Итоговый урок по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме
Методическая разработка урока русского языка по теме "Имя прилагательное" в 6 классе проводится в форме заочной экскурсии по родному краю. По типу данный урок является уроком повторения и обобщения знаний и умений учащихся по теме "Имя прилагательное".Урок составлен на основе технологии диалогового общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya_po_teme__imya_prilagatelnoe.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Повторение по теме “Имя прилагательное”
Эпиграф. Мой край богатый и красивый,
Мой Татарстан, ты сердцу мил.
М.Садри
Цель урока. 1. Систематизация и обобщение знаний по теме имя
прилагательное;
2. Закрепление умений употреблять прилагательные в
словосочетаниях , предложениях, при описание
предметов;
3. Воспитание любви к малой и большой родине;
4. Развивать монологическую речь учащихся ,
составлять и произносить предложения.
Тип урока: систематизация и обобщение темы «Имя
прилагательное».
Форма урока: Заочная экскурсия.
Дидактическое пространство: схема-карта Сабинского района ; таблицы; карточки для индивидуальной и групповой работы; про изведения народного творчества ; маршрутный лист; словари; сиг нальные карточки, учебник русского языка для 6 класса, книга Т.Наҗмиева и М.Хуҗина «Яшә, Саба - Йорт».
Ход урока.
Учитель. Ребята! Мы закончили изучать тему «Имя прилагательное». Сегодня мы повторим все, что вы узнали об этой важной и нужной части речи. Урок у нас с вами необычный –урок экскурсия. А что такое экскурсия? Дети дают определение слову «экскурсия» по толковому словарю Ожегова.
Экскурсия. 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда – либо с целью ознакомления с чем – либо. 2. Организованный сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
Учитель. Сегодня мы совершим заочную экскурсию по родному краю “Сатышево – Б.Сабы - Лесхоз”. Нашу воображаемую экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания. (Первая группа готовила сообщение «Моя деревня Бегинеево», вторая - «Моя деревня Сатышево».
Викторина. Следующий этап урока (фронтальный опрос).
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- С какой частью речи она дружит?
- Что между ними общего?
Задание. Выписать из текста “Моя деревня” словосочетания “прилагательное + существительное ”. Определить род, число и падеж.
Учитель. Автобус продолжает путь. Впереди ровная дорога. Вот и Богатые Сабы. (Ученик - экскурсовод делает сообщение на тему “Б.Сабы – центр района ”.)
Б.Сабы – это административный центр Сабинского района. Село расположено по обеим сторонам реки Сабинки, по берегам которой растут деревья и различные кусты.
Б.Сабы – это и культурный центр. Здесь находятся - музыкальная и спортивные школы , исторический музей, детская библиотека, дом культуры , парк отдыха, свой радио – телецентр, редакция газеты «Саба таңнары”.
Б.Сабы – это и промышленный центр района. Здесь расположены комбикормовый завод, молочный комбинат, дорожная служба, строительные, торговые , транспортные организации.
Но главное богатство села – это красивые, добрые и трудолюбивые люди.
На какие разряды делятся имена прилагательные?
Конкурс “Кто быстрее”. Первая группа выписывает качественные, вторая – относительные, третья – притяжательные прилагательные.
(Работа ведется по карточкам).
Зимнее утро, лисий хвост, весенний цветок, яркое солнце, родной край, волчья нора, деревянный дом, собачья конура, зеленая трава. Составить с данными словосочетаниями предложения.
Учитель. Когда в окончаниях и суффиксах прилагательных после шипящих и Ц пишется О-Е ?
(Ответы даются с использованием опорной схемы).
О.К.
Индивидуальное задание. (Три ученика работают у доски по карточкам, класс – с сигнальными карточками).
Задание. Списать , вставляя пропущенные буквы. Поставить ударение.
Карточка № 1. Дворцовая площадь, плюшевый медвежонок, ландышевый запах, ситцевое платье, чужой дом,
Карточка № 2. Ключевое слово, большое дело, кольцевая дорога, дешевый хлеб.
Учитель. Автобус мчится дальше, впереди деревня Кильдебяк. Справа от дороги родник, с чистой , прохладной водой. Ребята ! Давайте отдохнем немного, чтобы остаток пути преодолели легко, как и начало. (Проводится физкультминутка).
Следующий этап – составление текста по опорной таблице “Степени сравнения имени прилагательных”.
Сравнительная степень.
Простая | Сложная |
ее, (ей) е , ше | более + начальная форма прилагательного (более красивый) |
Превосходная степень.
