конспект урока "Работа с ключевыми словами"
материал по русскому языку (11 класс) по теме
Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает текст для комплексного анализа. Ученики должны найти ключевые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchevye_slova.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
РТ.Мамадышский муниципальный район МБОУ «Среднекирменская СОШ»
Конспект урока на тему :
«Работа с ключевыми словами в ходе комплексного анализа текста»
(элективный курс, подготовка к ЕГЭ).
Выполнила:учитель русского языка и литературы
МБОУ «Среднекирменская СОШ»
Марданова А.Ш.
Мамадыш,2012 год
Конспект урока. Ключевые слова текста.
Тема: Работа с ключевыми словами в ходе комплексного анализа текста.
Цели:1) Научить детей найти ключевых слов в тексте.
2)Умение уч-ся определить роль ключевых слов в тексте.
3) Воспитание интереса к изучению данного материала.
Материал: различные источники, О.В Касперская «Анализ художественного текста.»
Тип урока- элективный курс.
Ход урока.
1.Актуализация урока.
1.Объявление темы и цели урока.
2.Формирование новых ЗУН уч-ся.
1.Вступительное слово учителя. Научить делать комплексный анализ текста -один из основных задач словесника в наше время. Тексты по сложности бывают очень разные. Важный этап при работе над текстом -это нахождение ключевых слов. Когда эти слова найдены ,детям легче назвать тему, основную мысль текста. Учитель предлагает текст для комплексного анализа. Ученики должны найти ключевые слова.
Например:
-Наденька ,так вы меня любите? -спросил я.
-Люблю ,конечно, люблю,- ответила Надя.
От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру ,выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. Вода разлилась ,уборщица чуть не упала с лестницы. « Ты что, ослеп?»- крикнула она, но я пронесся мимо нее , как на крыльях . Грубая женщина. Подумаешь, лужа !...Знала бы она ,что меня любит Наденька!.
Во дворе малыши строили замок из песка. Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова груду песка.»Дяденька ,что вы делаете ?»-зачирикали мальчишки. Я даже не повернул головы. Глупые дети , что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьке!. Любит, любит!.....
На автобусной остановке мне под ноги попалась кошелка с овощами. Я с ходу пнул ее ногой, и по асфальту весело заскакали зеленые огурцы, желтые яблоки и красные помидоры. «Бандит!...»-раздалась мне вдогонку. На я не удостоил хозяйку кошелка даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке.
Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону березовой рощи. Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. Я пробежал по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та -та-та-та- та-та тинь-тинь. «Держи хулигана!».Эгоисты эти пенсионеры. Разве трудно понять ,что чувствует человек, которого любят!....
Я влетел в рощу и, хмеля от бега и восторга, упал на зеленую душистую траву Ах, какое это счастье .Ах, какое счастье –любит и быть любимым, какое счастье!.
Вдруг я почувствовал ,что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками ,раздавив часы на моей руке. Я мгновенно вскочил – и тут же полетел в пруд ,сшибленный еще кем-то ,проносившимся мимо. Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так ,что из глаз брызнули слезы ,Вырвавшись ,я схватил с земли здоровую палку . « Ну ,сейчас я покажу этим кретинам!».
Но что я мог сделать! .Вокруг меня ,обезумевшее от счастья ,скакали стада румяных молодых людей ,выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя : Любит! Любит! …» Оказывается ,я был не одинок…Любили и других.
Сочинение-рассуждение, которое учитель читает ребятам в качестве образца интерпретации прочитанного текста:
Проблемы ,поднятые Ю.Котлярским , актуальны и в наше время. Главная тема текста- эта тема любви. ( Любовь- ключевое слово текста). Очень эмоционально ,ярко автор высказывает главную идею: « Ах, какое это счастье- любить и быть любимым ,какое счастье!».Да, с автором нельзя не согласиться .Каждый хочет быть счастливым .,а без любви вряд ли возможно счастье. Ю .Котлярский заставляет читателя задуматься над вопросами:
-Каждый ли человек умеет любить?
-Что такое настоящая любовь?
-Каким должен быть человек, который любит?
Но мы привыкли читать о любви произведения лирические, серьезные, исповедальные. А данный текст является юмористическим по своему характеру.
К постижению важных истин автор ведет читателя от противоположного .
Ключевым моментом является ДИАЛОГ , с которого этот текст начинается. Автор использует в диалоге разговорные конструкции («так вы меня любите?» и « конечно» ), которые намеренно снижают эмоциональный накал. То есть объяснение в любви приземленно ,так, между прочим. И читатель понимает, что никакого настоящего чувства любви у героев нет. Может быть, есть влюбленность, но не любовь.
В основе юмористического текста лежит идея несоответствия: любовь окрыляет человека ,у него вырастают крылья , он становится лучше ,добрее, радость позволяет ему творить, созидать .А в данном тексте Котлярский повествует о череде разрушений.
Динамизм разрушения автору позволяет показать ряды однородных сказуемых(подпрыгнул, выскочил, налетел, пробежался).Он намеренно использует экспрессивную разговорную лексику(ослеп, бандит, хулиган ,кретины).
