринято на ура, удостаивался одобрения «аффтар жжот!», а тот, чьи слова вызывали возмущение, получал окрик: «В Бобруйск, жывотное!». Удивление выражалось словом «ватэтада», негодование – «убейсибяапстену», безвыходная ситуация получила определение «коттострофа».
Пользователи сети Интернет быстро освоили основные правила виртуального языка: как слышится, так и пишется («аццкий») и нарочное «коверканье» слов («креведко»).
Важно отметить, что лексика «Олбанского языка» выходит за пределы Интернета – слова «превед», «зачот», «аффтар жжот» можно встретить и в СМИ, и в рекламе. Так в популярном ток-шоу «Пусть говорят» несколько передач посвящены теме «Аффтар жжот», на которые приглашаются люди, набравшие миллионы просмотров своих «шедевров». Многие компании используют в своей рекламе намеки на интернет-сленг. Так же «Олбанский язык» употребляется в создании мультипликационных фильмов, а для изучения этого языка был написан самоучитель.
Данная тема является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка. Русский язык — один из богатейших языков в мире и, прежде всего, он прямой преемник староцерковнославянского языка, созданного славянскими первоучителями Кириллом и Мефодием.
«Берегите наш прекрасный язык»,- писал великий русский писатель И.С. Тургенев. Считаю, что эти строки могут стать девизом для нашего поколения, так как литературный язык – это достояние страны.
Проанализировав словарный состав «Олбанского языка», был проведён лингвистический анализ и на его основании выявлены характерные особенности этого языка, делающие его популярным среди молодежи:
В ходе исследования было проведено выборочное анкетирование учащихся 6-х и 9-х классов школы.
В опросе приняло участие 100 человек. Ответы ребят выражены в представленных диаграммах:
1.Пользуетесь ли вы специальным сленгом в сети Интернет?
2. Влияет ли Интернет-сленг на речевую культуру молодежи?
3.Чья речь является для вас эталоном?
4.Употребляете ли вы лексику сетевого языка в повседневном общении?
5.Почему вы используете Интернет-сленг?
Если не остановить распространение «Олбанского языка», то он прочно войдёт в разговорную речь, что приведёт к полной безграмотности будущего поколения.
Люди перестанут общаться вживую, связно выражать свои мысли, и из-за этого, мы не сможем выполнять первостепенную задачу современной образовательной системы, которая направлена на воспитание в детях духовно-нравственных качеств. А для этого нужно прекратить заимствование иностранных слов, прививать интерес к родному языку через проведение тематических классных часов в школах, повышать культуру речи, учить детей владеть нормами русского языка.
Школьники должны понимать, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Но, никакие призывы не будут эффективны, если педагоги, семья, общество не будут являть собой пример нравственного и гражданского личностного поведения.
Список литературы
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Росси/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.:Просвещение,2014.-(Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-022138-2
2. Кронгауз, М. Новый русский: коллективное остроумие /М. Кронгауз// Ведомости.-2006.- № 236.
3. Подлесная, О. О чем кричит Интернет? / О. Подлесная//Комсомольская правда.-2009.- № 43.
4. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык// Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А.:-М.:АГРИС-пресс, 2001.
5. Википедия // http://ru.wikipedia.org
6. http://infourok.ru/vliyanie-socialnih-setey-na-razvitie-russkogo-yazika-shkolnika-654318.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние социальных сетей на успеваемость студента.
Анализ влияния социальных сетей на успеваемость студентов....
Влияние социальной сети Интернет на детей
Подростки и социальные сети, положительные и отрицательные стороны социальных сетей, что такое сетеголизм, как формируется зависимость...
Презентация "Влияние социальных сетей на речь молодежи"
Вллияние интернета и социальных сетей на речь молодежи...
Влияние социальных сетей на речь школьников
Научно-исследовательская работа...
Влияние английского языка на сленг в речи молодежи
Краткая выдержка из исследовательской работы...
«Влияние социальных сетей на речь учащихся!»
laquo;Влияние социальных сетей на речь учащихся!»...
Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».
Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...