Простая | Сложная |
ейш айш | самый, наиболее + начальная форма прилагательного |
Задание. Образовать степени сравнения имен прилагательных.
Карточка № 1. Высокие сосны, богатый край, яркое солнце.
Карточка № 2. Найдите имена прилагательные в сравнительной
степени.
Был я в дальних странах.
Плавал в океанах.
Был и в Сан-Франциско, корабли грузя,
Но страны милее
Той , где рос в селе я,
Странствуя по свету, не встречал друзья !
Ахмед Ерикеев.
Снега синей, снега туманней
Вновь освеженней дышим мы
Люблю деревню, вечер ранний
И грусть серебряной зимы.
А.И.Белый .
Карточка № 3. Переведите предложение на русский язык.
- Урманында кып-кызыл кура җиләк тә җир җиләк.
- Безнең авылыбыз табигатьнең иң матур җиренә урнашкан.
- Какие две формы могут иметь качественные прилагательные ?
Текст. Прекрасна наша Республика Татарстан. Просторны реки, пересекающие ее пространство. Богаты зеленые леса. Широки плодородные поля.
На многих языках говорят люди, населяющие Республику Татарстан. Звонки и чудесны песни живущего в ней народа. (Выпишите краткие прилагательные с теми словами, к которым они относятся. Определите их роль в предложении. )
I группа работает с 1 абзацем; II – группа – со II абзацем.
Вот и Лесхоз. (Ученик – экскурсовод дает визитную карточку Лесхоза.)
Учитель. Да, ребята. Это хозяйство специализируется на выращивании посадочного материала – саженцев леса и переработки древесины. Но известность Лесхозу принес и цех по изготовлению деревянных изделий, сувениров.
Далее экскурсия по художественному цеху. (Проводит ученик – экскурсовод, можно это задание дать и двум-трем ученикам). Познакомимся с теми цехами, где появляются деревянные изделия.
- Первый цех токарный. Здесь точат и создают не только исстари привычную посуду, но и современные изделия разных форм: ложки, вазы сахарницы.
Словарь: исстари – давний, старинный;
токарный цех – кыру цехы.
- Рядом с токарным – столярный цех. Заготовки дерева здесь покрупнее, и поступают они после просушки, затем проходят целый ряд последовательных операций.
- Отправляемся в художественный цех. Здесь простая деревянная чашка или миска превращается в произведение искусства. Через окна свет льется на ряды невысоких столиков и склонившихся над ними мастериц. Из – под кончика кисти, словно сами собой появляются листочки и цветы, гибкие веточки и круглые ягодки, травка , кустики. (Ученики рассматривают деревянные изделия и иллюстрации, составляя словосочетания).
Изумрудная (светло-зеленая) травка, изящный (нәфис) завиток, пурпурные (темно-красные) ягодки, золотистые травки, черно – зубчатые литья, тонкий, гибкий стебель и другие.
Дети получают домашнее задание описать деревянную ложку, используя опорные словосочетания.
Учитель. Экскурсия подошла к концу, пора возвращаться домой. Скажите, какую тему мы повторили во время поездки в Лесхоз ? Что интересного вы узнали ? Какова главная цель нашей поездки ?
- Правильно ребята, главная цель нашей поездки – это побольше узнать о родном крае.
Что на свете есть милее края,
Где ты рос и начинал свой путь ?
Ничего не надо мне другого,
Только б запах сена лугового,
Скошенного мной самим, вдохнуть.
С.Хаким (Перевод Р.Морана).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 6 классе. "Урок обобщения.Имя прилагательное. "
Урок представлен в яркой и незатейливой форме путешествия по острову Имя прилагательное. Разнообразие заданий активизируют мышление ученика в течение всего урока....
проверочная работа по русскому языку в 10 классе к итоговому уроку по теме "Имя прилагательное"
Проверочная работа составлена с опорой на задания ЕГЭ по русскому языку ( части А и В)...
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией
Урок русского языка в 6-м классе "Имя прилагательное как часть речи" (итоговый урок) с презентацией...
Итоговый урок по теме "Имя прилагательное"
Итоговое повторение темы...
Итоговый тест по теме "Прилагательное" 6 класс. Презентация для интерактивной доски.
В презентации использованы эффекты интерактивного перехода от слайда к слайду с мгновенной проверкой. Материал можно использовать для итогового закрепления материала. Тестовый материал взят из Пособия...
Итоговый урок по русскому языку по теме: «Имя прилагательное»
quot;Сегодня мы подведем итог знаниям, которые получили ,изучая тему : «Имя прилагательное». Мы увидели какая эта часть речи интересная и многогранная. Сегодня мы не просто будем отвечать...
Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"
Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...