Автор подчеркивает, что у влюбленного отсутствует диалог с окружающими: он не видит их(пронесся мимо уборщицы ,даже не повернул головы, к малышам, не удостоил хозяйку кошелки даже взгляда.).
Текст Ю.Котлярского отличается стройностью, логичностью: каждый абзац- повествование об очередной обиде, наносимой людям, завершается эпифорой(все мои мысли были о Наденьке).
И еще один важный прием использует автор- антитезу. Настает момент ,когда, так же динамично агрессия обрушивается и на него. Вновь ряды однородных членов ,вновь риторические восклицания.
Весь текст пронизывает авторская ирония. Экспрессивная лексика позволяет четко определить авторское отношение к подобному поведению.(обезумевшие от счастья, стада румяных молодых людей).
Ю.Котлярский удачно реализовал свой замысел :каждый кто не замечает других, может и сам оказаться незамеченным. Как аукнется , так и откликнется .Человек не должен уподобляться животному, быть безумцем. Любовь-это добро.
Другой прием ,помогающий при анализе текста, можно показать на примере поэтического текста. В 11 классе ,знакомясь с лирикой А.Блока , разбирается стихотворение «Вхожу я в темные храмы». Учитель просит ребят назвать ключевые слова этого стихотворения. Можно даже попросить распределить эти слова в два столбика:
Реальный мир Мир мечты
Темные храмы Прекрасная Дама
В тени у высокой колонны. Озаренный
Дрожу от скрипа дверей улыбки, сказки и сны.
Мерцанье красных лампад Святая, ласковые свечи
Хорошо провести творческую работу. Ответы на вопросы учителя:
- Можно ли содержание стихотворения представить в рисунке.?
-Что вы могли изобразить?
Выслушав ребят, показать им творческую работу, выполненную в виде иллюстрации к стихотворению. Посмотрев на нее ,легко представить два мира, смысл их противопоставления ,легче понять мировоззрение символистов, А Блока в частности.
При изучении стихотворения Ф.Сологуба « Нюренбергский палач» мы отыскивали ключевые слова: «алость меча», «усталость палача», «тусклая скука», «скучный позор», «скучный плеск березы», «скучный детский плач». Лексический повтор, анафора( строки, начинающиеся со слова «один»), оксюморон «дневная ночь» ведут к осмыслению идейного содержания: жизнь палача бездуховна ,выбор юности привел человека в тупик, в его жизни нет радости ,жизнь превратилась в вечную ночь. Творческая работа делает восприятие более ярким.
Следующий вариант работы с ключевыми словами . В качестве эпиграфа к творчеству Ф.И.Тютчева можно взять строки поэта:
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые,
Душа готова ,как Мария,
К ногам Христа прильнуть.
-Ребята найдите ключевые слова ,которые могут сказать о мировоззрении Тютчева, о системе жизненных ценностей поэта. Многие слова называют ребята, и эти слова очень важны для понимании жизни и взглядов поэта, но в конце концов находят главное-«Душа». И когда дальше они слышат рассказ о личности поэта ,о его жизни и мировоззрении ,все воспринимается глубже.
В конце урока еще раз обращаемся к этому эпиграфу . Строки станут более близкими и понятными.
Работа с ключевыми словами помогает иногда по –новому увидеть хорошо знакомый текст .Вспомним вторую главу повести Пушкина «Дубровский» Найдем ключевые слова . С одной стороны ,уездный суд, решение в пользу Троекурова. С другой стороны ,дети понимают, что на Андрея Гавриловича Дубровского нашло временное умопомрачение . Что кричит он в состоянии аффекта?
«Как !. Не почитать церковь Божию!. Прочь ,хамово племя!.
Слыхано ли …псари вводят собак в Божию церковь !.Собаки бегают по церкви».
«Почему именно эти слова кричит в минуту потрясения Дубровский?».
В словах бедного дворянина значимы слова: церковь, Бог, собаки. То есть можно сказать, что антитеза в данной главе очень важна:
Уездный суд
Несправедливый суд Божья церковь
Члены суда как хамово племя Суд Божий.
Члены суда уподобляются злым собакам Суд по совести
Главный закон -угодить богатому Суд справедливый
Совесть спит Суд по совести
Таким образом можно представить некоторые формы работы с ключевыми словами.
3.Итог урока.
1.Вывод к уроку.
2.Д/з(найти отрывок из любого художественного текста и работать по нахождению ключевых слов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень ключевых слов (перечисление основных категорий ФК)
перечень ключевых слов в физической культуре...
Урок- мастерская "Метод ключевых слов"
Урок- мастерская "Метод ключевых слов" по теме: "Правильные и неправильные дроби" Математика 5 класс...
Работа с ключевыми словами русской культуры на уроках русского языка в 5 классе
Работа со словом на уроках русского языка в 5 классе....
Опорная схема-конспект "Осмысление сюжета поэмы "Илиада" через ключевое слово "ГНЕВ"." 6-й класс.
Для изучения поэмы Гомера "Илиада" в 6-м классе....
Конспект урока русского языка по теме «Ключевые слова»
Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки....
Р.Р. №6 Начальные и конечные предложения текста. Р.Р. №7 Ключевые слова Отработка навыка. Ключевые слова к описанию картины Т.Я. Яблонской «Утро»
урок в 6 классе...
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...