Перечень ключевых слов (перечисление основных категорий ФК)
занимательные факты по физкультуре (10 класс) по теме

Казанцев Олег Геннадьевич

перечень ключевых слов в физической культуре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perechen_osnovnyh_ponyatiy_i_termnov_fk.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Перечень ключевых слов

(перечисление основных категорий ФК)

Быстрота - способность совершать движения с определенной скоростью, обусловленная спо собностью мышц преодолеть сопротивление с большим ускорением, и определяется скоростью движе ния. Под быстротой также понимается быстрая реакция на выполнение двигательной задачи, что обу словливается естественным качественным соотношением в мышцах быстрых и медленных волокон, а также психической реакцией на данную ситуацию. Формами проявления быстроты являются: время двигательной реакции; время одиночного движе ния; частота движений.

Многие жизненные ситуации требуют немедленной реакции на них и быстрого выполнения соответствующего движения, что подтверждает необходимость развития высокого уровня этого качества наиболее эффективно начинать развитие этого качества у детей 7-11 лет, которые способны легко повышать скорость своих движений.

Выносливость - это сопротивляемость утомлению при спортивной двигательной деятельно сти, т. е. способность человека противостоять утомлению при физической нагрузке. Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, силовую и специальную.

Гибкость - способность человека выполнять упражнения с наибольшей амплитудой движения в суставах, обусловленная функциональными свойствами опорно-двигательного аппарата. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Проявление гибкости возможно при наличии: достаточного анатомического радиуса движений в суставе; растянутости мышц, сухожилий и связок, окружающих сустав; силы и эластичности мышц.

Двигательное действие - это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решается двигательная задача. Большинство двигательных действий формируется на основе знаний, имеющегося двигательного опыта и определенного количества попыток выполнить дан ное действие. Каждое двигательное действие состоит из системы движений.

Движение - перемещение тела и его звеньев в пространстве и времени. Выделя ют произвольные (приобретенные) и непроизвольные (врожденные) движения. Для практики физическо го воспитания наибольшую ценность имеют произвольные движения. Каждое произвольное движение характеризуется тремя признаками: во-первых, оно всегда является функцией сознания; во-вторых, при обретается человеком в результате его жизнедеятельности (включая процесс обучения); в-третьих, обу чение движениям повышает степень их подчиненности воле человека.

Двигательное умение - это такой уровень владения двигательным действием, при котором необхо димо следить за выполнением каждого входящего в него движения.

Двигательный навык - это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях.

Степень владения двигательным действием проявляется при решении двигательной задачи и при изменении условий выполнения упражнения.

Духовное здоровье - обеспечивается системой мышления, поз нанием окружающего мира и ориентацией в нем. Оно определяет ся тем, как мы относимся к окружающей среде или к какому-либо определенному лицу или вещи, области знаний или принципу. Дос тигается духовное здоровье и умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моде лировать события и составлять программу своих действий.

Задачи физического воспитания (основные). Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение оздоровительных, обра зовательных и воспитательных задач:

  1. Оздоровительные задачи определяют направленность педагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и его подготовку к нагрузкам, связанным с характером ученой деятельно сти. Гармоничное физическое развитие предполагает воспитание основных физических качеств и развитие способностей у школьников, повышение функциональных возможностей дыхательной, сердечно сосудистой систем, укрепление центрального и совершенствование периферического звена нервной систе мы, активизацию обменных процессов, совершенствование и развитие адаптивных свойств организма. Подготовка к нагрузкам в процессе учебы связана с поддержанием оптимального функционального со стояния организма, высокого уровня его работоспособности в течение учебного дня, недели, месяца, года.
  2. Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни. Здесь выделяются задачи, связанные с приобретением знаний о режиме дня, правилах личной гигиены и закаливании, способах (технике) выполнения двига тельных действий, а также знания и умения по организации и проведению ежедневных домашних заня тий физическими упражнениями.
  3. Воспитательные задачи характеризуются воспитанием физических качеств личности, связанных с проявлением физических и психических потенций школьников при решении двигательных задач в кон кретных ситуациях.

Здоровье –

  1. состояние полного физического, душевно го, духовного и социального благополучия, а не только отсут ствие болезней и физических дефектов;
  2. спо собность человека приспосабливаться к окружающей среде с уче том собственных возможностей, противостоять внешним и внут ренним воздействиям, болезням и повреждениям, сохранять себя, расширять свои возможности, увеличивать объем полно ценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополу чие.

Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведе ния человека, обеспечивающая ему физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружаю щей среде (природной, техногенной и социальной) и актив ное долголетие (наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благо получия). Имеет целью достижение благополучия для себя, для семьи и государ ства.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - это

  1. Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем XX века;
  2. Совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья;
  3. Качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающая (здоровьеформирующая) педагогика – педагогика, выполняющая задачу обеспечения выпускнику школы высокого уровня реального здоровья, формирования культуры здоровья, неотъемлемой частью которой является умение молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Координация - способность управлять своими движениями в пространстве и времени. Уровень развития координации движений у занимающихся можно оценить, прослеживая поведе ние в процессе спортивных и подвижных игр, единоборств, а также по быстроте овладения новыми тех нически сложными упражнениями и отдельными элементами.

Ловкость - способность быстро и легко овладевать новыми движениями («быстро обучаться»), осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с тре бованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель. При этом остальные условия задания стараются оставить неизменными. Измерителями ловкости являются: 1) координацион ная сложность задания; 2) точность его выполнения; 3) время выполнения.

Это физическое качество проявляется в трех основных направлениях координационных способ ностей:

  1. в умении овладевать новыми двигательными навыками;
  2. в умении дифференцировать и управлять различными характеристиками движений;
  3. в способности к импровизации и комбинированию движений в процессе двигательной деятельности.

Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятель ность. Отдельный метод раскрывается многими разными по характеру методическими приемами, кото рые объединяются общностью цели и единым подходом к ее решению. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью и дру гими факторами. В физическом воспитании методы учебно-воспитательного процесса подразделяют на два основ ных класса:

  1. Методы усвоения учебного материала, связанные с методикой преподавания (словесный, целостный, расчлененный, равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, метод обеспечения наглядности)
  2. Методы организации учебной деятельности (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, метод круговой тренировки).

Методические приемы - часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе их взаимной деятельности, дополняющие и конкретизирующие метод.

Моторная плотность урока - время, которое ученики тратят непосредственно на выполнение двигатель ных действий, т. е. находятся в движении. Моторная плотность урока и рассчитывается как отношение времени двигательной активности к общему времени урока. Плотность урока (общая и моторная) выражается в процентах.

Общественное здоровье - общественная, социально-политическая и экономическая категория, которая характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья чле нов общества. Общественное здоровье и индивидуальное здо ровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зави сит от другого.

Обучение движениям. Обучение любому двигательному действию обусловлено закономерностями формирования двига тельных навыков и проходит на протяжении определенного периода времени. В практике выделяют три этапа в формировании двигательных действий: этап ознакомления с двигательным действием, этап разу чивания двигательного действия и этап его совершенствования.

Общая плотность урока - отношение времени, которое затрачивает учи тель на решение педагогических задач, к общему времени урока. Чем рациональнее используется время урока, тем выше его общая плотность.

Оценка успеваемости – одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.

Педагогическая технология – это

  1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Эти цели должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм учителя должен быть сведён к минимуму. Педагогические технологии могут быть классифицированы также следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики.
  2. последовательность действий педагога, соединенных определенной логикой использования педагогических средств в конкретных условиях, которая, будучи реализованной, приводит к ожидаемому результату.

Педагогические средства - все, что учитель, воспитатель, коллектив применяет как орудие воздействия на личность школьника, т.е. и содержание обучения, и его методы, и используемую структуру учебного и воспитательного процессов, и стимулируемый ими психологический микроклимат в коллективе, и многое другое вплоть до интонации голоса, взгляда и т.д.

Педагогическая адаптология - это искусство подготовки ученика к реальной жизни, определяющее, в конечном счёте, профессионализм учителя, уровень его профессионально-педагогической компетентности.  Рассматривает в определённом аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и составляющей одну из теоретических основ представлений о ЗОТ.

Репродуктивное здоровье - понятие связано с по нятием репродукции (то же, что размножение) - воспроизведение организмами себе подобных.

Сила - способность преодолевать внешние сопротивления преимущественно за счет мышечной деятельности или же противодействовать внешним силам. Измеряется сила величиной максимального напряжения, развиваемой мышцей при возбуждении. Достигнутый уровень силовой подготовки организма стимулирует правильное развитие опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста. Развивать можно целенаправленно силу определен ных мышц и даже одной крупной мышцы. Однако лучше проводить комплексное воздействие на различ ные группы мышц, формируя не только силу, но и пропорциональное развитие тела.

Спорт - составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятель ность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, ее общественно значимые результаты.

Средства физического воспитания (основные) - физические упражнения, с помощью которых у школьников формируют жизненно важные умения и навыки, воспитывают физические каче ства, развивают физические способности, повышают адаптивные свойства организма, восстанавливают ранее утраченные его функции.

В практике физического воспитания физические упражнения классифицируют по виду состяза тельной деятельности (гимнастические, легкоатлетические, плавательные, игровые и т. д.) и по их струк турным особенностям (циклические и ациклические). Циклические упражнения представляют собой двигательные действия с повторяющимися циклами движений (бег, ходьба и т. д.). В ациклических уп ражнениях движения постоянно изменяются (прыжки, метания, кувырки и т. д.).

Важными средствами являются также естественные силы природы и гигиенические факторы. Среди гигиенических факторов, содействующих укреплению здоровья, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, выде ляют: четкое выполнение режима дня и режима питания; соблюдение правил личной и общественной гигиены (уход за своим телом, санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, инвентаря и т. д.).

Технология обучения (обучения и самообучения) - набор операций по формированию знаний, умений, навыков.

Технология воспитания – это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщённых отношений.

Технологии развития тесно связаны с технологиями обучения. Психическое развитие – это формирование умственных умений, это прирост каких-то операций в психике человека. Конечный продукт обучения – знания, предметные умения, навыки. Конечный продукт развития – сформированность умственных умений. Но там, где происходит формирование умений, всегда наблюдается психическое развитие. Разновидностью технологий обучения, воспитания и развития могут быть технологии по коррекции (исправлению), профилактике (предупреждению), терапии (лечению), реабилитации (восстановлению).

Техника выполнения упражнения - способ наиболее рационального и эффектив ного решения двигательной задачи. В практике физического воспитания выделяют основу техники, ее определяющее звено и детали:

  1. Основа техники включает пространственно-временные характеристики определенной системы движе ний, их состав и последовательность воспроизведения. Именно различия систем движений, их пространст венно-временные и силовые характеристики отличают один способ выполнения упражнения от другого.
  2. Главное звено техники - это наиболее важная часть двигательного действия. Например, при беге определяю щее звено техники составляет отталкивание опорной ногой и быстрое вынесение ее вперед.
  3. Детали техники - индивидуальные особенности в выполнении того или иного упражнения, не нарушаю щие основу техники.

Физическое здоровье человека - это способность его тела реализовывать индивидуальную программу поведения и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвы чайных ситуаций. Духовная и физическая составляющие должны постоянно находиться в гармоническом единстве, ибо это две неразрывные час ти общего индивидуального здоровья человека. Физическое здоровье обеспечивается физической актив ностью и рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физическо го труда, умением отдыхать, а также исключением из употребле ния алкоголя, табака и наркотиков.

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельно сти, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использова ние их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния фи зической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использова ния физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свобод ного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, спортивные высшие достижения и др.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и воспитание морально-волевых качеств. Цель физического воспитания конкретизируется в ее прикладной направленности и заключается во всесторонней физической подготовке подрастающего поколения к активному творческому труду и защите Родины.

Физические качества - социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двига тельную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, гибкость, быстроту, ловкость, выносливость. Эти качества могут развиваться в большей или меньшей степени параллельно как естественным путем во время движений в повседневной жизни, так и иметь целенаправленное развитие. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

Физические способности - относительно устойчивые, врожденные и приобре тенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обуслов ливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются со ответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на ос нове одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей от дельных органов и структур организма.

Элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы и соревно вания по ним, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень основных поисковых систем сети Интернет

В современном мире информационных технологий можно затеряться. Это перечень сайтов, которые могут понадобиться в работе учителю. Мне они помогают,  пусть помогут  всем, кто  заглянет на мой сайт....

Интерактивные опорные схемы "Основные категории имени существительного"

Интерактивные опорные схемы предназначены для уроков письма и развития речи в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Могут использоваться при изучении нового материала в 5 классе и для повтрени...

ПЕРЕЧЕНЬ основных нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в сфере деятельности Минобрнауки России

Представленые документы должны быть во всех ОУ, как исходящие документы вышестоящих инстанций.  Также в зависимости от региона, могут включаться и региональные документы.Документы представлены в ...

Перечень ключевых слов с их толкованием, входящих в темы сочинений 15.3 на ОГЭ в 2017 году

Перечень -- это маленький толковый словарь, куда вошли такие слова, как ДРУЖБА, ЛЮБОВЬ, ВЗАИМОВЫРУЧКА и другие. Определение таких понятий нужно для написания сочинения 15.3 на ОГЭ....

"Стилистика: предмет, основные категории и разделы стилистики. Стилистические фигуры как синтаксические построения."

обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка,формировать навыки изложения материала в соответствующем стиле;развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнени...

Перечень ключевых слов с их толкованием, которые могут войти в темы сочинений 9.3 на ОГЭ в 2021 году

Словарь ключевых слов, которые могут войти в темы сочинений 9.3 на ОГЭ в 2021 шоду, содержит около 100 слов и выражений. Он поможет словесникам подготовить учащихся к ОГЭ....


 

Комментарии

Казанцев Олег Геннадьевич

Перечень ключевых слов (перечисление основных категорий ФК)